А ВОТ VENEZIA ЗИМОЙ [2008-01-11]А ВОТ VENEZIA ЗИМОЙ.
Гениальное творение Иосифа Бродского с первых строк захватывает вас и бросает в просоленные лабиринты города-мечты - благородной Венеции.
Писатель становится вашими глазами и ведет по холодному камню набережных, по темной глади воды, по тайным переулкам своей души.
Название "Набережная неисцелимых" у самого Бродского вызывало в памяти случаи чумы, век за веком опустошавшей Венецию. "Добавьте сюда же чахоточных поэтов и композиторов; добавьте... влюбленных в это место неисправимых эстетов - и набережная заслужит свое имя".
Первое, что приятно удивляет в книге, - отсутствие описания шаблонного карнавального венецианского веселья. Поэт открывает нам зимнюю Венецию, которую знают немногие. Венецианцы, как и все люди в мире, идут на работу утром, а вечером возвращаются с нее, не особо жалуя зевак да туристов. Благо зимой их совсем немного. Оказывается, запах зимы в Венеции - это запах мерзлых водорослей. Водоросли везде, они застыли бесформенными комками, словно в ожидании...
А еще бесконечная красота города, с которой никто и ничто не способны соперничать. Власть красоты, снисходительно терпящей странных существ, живущих в недрах города, чувствуется каждым и подчас находит выражение в довольно странном поведении. Например, каждый, кто бывает здесь, обязательно покупает вычурные непрактичные вещи. Вещи, которые больше негде носить. Слабо сопротивляясь окружающей красоте, люди пытаются быть "на высоте", что на руку продавцам ярких и абсолютно ненужных тряпок. Бродский пишет о том, с каким огромным удовольствием он отдается этому порыву, и неважно, что все купленное впоследствии раздаривается друзьям и знакомым...
И зеркала. Начиная с глади вездесущей воды, город все время следит за тобой или смотрит в них на себя, любуясь. Кому что ближе. Бродский с восторгом рассказывает об этих "глазах", как правило, настолько старинных, что в некоторых совершенно невозможно что-либо разглядеть, кроме ушедших веков.
Автор встречал в этих местах потомков древних рыб, воплощенных не только в людях, но и в домах, мостах и бесконечных изваяниях херувимов. Рыба как символ, рыба на завтрак, рыба в воде... Бродский в своей неповторимой манере плывет вместе с Венецией в иной мир, возможно, вад, но только для тех, кто не умеет жить подводой.
Татьяна КНИЖИНСКАЯ А ВОТ VENEZIA ЗИМОЙ. // Заполярный вестник (Норильск).- 11.01.2008.- 002.- C.4
Татьяна КНИЖИНСКАЯ, Заполярный вестник
|