| |
Большая перспектива Приполярного Урала: возможно ли экономическое чудо без экологических проблем [2008-02-06]Большая перспектива Приполярного Урала: возможно ли экономическое чудо без экологических проблем.
Красив снаружи, богат внутри
Это самое красивое место на земле - такое было ощущение у нас, членов экспедиции на Приполярный Урал, когда мы встречали зарю в чаше высочайших гор Уральского хребта. Девять лет назад мало кто из югорчан знал, каким чудом обладает наш автономный округ. Впервые видели его в 1999 году и многие депутаты окружной Думы, которых старожил власти Василий Сондыков решил познакомить с жизнью глубинки. Впечатление от знакомства получилось сильное. Законотворцы были счастливы, как дети, - они пытались кататься на лыжах по неукатанным склонам окрестных гор, проваливались по пояс, потом загорали в солнечно-снежном безветрии, дышали кристальным воздухом.
Заброшенный поселок географической партии в деревне Неройка пребывал в спокойном упадке - из пятидесяти дворов обитаемыми тогда оставались лишь двадцать, здесь не действовали деньги, продукты выдавались "под запись". Да и немудрено, доставка дороговата - дорога от Саранпауля до этого благословенного места на тентовом "Урале" по зимнику занимает около шести часов. Всю ночь мы преодолевали несколько десятков километров, чтобы увидеть рассвет в горах, хотя лету на утреннем вертолете по графику от силы минут двадцать. Именно в той поездке многие из нас впервые услышали про небывалые залежи кварца, золота и других полезных ископаемых, которые хранят недра приполярных гор, именно тогда вдохновленные законотворцы решили, что непременно нужно открыть здесь горнолыжный курорт. Прошли годы, но наша Неройка пока не может составить конкуренции Куршавелю - уж слишком мы пока на отшибе находимся от караванных туристических путей. Однако по другим показателям Приполярный Урал даст фору любой загранице.
Когда б имел златые горы...
Заголовки общероссийских газет пестрят броскими заголовками типа "Уральский прецедент!". В чем же он? По подсчетам специалистов, "при освоении ресурсов Приполярного и Полярного Урала каждый вложенный рубль даст более 11 рублей прироста ВВП", к 2018 году непосредственно за счет объектов, расположенных на территории Приполярного Урала, в том числе и в нашем округе, прирост ВВП России составит 700 миллиардов рублей. Если учитывать неизбежно возникающий при сложении экономических факторов мультипликативный эффект, то эта цифра увеличится почти вдвое - до полутора триллионов. Будут расти налоговые поступления, причем к концу периода косвенные налоги будут существенно превышать прямые и достигнут трехсот миллиардов. Перспективы блестящие - и более, чем на сто лет! Как сказал Президенту России на инвестиционном форуме в Сочи Петр Латышев, "речь идет о новом освоении Урала, и его значение будет ничуть не меньше, чем у освоения, начатого при Петре I"...
Огромный масштаб "нового освоения" подразумевает и большое количество спорных моментов его реализации. Например, где делать железную дорогу. Есть несколько вариантов, один из которых предусматривает строительство железной дороги по западному склону Уральских гор, другой - по восточному. Западный вариант в чистом виде нереален, поскольку в этом случае дорога будет проходить через три заповедные зоны, у восточного тоже есть существенные минусы, нужно искать компромисс. Кроме того, есть мнение, что реальная оценка ресурсов Севера даст гораздо меньшие цифры, чем те, которые указаны в государственных прогнозах. Если это так, то существует вероятность, что после того, как железнодорожную магистраль построят, возить по ней будет нечего. А для того, чтобы дорога была безубыточной, необходим грузопоток 18-20 миллионов тонн....Ну и, конечно, есть большой вопрос: какими будут последствия промышленного освоения? Если что-то не додумать сейчас, потом можно потерять последний источник рыбного дохода, да и "коренной" самобытности на северах станет меньше.
Некоторые ученые считают, что ущерб северной природе может быть нанесен, к тому же он способен бумерангом ударить по коренному населению наших территорий. Из интервью заместителя директора Института экологии растений и животных Уральского отделения Академии наук Владимира Богданова изданию "Информ-Экология":
- Учитывая, что по новой редакции Водного кодекса водоохранная зона распространяется не на километр, как раньше, а на 200 метров, железная дорога, которая пройдет вдоль склона Уральских гор к месторождениям полезных ископаемых Полярного Урала, нанесет невосполнимый ущерб основным нерестилищам ценнейших сиговых рыб и тайменя. А дальнейшее развитие горнодобывающих отраслей неизбежно приведет к загрязнению и опустению нерестовых притоков Оби - Северной Сосьвы, Сыни, Войкара, Соби, вызовет повышенную смертность отложенной икры. Рыбные ресурсы Нижней Оби будут резко снижены, а промысел ценных видов сиговых рыб - прекращен...
В верховья Оби идут на нерест муксун, нельма и другая рыба ценнейших пород. На наших территориях сосредоточена треть мировых запасов такой рыбы - вернее, была сосредоточена. По оценкам уральских ученых, за последние 30 лет, в годы интенсивного хозяйственного освоения Севера, запасы сиговых в Обском бассейне снизились в пять раз. А еще промышленное освоение Полярного и Приполярного Урала усугубит проблемы оленеводства. По оценкам специалистов, в Ямало-Ненецком автономном округе на площади, которая может прокормить поголовье в 250 тысяч оленей, их пасется в два раза больше. На Полярном Урале и Ямале происходит снижение запасов лишайников - основного зимнего корма оленей, не хватает и летних кормов...
Человеческий подход
Однако есть и другое мнение, согласно которому любое оппонирование на эту тему хуже общего согласованного решения. Оно будет выработано, потому что новое освоение Урала в части территорий нашего округа и земель северных соседей дарит огромные перспективы. Проектом предусмотрено создание более 66 тысяч новых рабочих мест. Пишется о том, что "проект создает базу для прорыва российской промышленности в современные модели развития". "Урал промышленный - Урал Полярный" приводится экспертами "Российской газеты" примером того, как делается настоящая промышленная политика: "Она заключается не в создании тепличных условий для недееспособных предприятий, а обеспечивает рост всей национальной экономике". Как при этом сохранить хотя бы нормальные условия для пока дееспособной северной природы? Сегодня об этом думают лучшие ученые и экономисты, ведущие политики страны.
Губернатор Югры Александр Филипенко со своей стороны выступил гарантом правильной экологической стратегии, подтвердив, "...ведется большая работа, связанная с экологическим аудитом, для того, чтобы вероятный ущерб был сведен к минимуму, чтобы нам не повторять ошибок первого этапа освоения Западной Сибири, когда государственные задачи решались любым путем. Сегодня нет таких настроений ни у кого. Инициаторами этого проекта выступили региональные власти, и поэтому мы, как никто, заинтересованы, чтобы это был успешный и благополучный проект, не вызывающий конфликтов".
Недавно побывавший в наших краях Дмитрий Медведев почти не говорил про мегапроект "Урал промышленный - Урал Полярный". Зато было много сказано о необходимости ужесточения мер экологического контроля. Подчеркнутое внимание первого вице-премьера обнадежило экологическую общественность. Например, руководство российского Социально-экологического Союза не преминуло сразу же обратиться к политику с ответным словом. В нем специалисты называют экологическую безопасность одним из важнейших аспектов безопасности национальной и подкрепляют это утверждение статистикой Всемирной организации здравоохранения. Согласно данным ВОЗ, в 2007-м году экологически обусловленная смертность в России составила почти полмиллиона человек, это в несколько раз больше, чем от алкоголизма, наркомании и автокатастроф. Еще один довод экологов звучит так: "После двадцатилетнего перерыва в стране вновь планируются и реализуются масштабные инвестиционные проекты, способные вызвать катастрофические экологические и социальные последствия"...
Владимир Путин на заседании Совета безопасности 31 января отметил, что промышленность России, транспортный и инфраструктурный комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы. Темпы роста образования токсичных отходов, например, достигают 15-16% в год и значительно опережают темпы роста ВВП - это данные, приведенные Президентом. Затронув тему развития Урала, он заявил, что последствия от реализации проекта должны быть сведены к минимуму.
О новых принципах экологического мышления говорить и можно, и нужно - так, например, как вице-премьер Медведев: "Посещая лес или плавая в воде, каждый должен думать о том, как он себя ведет в этих условиях". Правильно, каждый должен осознать себя частью природы, уже поэтому не вредить ей, и здорово, если государство будет подавать в этом пример. Известный советский журналист Василий Песков в свое время восхищенно рассказывал о газопроводе на Аляске, где "труба водружена на сваи и не терзает землю". Было бы хорошо, если бы на вершинах гор Приполярного Урала лежали белоснежные шапки, в лесах жили медведи и лоси, в реках плескалась рыба, а на берегах лежал густой ковер цветистого субальпийского разнотравья - в то время, как не по дням, а по часам благодаря его ресурсам прирастал бы российский ВВП.
В результате переоценки ресурсов твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала поставлены на государственный учет: железная руда - 12 млрд т, бокситы - 433 млн т, марганец - 310 млн т, фосфориты - 191 млн т, хромиты - 52 млн т. Ядром транспортной инфраструктуры, создаваемой в рамках проекта, станет железнодорожная магистраль по восточному склону Урала, тремя новыми "ветками" будет образовано транспортное кольцо, которое по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, с зоной перспективной нефтегазодобычи на полуострове Ямал, обеспечит выход к Северному морскому пути. Основа энергетической инфраструктуры проекта - создание электростанций общей мощностью 2500 мегаватт, работающих на местном сырье.
21 января премьер-министр В. Зубков подписал распоряжение о включении проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" в перечень финансируемых из российского Инвестфонда. Общий объем инвестиций в реализацию проекта превышает 550 млрд рублей, из них около 100 млрд - финансирование из инвестиционного фонда РФ, 80 млрд рублей - средства субъектов РФ, участвующих в реализации проекта. Ресурсная база месторождений Полярного и Приполярного Урала оценивается в 43 трлн рублей.
На официальном сайте корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный" нет ни одного документа, содержащего словосочетание "экологическая экспертиза". Вообще на нем нет ничего про экологию региона, где разворачивает свою работу корпорация. Это как минимум странно для информационного ресурса, который представляет крупнейший российский инвестиционно-экономический проект.
Елена Акимова. Большая перспектива Приполярного Урала: возможно ли экономическое чудо без экологических проблем. // Местное время (Нижневартовск).- 06.02.2008.- 021
Елена Акимова., Местное время
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|