Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Кораблям - ходить в моря, заводу - развиваться


[2007-12-20]





    





Встречает он этот день с десятым по счету директором - Н.Я. Калистратовым,
пришедшим в непростую для предприятия пору. Сулящая большие перемены реформа
судостроения, срыв сроков модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков",
большая кредитная задолженность предприятия. Как писали газеты четыре месяца
назад, Н.Я. Калистратов, прежде чем согласиться на должность генерального
директора Севмаша, поставил ряд условий перед правительством, в частности
урегулировать вопрос с финансированием крейсера и отдать предприятию обещанный
в свое время заказ на строительство дизельных подводных лодок для
Венесуэлы.



- Николай Яковлевич, дадут ли Севмашу миллиард на достройку авианосца? И что с
заказом на строительство экспортных подводных лодок?


- На предприятии сложилась такая ситуация: если сделаем крейсер,
то выживем, завалим - к нам примут самые жесткие меры. Когда министр обороны
Сердюков, приехав на Севмаш, походил по крейсеру, то увидел, что строим мы
практически новый корабль. И сказал, мол, трудно утверждать, что миллиард
долларов
здесь последняя цифра.Я согласился. Обращаясь к президенту, он теперь ведет речь
о миллиарде или более. Американцы, планируя такую же работу на авианосце
"Энтерпрайз", запросили 1,4 млрд. долларов. Их не хватило. И был большой
скандал. В результате потребовалось 3,1 млрд. долларов. Это факты, от которых
никуда не уйдешь. Часть денег индийцы должны заплатить, иначе придется снимать
людей. Надеемся и на длинный кредит под гарантии правительства. Что касается
экспортных заказов, появляется уверенность, что передадут заказы на
строительство двух подлодок. Но нам надо больше. По крайней мере, всех
экспортных лодок.Таким образом мы стабилизируем финансовую ситуацию.



- Обычно руководители ведут счет дням работы на новой должности. А вы?


- А я веду счет людям. Каждую неделю. Сколько уходит, сколько приходит рабочих
на основное производство. Вот на минувшей неделе 39 пришло, 33 ушло. Шесть
человек прибавилось. Но так происходит, к сожалению, не каждый раз.



- Анализ ведется, почему уходят люди?


- А тут большого секрета нет. Еще один из знаменитых директоров Севмаша
Боголюбов, выступая на правительственном совещании, говорил: "Я уже информировал
о тяжелом состоянии завода на сегодняшнем уровне его производственной программы.
Как же обеспечить рост его в три с половиной раза, где взять кадры? (Ну у нас
можно считать раза в два. - Н.Я.). Архангельская область вообще бедна
населением.



Нужны же квалифицированные кадры из развитых индустриальных центров,
или придется отложить на десятилетия требующееся развитие завода, набирая
мальчишек для обучения и повышения квалификации... Как же прикажете вербовать
тысячи людей из Николаева, Ленинграда, Москвы, Волги: "Приезжай к нам, будешь
получать зарплату меньше, чем у себя (Правда! - Н.Я.), проживая в деревянных
домах с ветерком (Мы сегодня вообще домов никаких не даем. - Н.Я.)... Приятный
приполярный климат..."


Чтобы добиться северных льгот в те времена,
когда государство оказывало очень серьезную поддержку промышленности, Боголюбову
пришлось провести в Москве полгода. Нам понадобится времени больше. Нужно, чтобы
государство платило людям, работающим на кораблях, северные из госбюджета, как
оно платит чиновникам, милиционерам, военным. Но для этого надо иметь мощную
поддержку в Москве, свое лобби.



- А вы отказались от депутатского мандата...


- В Госдуму нужно прийти победителем. Чтобы чего-то добиться, быть влиятельным,
надо занять пост председателя комитета или его заместителя. У меня хватило бы
опыта и настойчивости. Не хватило голосов. Не исключаю, что через четыре года
пойду на выборы вновь и рассчитываю на поддержку северодвинцев. Город не имеет
своих представителей в Госдуме, хотя очень нуждается в протекционистской
политике.



- Судя по обилию таблиц, главная головная боль для вас - рабочие кадры.


- Это всегда так. Я около 20 лет работаю директором и знаю: если
квалифицированный рабочий идет на основное производство, значит, все идет как
надо. Еще более яркий показатель, если дети идут по стопам родителей. На
Севмаше немало династий. Но мы много потеряли рабочих основной специальности.
Если в 1988 году у нас было более 17000 рабочих, то к началу
2008-го - 8200. А на работу и вовсе выходит чуть больше шести тысяч - отпуска,
больничные.



Завод должен работать эффективно. А эффективность измеряется соотношением
количества работающих на кораблях к общему числу - у нас 8200 к 27 тысячам. Это
плохая экономика. В отношении вспомогательных рабочих мы занимаем такую позицию:
если ты опытен и квалифицирован, бери на себя обязанности напарника, и зарплата
вырастет. Или переучивайся на рабочего основной специальности. Такие примеры уже
есть. Севмашу есть все основания гордиться сварщиками, сборщиками, бригадирами.
Вы посмотрите, сколько у нас Героев.


И многие - выпускники профтехучилищ. Я тут
недавно встречался с ними и просто любовался, до чего это цельные личности.
Разве бы было лучше, если бы они пошли в инженеры? Они и на своем месте элита.
Некоторые из них участвовали в испытаниях десятков атомных подводных лодок. Это
и профессиональный, и жизненный подвиг! Просил их чаще выступать перед
молодежью. Надо поднимать престиж рабочего человека. Это ведь великая заслуга
Севмаша - вырастить такие кадры, которые сегодня востребованы на всех
предприятиях России. Но они нам самим нужны. На Севмаше высокий технический
уровень специалистов. Любая техническая проблема решается быстро и грамотно. Нам
не хватает инженеров со знанием иностранных языков.



Что
мешает молодым осваивать языки? Карьера обеспечена. Светлая память Евгению
Егорову, который создал в Северодвинске втуз: мы теперь имеем ежегодное
пополнение в тысячу молодых специалистов. А вот с рабочими проблема. Их
выпускается ежегодно 200-300 человек. Выпускников сразу забирают в армию -
неправильная идеология. У нас сотни заявлений от женщин - уборщиц, экономистов,
но нам нужны рабочие основных рабочих профессий. Мы повысили зарплату в среднем
на 15%, но пока сдвигов конкретных нет. Говорят, что действуют причины
психологического свойства, люди разуверились. Надо возвращать веру. У Севмаша
большой запас прочности. Социальные льготы. Есть свои здравницы, которые дают
возможность отлично отдохнуть на Черном море. В конце концов, есть корабельный
город, который может остаться только при сохранении заводов.


- Вы говорите о рабочих, инженерах со знанием языков на основном производстве. А
скольких вы можете обеспечить жильем?



- У нас есть 500 мест для служебного жилья. И если люди пойдут, будем пробивать
деньги и строить квартиры. Я говорил об этом с вице-премьером Жуковым, но надо
показать, что кадры прирастают. Молодые должны понять, что производственные цеха
- это престиж, зарплата, уверенность. В 70-е после окончания "корабелки"
половина нашей шестой группы по специальности "Проектирование ядерных
энергетических корабельных установок" приехала в Северодвинск. Я пошел на
основное производство помощником мастера, как и многие мои товарищи. Инженеры
росли, становились лауреатами государственных премий, классными специалистами.
Ничто не помешало нам состояться.


- А что еще сдерживает рост зарплаты?



- Ценовая политика. Очень низкие тарифы на основных заказах. Здесь без
государственной поддержки не обойтись. Слушая выступление президента России В.В.
Путина на съезде партии "Единая Россия", который прошел на этой неделе, не мог
не согласиться: нам действительно нужна преемственность власти, последовательная
экономическая политика. Только в таких условиях мы сохраним крупнейшие в России
верфи. Все страны берегут заводы. Должна быть принята система мер по привлечению
людей в кораблестроение, надо поднимать престиж работников созидающих, особенно
после столь длительного экономического и социального кризиса.


Нам очень помогает сотрудничество с правительством Москвы. Их поддержка в
социальном плане хорошо известна медикам и детям. Сейчас, например, идет речь о
поставке ядерного резонансного томографа для МСЧ-58. После посещения
Северодвинска членом Совета Федерации О.М.Толкачевым я был у него на приеме в
Москве. В 2008 году нас обещает навестить Юрий Михайлович Лужков.



- Что у Севмаша в итогах 2007-го?


- Вчера ушла на испытания после ремонта АПЛ "Пантера". Выведена из эллинга
опытовая дизельная подводная лодка "Сэров".Успешно работает Кислогубская ГЭС -
задел на будущее. Сдана норвежской компании морская платформа MOSS CS-50.
Президент компании-проектанта "Moss Maritime" Пер Кристенсен отметил, что
Севмаш является самым подготовленным в России предприятием для строительства
морских платформ. В следующем году будем сдавать "Юрия Долгорукого". Создана
единая планово-диспетчерская служба.



- Продолжается реформа судостроения...


- Создан Северо-Западный судостроительный центр. Его руководителем назначен
бывший работник "Звездочки" В.Г Фоменко, а техническим директором -
представитель Севмаша О.Г Максименко. Нас уже критикуют за то, что мало
кооперации: гальваника на Севмаше и в "Арктике", два крупных мебельных цеха - на
Севмаше и на "Звездочке". Можно сделать один и лучше технически вооруженный.
Ведем проработки.



- Севмаш отмечает очередную годовщину...


- И я хочу пожелать коллективу оптимизма и надежды на будущее. Руководству -
активнее заниматься внешними вопросами. Городу - не превратиться в уездный
городишко. Я еще раз благодарю всех, кто поддержал меня на выборах в Госдуму.









Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ, Северный рабочий

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru