Иван Бенца: Живая газета должна быть импульсивной [2007-12-21]
Каждую пятницу наша редакционная планерка начинается такими словами: "Ну, как говорил Иван Васильевич Бенца, чем будем "цеплять" читателя?"
Иван Бенца больше пяти лет был редактором областной газеты "Правда Севера". Сейчас он руководитель Ассоциации СМИ Северо-Запада (АСМИ), ее гендиректор, один из отцов-основателей. АСМИ объединяет сегодня свыше 80 ведущих печатных и эфирных изданий Северо-Запада, в том числе и из нашего региона.
Иван Васильевич живет в Санкт-Петербурге, но его трудовая книжка до сих пор находится в "Правде Севера". "Я одной ногой в Питере, а другой до сих пор здесь", - признается он.
И вот недавно автор легендарной цитаты пришел в гости в нашу редакцию...
- Иван Васильевич, а для чего существует ваша Ассоциация?
- С образованием федеральных округов в воздухе витали разные идеи, в том числе и идея создания новых окружных СМИ. Мы предложили принципиально иной подход - не создавать новые газеты и телеканалы и усиливать конкуренцию на местном информационном рынке, а опираться в информационной деятельности на раскрученные брендовые региональные СМИ. Так возникла Ассоциация СМИ, ставящая разные цели, в том числе и формирование информационного пространства.
Когда мы собрались впервые, рядом сидели редакторы Пскова и Новгорода. Между этими городами всего лишь сотня километров, а коллеги впервые увидели друг друга. Что уж тогда было говорить про Архангельск или Мурманск... А сейчас руководители СМИ напрямую общаются друг с другом, завязываются контакты, обмениваются информацией. Ассоциация СМИ Северо-Запада ведет ряд информационных проектов - устраивает ежегодные форумы СМИ, организует творческие конкурсы, пресс-туры , пресс-конференции.
- Опросы западных экспертов показали, что половина жителей России готова пожертвовать свободой СМИ ради стабильности...
- Я не очень верю этим опросам, не думаю, что людям так уж безразлично, какая у нас пресса. Стабильность не может быть альтернативой свободе СМИ. Наоборот, усиливается ностальгия по качественной журналистике, с "размышлизмами", авторской позицией. Иное дело, что такой журналистики почти не осталось. И доверия к прессе мало, что тоже, к сожалению, является фактом.
- А почему упало доверие?
- За последние десять лет наш информационный рынок окончательно обрел организационно-правовую основу и из чисто идеологического ресурса превратился в действующую по экономическим законам хозяйственную отрасль. У газет, телевидения и радио, интернет-ресурсов появился собственник. Это всё происходило на наших глазах. Цивилизованных собственников, которые бы с уважением относились к Закону о СМИ и роли СМИ в обществе, увы, в современной России оказалось немного. Государство с помощью СМИ решает свои задачи, олигархи - свои. И это тоже происходит на наших глазах. Пресса стала орудием борьбы в идеологических и междоусобных войнах и постепенно теряла доверие. Но я бы часть этой тяжелой вины всё же снял с прессы и переложил на широкие общественные плечи. Потеря роли прессы и ее качественные изменения никак, увы, не всколыхнули наше общественное мнение.
- Вы ощущали падение этого доверия, когда вы были редактором "Правды Севера"?
- Вообще, мое редакторство выпало на самое трудное и нестабильное время - экономические обвалы, войны, дефолты, бесконечная политическая возня и бодание всех и вся... Проснешься утром - в стране другое правительство. Заходишь в кабинет к губернатору, чтобы завизировать взятое накануне интервью, а по телевидению передают сообщение, что его отправляют в отставку... Это была бесконечная борьба за выживание. Но в этой борьбе мы ни на минуту не забывали, что являемся не просто хозяйствующим субъектом, который должен сводить дебет с кредитом, но и газетой, за плечами которой история. И мы старались делать честную газету.
- А сейчас у вас новая роль... Как вы себя в ней чувствуете? Вы не считаете себя наемным менеджером?
- Наверно, в какой-то мере - да, я менеджер, веду новый проект. Но я человек старой формации и с трудом усваиваю современные менеджерские черты. Слишком близко всё воспринимаю. Я был собкором окружной редакции радиовещания в Амдерме, а потом собственным корреспондентом "Правды Севера" по Ненецкому автономному округу, тундру исползал, арктические острова... Ну какой из меня менеджер? Опыт другой, школа другая. К сожалению, я и сейчас больше занимаюсь администраторством, чем журналистикой. Меня это немного тяготило, кстати, еще в "Правде Севера", когда был главным редактором.
- Почему вы оттуда ушли?
- Было несколько причин, но самое главное - я вдруг ощутил, что перестаю быть творческим лидером. Я бушевал на планерках, но чувствовал, что мои идеи часто падают в пустоту. Было ощущение, что после пяти лет редакторства пошел по кругу... Конечно, я был главным редактором и генеральным директором и мог просто раздавать приказы: "Ты делай то-то, ты - то-то!" Но мне меньше всего хотелось административной власти. Редактор - и в этом я глубоко убежден - не столько административный, сколько творческий лидер, он должен генерировать идеи и уметь ими заряжать других. И это ежедневный процесс. Я был и остаюсь уверен в том, что газета, если она живая, должна быть импульсивной, как сама жизнь, которая каждый день неповторима. Я не уставал повторять на летучках: мы - счастливые люди, потому что делаем продукт, который ни разу не повторяется! Газета - это обнаженный нерв, по которому читатель чувствует время...
Не скажу, что я к тому времени полностью исчерпал свои творческие лидерские возможности, но некий эмоциональный спад чувствовался, и это тоже легло на весы принятого тогда решения. Ну а плюс ко всему мне предложили новый интересный проект, с новыми возможностями и по сути близкий к редакторской работе.
- "Правда Севера" во времена вашего редакторства "цепляла" читателя?
- На этот ваш вопрос может ответить только наш читатель. Мы старались делать интересную газету. Собрали творческий коллектив, лучших профессионалов, с хорошим сочетанием молодой задиристой журналистики и опытной взвешенной аналитики. Я горжусь людьми, с которыми тогда работал. У нас было "всяко-разно", как любила повторять заместитель главного редактора "Правды Севера", а ныне редактор "Северного комсомольца" Светлана Лойченко, но мы работали как одна команда. Спорили, дискутировали, номера переверстывали, иногда в страшном цейтноте, обижались друг на друга, не разговаривали по несколько дней. Делали газету.
- Но, наверное, мало быть живой газетой, нужно суметь быть еще и честной... Как вам тогда это удавалось? Соблазнов ведь было немало.
- Что вы имеете в виду? Если о давлении на редактора, то да, иногда раздавались звонки и высказывались просьбы. Но это были просьбы, а не приказы. Мне никто не звонил и не говорил, что это должно обязательно стоять в номере. Такое было исключено. Я часто повторял нашему областному "официозу": всё, что в интересах области, мы поддержим, а всё, что в чьих-то сиюминутных целях,- извините. Газета создавалась не одним поколением журналистов, мы не можем не чувствовать своей ответственности.
- А что вы думаете о нынешнем состоянии архангельской прессы? Только честно.
- Нынешнее информационное пространство здорово отличается от того, что было десять лет назад. Что огорчает? Та же разобщенность информационного рынка, ныне, мне кажется, даже усиливающаяся. И отголоски уже отшумевших, казалось, войн, переросшие в мелкие информационные дрязги. А радует всё то же - профессионализм. От архангельской журналистики никогда не веяло провинциализмом. Здесь есть свой дух и свои традиции. И не случайно в нашем творческом журналистском конкурсе СеЗаМ, где определяются лучшие журналистские имена Северо-Запада, часто звучат имена архангельских журналистов.
- Какая газета нужна нынешнему читателю?
- Честная. Импульсивная, живая. Тонкая и умная. Я всегда говорил, что факт без эмоциональной подпитки - мертвый факт. Мало великолепно работать с фактом. Важно подать их читателю так, чтобы у него что-то в груди защемило. Факты в наше время ищут скорее не в газете - есть телевидение, радио, интернет. А от газеты ждут немного больше: разных точек зрения, за и против, версий и оценок.
- Есть и такая проблема: СМИ и их хозяева не научились работать друг с другом...
- Для российского собственника СМИ газета часто является идеологической дубинкой, которую легко можно опустить на голову конкурента, а для западного газетного владельца это прежде всего бизнес, управляемый строго в рамках закона, поэтому наши журналисты всё еще спрашивают друг у друга: "А ты на кого работаешь?"
- Нынешние СМИ находятся в очень неравных условиях...
- Это, увы, родовая болезнь нашего информационного рынка, которая, к сожалению, не исчезает, а лишь видоизменяется. Во многих странах, как известно, есть государственная подпитка СМИ. Это делается для того, чтобы информационный рынок был сбалансированным. Исчезает какой-то сегмент рынка - подпитали слабеющие издания; видят, что они начинают доминировать, - подпитывают другие. У нас нет никаких правил, полная стихия. Естественно, что и формирование рынка идет так же стихийно. Издания, которые строят собственную экономику и информационную политику, грубо выдавливаются, их остается единицы. На пальцах могу перечислить всех по Северо-Западу. Но за этим сегментом, в чем я глубоко убежден, стоит будущее. Главный капитал газетного бизнеса - читательское доверие, и кто работает на него - окажется в выигрыше.
- Когда же наступит то время, о котором вы говорите?
- Вы знаете, на моей памяти несколько раз принципиально менялось время. Было время партийной печати, с четкой ролью "приводных ремней", было время гласности и пьянящей перестроечной свободы, золотое время нашей журналистики, было время жестких экономических мер и чиновничьего реванша, когда "распаясавшуюся" прессу "приводили в чувство", за ним пришло время, когда, как я говорил, прессе оставалось лишь залечь на дно и пускать по пузырьку воздуха, показывая, что она еще жива.
Какое ныне время? Не самое лучшее для нашей прессы, но появились надежды. Пиар и реклама не всё затмили. Пробивается сквозь этот мутный вал потребность в новой качественной журналистике. И ее время наступит.
Записала Марья ЛОГИНОВА
Марья ЛОГИНОВА, Северный комсомолец
|