| |
Аналогов в мире нет. [2007-12-06]Аналогов в мире нет.
Железная дорога на Ямале впервые пройдет по вечной мерзлоте
НАШ корреспондент встретился с Михаилом Богдановым - генеральным директором Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве при Министерстве регионального развития РФ, который является основным институтом в области инженерных изысканий в строительстве. И задал ему несколько вопросов. Речь шла о мегапроекте по развитию Ямала, о тех проблемах, которые предстоит решить, чтобы с новой силой забилось энергетическое "сердце" России. Вот что рассказал генеральный директор.
Амбициозные планы освоения космического пространства, включая полет человека на Марс и Луну, мы планируем на долгосрочную перспективу. А вот богатства Ямала страна должна взять, что называется, уже сегодня. И эта задача по сложности ничуть не уступает "марсианской" программе.
"Газпром" провозгласил полуостров зоной своих стратегических интересов в ХХI веке. Именно с его освоением связывают перспективы роста этой крупнейшей энергетической корпорации, укрепление ее позиций на глобальных рынках.
Сегодня в Ямало-Ненецком округе добывается 91 процент всего российского газа (23 процента мировой добычи). Но еще в 2001 году, посещая Новый Уренгой, президент России В. Путин говорил о том, что нельзя жить только "советским" наследством, необходимо готовить серьезные заделы на перспективу, расширять ресурсную базу. И команда А. Миллера, призванная обеспечить качественное развитие "Газпрома", вплотную занялась этой задачей. Сконцентрировала для этого серьезные инвестиционные, технологические и кадровые ресурсы. Вновь пошли в тундру отряды геологов, закипела работа на изыскательских буровых, в научных и проектных институтах стали прокладывать трассы новых газопроводов и дорог. Старожилы Ямала говорят, что разворачивающиеся сегодня работы напомнили им о временах открытия "большого газа" 60-70-х годов прошлого столетия.
В 2010 году "Газпром" собирается приступить к разработке новых ямальских залежей - Бованенково, Харасавэй, Новопортовское. Их суммарные запасы - 5,8 триллиона кубометров газа, 100,2 миллиона тонн газового конденсата, 227 миллионов тонн нефти. Это - новые горизонты "Газпрома", это - выполнение не только наших экспортных контрактов, но и реализация масштабной программы газификации российских регионов, поставленной в рамках национальных проектов.
Первое на очереди - самое крупное - Бованенковское газоконденсатное месторождение. От него, форсируя Байдарацкую губу Карского моря, пройдет уникальный газопровод на Ухту и далее в Европу.
Как сообщил на недавно прошедшем выездном совещании правления "Газпрома" в Надыме заместитель председателя правления ОАО концерна Александр Ананенков, уже в 2011 году компания намерена добыть здесь 7,9 миллиарда кубометров газа. Он подчеркнул, что именно "с Бованенково мы начинаем отработку огромной ресурсной базы, альтернативы которой нет ни на востоке, ни на западе, ни на юге, - пока нет нигде".
Между тем газ на Ямале придется добывать в сложнейших природно-климатических и геологических условиях. Бованенковские залежи находятся в одном из самых труднодоступных районов полуострова. Вокруг - лишь заболоченная тундра в крае вечной мерзлоты.
Строительство железной дороги к Бованенково, которая вдоль Уральского хребта проложит путь к месторождению, было одной из тем совещания. Многие уже сравнивают эту стройку с
БАМом, но на совершенно новой технологической основе, соответствующей всем требованиям ХХI века. Несмотря на все сложности и неопределенность 90-х годов, "Газпром" не оставил эту тему, находил возможность поддерживать необходимую инфраструктуру для выхода на Ямал. Да и сами северяне не изменили своему делу, понимая, что рано или поздно, но окрепшая Россия возьмется за большой Ямальский проект.
По словам Михаила Богданова: "Компанией "Ямалтрансстрой", которая по поручению "Газпрома" осуществляет строительство транспортного коридора Обская - Бованенково, несмотря на сложные инженерно-геологические и климатические условия Заполярья, уже пройдено 268 труднейших километров. Это - больше половины из общей протяженности трассы в полтысячи километров. С чистого листа построено 35 мостов через непокорные северные реки. На отдельных участках дорога уже введена в эксплуатацию, и по ней открыто движение".
Отечественные и зарубежные ученые, за плечами которых разработка сложнейших проектов, полагают, что аналогов этой дороге, без преувеличения, нигде в мире пока нет. В Норвегии, на Аляске и на российском Таймыре железные дороги проходят по прочному скальному грунту. На Ямале же приходится идти "по минам", прокладывать железную магистраль по вечной мерзлоте, уходящей на сотни метров в глубину полуострова.
Магистралей, подобных Обская - Бованенково, которые пролегают в столь высоких арктических широтах, да еще по сильнольдистым грунтам, при угрозе развития опасных геологических процессов, еще никто не строил, говорит Михаил Богданов. Институт, который он возглавляет, по заказу "Газпрома" и "Ямалтрансстроя" занимается научным сопровождением проекта строительства железной дороги. Специалисты института изучают поведение дороги в условиях вечной мерзлоты, разрабатывают рекомендации для строителей
"Представьте, что 25 процентов, а иногда и 50 процентов грунта, по которому проходит полотно, составляет лед. Температура на Ямале зимой может достигать минус 56 градусов, а летом - плюс 30. Земля как будто дышит под ногами.Кроме того, в толще Ямала встречаются такие нетипичные даже для северных мест образования (креопэги), которые даже при температуре ниже нуля сохраняют практически жидкое состояние. По сути, строить дорогу в таких условиях, все равно, что класть шпалы в манную кашу. Никакие из ранее опробованных технологий дорожного строительства для Ямала не подходят", - рассказывает М. Богданов. По его словам, специалисты "Ямалтрансстроя" разработали свой уникальный метод. Сегодня здесь опробована новая схема сооружения земляного полотна: зимой закладывается ядро насыпи - тундра закрывается мерзлым грунтом и теплоизолирующим слоем, летом - насыпь доводят до проектного профиля талым, сухим грунтом. Для защиты насыпи используются уникальные технологии и материалы.
В итоге строителям с самого начала удалось обеспечить стабильное состояние земляного полотна, чего, кстати, в свое время так и не удалось добиться на БАМе. По масштабам строительства Обская - Бованенково и БАМ действительно во многом похожи. Но что касается технологий, дорога на Ямале - не БАМ, а почти что космос. Причем и в буквальном смысле тоже. Мониторинг состояния железнодорожного полотна сегодня осуществляется аэрокосмическими методами. Работы, которые ведет "Ямалтрансстрой", несомненно, являются новой высотой в мировой индустрии дорожного строительства. К ним приковано внимание очень многих стран со схожим климатом, отмечает М. Богданов.
В ближайшее время специалистам "Ямалтрансстроя" предстоит решить еще одну уникальную задачу, которой нет аналогов в мире. Это возведение самого протяженного в России железнодорожного моста длиной почти 4 километра - переход через главную преграду на пути к Бованенковскому месторождению - пойму реки Юрибей. Основные работы запланированы уже на декабрь, когда на Ямале ударят самые сильные морозы. "Юрибейский переход" - это пример того, насколько осторожно и бережно "Газпром", проектировщики, строители относятся к экологической структуре региона. Пойма реки Юрибей - очень ранимая часть тундры, и святое для коренных жителей-ненцев место. Река как раз пересекает середину полуострова. Привычная технология строительства железнодорожного полотна с применением отсыпки грунта нарушила бы хрупкую экологическую систему, замечает М. Богданов. Поэтому "Газпром" и "принял решение, не тревожа пойму реки, идти через ее русло эстакадой, подняв железнодорожное полотно над водой"
По планам руководства "Газ-
прома" в 2010 году железная дорога Обская - Бованенково должна быть полностью введена в строй для грузовых перевозок. По ней пойдут строительные материалы и техника на Бованенково. В 2011 году предполагается открыть движение пассажирских и пригородных поездов до месторождения.
На уровне государства транспортному освоению Ямала уделяется сегодня едва ли не больше внимания, чем разработке новых газовых и нефтяных ресурсов. И это вполне понятно. Железная дорога не только ускорит ввод добывающих промыслов, но и позволит продолжить масштабные геолого-разведочные работы в этом регионе, где только разведанные запасы газа составляют 10,4 триллиона кубометров
Большой газ Ямала нужен России. Не обойдется она и без масштабного освоения богатейшей минеральной базы полярного Урала, и, конечно, российского арктического шельфа. Это вопрос геополитических интересов страны, конкурентоспособности ее национальной экономики. И, конечно, в этом - залог динамичного развития Ямало-Ненецкого автономного округа, роста благосостояния его жителей. Это хорошо понимает настоящий патриот российского Севера, губернатор Ямала Ю. Неелов, оказывающий "газовым" проектам освоения полуострова самое активное содействие. Несомненно, что такой крупный проект имеет статус приоритетного и для федеральной власти
Здесь, за полярным кругом, на Ямале будет создана не только мощнейшая энергетическая и ресурсная база, но и впервые после нескольких десятилетий на карте России вновь появится новый город. Может быть, с таким же красивым и мужественным именем, как и река Юрибей. И это имя - "Юрибей" - будет звучать так же громко и гордо, как имена всемирно известных Нового Уренгоя, Сургута и Надыма.
И в этом городе будут жить счастливые люди, которые делают большое и нужное для всех нас дело. И газ новых месторождений Ямала пойдет по трубе в назначенный срок - чуть больше, чем через 1450 дней. А для романтиков хочется добавить, что Ямал, несмотря на свою суровость, обладает невероятной притягательной силой - кто побывал там однажды, непременно мечтает вернуться в этот край, где общение с первозданно-прекрасной природой делает людей добрыми и мудрыми.
Записал Дмитрий Заякин
Общероссийский выпуск
Дмитрий Заякин, Российская газета
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|