| |
ПОЕЗД ДЛЯ ТУНДРЫ. [2007-11-08]ПОЕЗД ДЛЯ ТУНДРЫ.
Уникальный транспорт сам себя выкапывает из снега
Красноярский ученый разработал уникальный санно-транспортный поезд. Он предназначен для передвижения по снеголедяным дорогам, полностью автономен, оснащен системами космической навигации и может перевозить грузы до 300 тонн.
Идея создания санного поезда родилась восемь лет назад.
- Она возникла в связи с освоением Ванкорского месторождения, - рассказывает Александр Данилов, главный конструктор поезда, кандидат технических наук. - Оно находится в труднодоступном месте, куда очень сложно доставить грузы. Мы предложили им создать машину, которая могла бы взять сразу 300 тонн груза. За один рейс, например, она может перевозить до 5 километров труб и самостоятельно раскладывать их вдоль трубопровода.
руководство Ванкорского месторождения этим проектом пока не заинтересовалось. Однако Данилова это не остановило, и он с упорством настоящего ученого начал разрабатывать другие варианты машины, предназначенные для работы в экстремальных северных условиях.
- Расстояния на Севере огромные. От Норильска до Хатанги, например, 720 километров, по дороге нет ремонтных баз, поэтому наша задача состояла в том, чтобы создать машину высокой надежности, которая шла бы без остановок.
За маршрутом следит ГЛОНАСС
Санный поезд состоит из последовательно соединенных модулей, каждый из которых оснащен колесными движительными системами. Для него не нужно специально прокладывать трассы - он передвигается по снеголедяным дорогам, руслам замерзших рек, а в летнее время - по воде. Въезжать на замерзший водоем поезд уже может при толщине льда в 35 сантиметров. Заснеженность ему тоже не помеха - впереди него находится плуг, который разгребает снежный наст высотой до 2,5 метра. Машина выдерживает самые высокие температуры -вплоть до минус 60 градусов. Она полностью автономна, имеет трехкратное дублирование всех узлов и агрегатов. Если застрянет в снегу, то вытащит себя сама, как червячок, поскольку оборудована тремя системами самовытаскивания. Транспортная система машины позволяет двигаться в автономном и автоматическом режиме с использованием навигационной системы GРS-ГЛОНАСС, которая в режиме реального времени предоставляет информацию на ЦУП центра космической связи города Железногорска. Она не только отслеживает соблюдение маршрута с точностью до одного метра, но и контролирует работу оборудования по телеметрическим каналам.
- Санный поезд - это самое современное транспортное средство, которое воплощает все достижения науки и техники. Он может двигаться по заранее заданному электронному маршруту без участия человека. Задача пилота - следить за работой контрольных приборов, которых более тысячи. Он может вмешаться в программу, управлять вручную, но зачем, когда все рассчитано заранее? - объясняет Александр Данилов. - Пусть даже на улице будет метель, пурга, сильный ветер - без разницы. Заложенный в программе маршрут позволит двигаться практически вслепую.
Отклонение от электронного маршрута составляет всего один метр. Поезд позволяет развивать максимальную скорость 100 километров в час, но его возможности гораздо больше. По словам Данилова, им выполнено два технических проекта машины - грузоподъемностью на 40 и 128 тонн. Сейчас он просматривает создание комплекса до 300 тонн, позволяющего перевозить руду, лес, крупногабаритные машины и оборудование для добычи руды в труднодоступных районах Севера. Такие машины стоят от 20 до 60 миллионов рублей в зависимости от грузоподъемности. Срок окупаемости при существующих расценках на перевозки в районах Крайнего Севера - три месяца.
Для МЧС - с вертолетной площадкой
Соавтором создания санного поезда был главный гидротехник Заполярного филиала компании "Норильский никель" Александр Кизим. Они познакомились в Норильске на конференции по мерзлотоведению. Когда Александр Константинович рассказал Кизиму о своей машине, тот воскликнул: "Вот этот проект я ждал всю жизнь!". Александр Григорьевич вносил свои предложения в усовершенствование санного поезда и помогал продвигать этот проект в жизнь, считая, что другой альтернативы ему в тундре нет. Но так и не успел завершить это дело - в августе 2006 года он погиб в автомобильной катастрофе. Один из вариантов машины Данилов назвал его именем.
Санный поезд можно использовать как мини-завод по переработке оленины, рыбы, морских животных и дикоросов. Для хранения продуктов в поезде предусмотрены огромные холодильные камеры. Его производительность - 20 тонн за один рейс. На нем могут работать геологические партии, кочующие по тундре. В таком поезде созданы все условия для быта: на нижней палубе расположены каюты эконом-класса и санитарно-технические помещения, на верхней - каюты класса "люкс", камбуз и грузовой отсек.
Еще Данилов придумал особую модель для Министерства чрезвычайных ситуаций России - так называемый амбулаторный госпиталь для оказания профилактической и экстренной помощи жителям Крайнего Севера, проживающим в труднодоступных местах. Этот поезд может выполнять аварийно-спасательные операции при любой погоде. Для этого на нем предусмотрена вертолетная площадка, оборудованная вертолетным боксом. МЧС поездом заинтересовалось, но окончательного решения пока не приняло. Как и краевые власти и администрация представителя президента России в Сибирском федеральном округе, которым тоже был презентован проект. Данилов предлагал свой поезд и норильским организациям, однако никто пока не проявил интереса. Основной аргумент, который высказывают норильчане, сводится к отсутствию дорог.
- Однако я просматривал маршруты, они все легко укладываются в русла рек: там и Норилка, и Хатанга, и Пясина, и Хета. Река-то ровная, - убеждает Данилов.
Неожиданный отклик пришел откуда не ждали -из Иркутска. Иркутяне предложили Данилову создать пассажирский санный поезд для перевозки туристов по Байкалу. За последние годы вокруг огромного озера построили много домов отдыха, а нормальных дорог нет. Продукты доставляются туда на вертолетах, что очень дорого. Да и завозить на вертолетах отдыхающих тоже накладно. Создание малой формы ледового класса позволит перевозить до ста пассажиров в любое время года со скоростью 150 километров в час.
Завод по сборке, ремонту и обслуживанию машин нового поколения, как их называет Данилов, планируется создать в Железногорске. Мэр научного городка эту идею одобрил. Красноярский ученый надеется, что его поезд все-таки будет востребован.
Инна ШИМОЛИНА, Заполярный вестник
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|