ГРЦАС сделал важное дело [2007-11-10]
8 ноября исполнилось 15 лет со дня подписания указа президента РФ Б.Н. Ельцина о создании Государственного российского центра атомного судостроения.
Трудно переоценить значимость указа Б нору, когда дальнейшая перспектива сохранения потенциала и высоких технологий судостроения была весьма неопределенной.
Инициатива объединить ряд судостроительных предприятий и научные, технологические и конструкторские институты,сконцентрировав на них размещение госзаказа, по словам президента ГРЦАС Д.Г. Пашаева, родилась на Севмаше после того, как практически обнулился государственный оборонный заказ.Удачный случай обсудить предложение на самом высоком уровне представился во время визита в Северодвинск президента Ельцина в апреле 92-го. И президент поддержал предложения Севмаша о создании на базе Северодвинска ГРЦАС для осуществления единой технической политики в разработке и серийном производстве не только атомных подводных лодок, но и надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, с сопровождением их полного жизненного цикла: гарантийного надзора, ремонта и утилизации. Указ преследовал цели повышения эффективности уникального научно-промышленного потенциала северодвинского судостроительного комплекса для решения проблем оборонного характера, выпуска наукоемкой машиностроительной продукции, для развития северных регионов, экономических и морских стратегических интересов России. Не был забыт и социальный аспект. Ставилась задача улучшения жизни населения в зоне повышенного риска.
Б.Н. Ельцин дал правительству поручение разработать программу развития Северодвинска, в которой, кстати, говорилось о придании ему статуса территории приоритетного развития. Документ смотрел на десятилетия вперед. Интересно, учитывают ли его весомость власти, борясь ceгодня за статус наукограда.
В процессе работы над проектом в Минэкономики круг участников ГРЦАС сократился до девяти: заводы - Севмаш, "Звездочка", "Арктика", "Полярная звезда", "Нерпа" (Мурманская область), "Звезда" (Большой Камень Приморского края); научные конструкторские и технологические организации - "Рубин", "Малахит", "Аврора".
- Мы объединились и тем самым спасли технологию судостроения и кооперацию, а потом и сами выжили, - сказал Д.Г Пашаев в интервью по случаю 15-летия. - И не просто выжили. Каждый из участников ГРЦАС расширил сферу деятельности, провел диверсификацию. Была сделана серьезная заявка на Арктический шельф. В мае 1996 года вышел указ президента о создании промышленно-производственной базы по освоению его углеводородных месторождений. Заметьте, в целях сохранения и развития уникального российского научного и производственного потенциала подводного кораблестроения, СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА.
Указом президента ГРЦАС был объявлен генподрядчиком на разработку целого ряда месторождений: Приразломного, Штокмановского и других. Это и сегодня серьезный аргумент в борьбе за свое место на шельфе Арктики.
Елена АНДРЕЕВА, Северный рабочий
|