Архангельск - порт всех морей? [2007-11-24]
Сегодня в Архангельске ждут министра транспорта России Игоря Левитина. С его участием пройдет большое совещание, посвященное развитию транспортной сети области.
Во властных структурах и крупных компаниях вдруг дружно заговорили о перспективах Архангельского морского порта. Это, конечно, связано с реанимацией проекта Белкомур - строительства железной дороги с пермского Урала через Коми на Архангельск.
В последние дни о приоритете для Белкомура заявили сразу две группы разработчиков стратегии развития Архангельска и области. Городу проект разрабатывает московский Институт экономических стратегий, области - питерский фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". (Интересно бы знать, во что обошлись налогоплательщику услуги стратегов-гастролеров. О том, чтобы объединить заказ для них, очевидно, не подумали. Или, может быть, и здесь доверились волшебнице конкуренции?).
Белкомур - проект вроде бы железнодорожный, но полностью завязанный на морской транспорт. Речь идет о том, чтобы открыть ресурсную базу приполярного Урала для мировых сырьевых рынков. Сегодня Архангельский порт вряд ли сможет переваливать во все возрастающем объеме такие грузы, как металлы, контейнеры, направлять нефтяной поток. Уровень развития не позволяет. Да и глубины на 40-километровом участке в дельте Двины.
И если представить, что Белкомур построен и железнодорожные составы хлынули с Урала через Карпогоры в Архангельск, то роль последнего сводилась бы только к тому, чтобы включать семафоры на Обозерскую и дальше на Мурманск. Впрочем, у заполярного незамерзающего Мурманского порта есть свои проблемы. Его причалы и сооружения находятся в городской черте, и это существенно ограничивает портовый потенциал. Есть проекты переноса Мурманского порта на противоположный берег Кольского залива.
Но представьте, каких денег и сколько времени это потребует. К тому же значительный кусок Октябрьской железной дороги - от Апатитов до Оленегорска - является однопуткой и проходит по скалам и берегам озер. Модернизировать его - а этого требуют уже сегодняшние грузопотоки - будет весьма проблематично.
В общем, для развития Архангельского порта как конечной точки железнодорожной магистрали Белкомур есть солидные основания. Более того, по мнению стратегов, это единственный в нынешних условиях мегапроект для региона. Специалисты считают, что в районе острова Мудьюг должен быть построен глубоководный район порта, куда получат доступ суда дедвейтом до 70 тысяч тонн.
В последние месяцы у Белкомура обнаружились влиятельные сторонники и в столице, и в заинтересованных регионах. Однако известна позиция Минтранса: Архангельск будет включен в концепцию развития транспортной системы России лишь при условии загрузки существующих мощностей порта. А с этим, увы, в нынешнем году выявились серьезные проблемы. За девять месяцев грузопоток сократился на 50 тысяч тонн.
Крупнейший клиент - Архангельский ЦБК из-за высоких фрахтовых ставок переориентируется на железную дорогу. Компания "Роснефть", заявлявшая ранее о намерении развивать терминалы Архангельской нефтебазы, перевела значительную часть экспорта на Балтику.
Так что, разрабатывая стратегию, нашим транспортникам нельзя забывать и о злободневной тактике выживания. Конечно, обнадежил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, заявив во время недавнего визита в Архангельск: "Будет порт - будут и грузы". Но станет ли это достаточной гарантией?
Северьян ДВИНСКОЙ, Северный рабочий
|