Корабль-призрак [2007-11-16]
Россия потеснит конкурентов только после 2012 года
Премьер-министр Виктор Зубков, хотя и пришел на заседание правительства в хорошем настроении, все же не смог скрыть своего беспокойства по поводу состояния гражданского судостроения.
- Сегодня российское судостроение переживает не лучшие времена, имеющиеся у нас производственные мощности остро нуждаются в модернизации, накопленный научно- технический потенциал, новые проекты практического применения не находят, - мрачно начал Зубков, открывая заседание правительства.
Впрочем, его волнение министр промышленности и энергетики Виктор Христенко поспешил рассеять. Несмотря на то, что процесс реформирования отрасли затянулся, деньги в стране есть, следовательно, оплатить научно-исследовательские работы по созданию судостроительных мощностей возможно. И даже министр финансов Алексей Кудрин не стал возмущаться тем, что на федеральную целевую программу "Развитие гражданской морской техники" выделяется более 90 миллиардов бюджетных рублей. "Необходимо провести в отрасли четкие и качественные структурные преобразования, предусматривающие ежегодное наращивание объемов производства, обеспечить высокую производительность труда", - напутствовал министра Христенко Зубков, отметив, что такие меры должны повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Единственное, на что обратил особое внимание премьер, - так это на то, чтобы "условия для частного инвестирования создавались параллельно с государственным вложением денег, а не вслед за ним, как это бывает".
Кроме того, премьер считает важным активнее включать в процесс совершенствования отрасли институты развития - такие, как Внешэкономбанк, одним из приоритетов деятельности которого является именно судостроение. Только в этих условиях, по мнению Зубкова, можно обеспечить гражданскому судостроению "выгодную конкурентную позицию, взять на себя значительную долю мирового рынка продаж".
Однако, как заметил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, "портфели заказов на мировых верфях уже сформированы до 2012 года".
- И в этот поезд нам уже не вскочить, - с сожалением констатировал Христенко.
Да и отобрать заказы у конкурентов уже нереально. Так что у гражданского морского транспорта есть лишь один выход - ориентироваться на период за пределами 2012 года. Впрочем, хорошо бы и к этому времени запустить мощности, на которые, собственно, и рассчитана ФЦП.
Государство совместно с ВЭБ реализует проекты по созданию верфей, способных производить новые платформы и супертанкеры начиная с первого полугодия 2008 года. Именно тогда, по планам Христенко, будут отобраны инвест-проекты создания новых верфей, способных производить гигантские разведывательные и добывающие платформы и супертанкеры для перевозки газа и нефти. Речь идет о производстве 30-35 платформ до 2015 года. "Казалось бы, в штуках это немного, - заметил Христенко. - Но если вы их визуально представите, насколько они сложны, то увидите, что превращаются они в 15-20 миллиардов долларов, необходимых для их производства".
После того как государство совместно с ВЭБом отберет проекты новых верфей, понадобится 2,5-3 года, чтобы начать работу, и еще от 12 до 36 месяцев - на создание одного нового судна или платформы. Как предполагается, новые верфи необходимо будет размещать на Балтике, северных морях и Дальнем Востоке. В федеральном бюджете средств на это нет и быть не должно, оборвал все надежды Христенко, поскольку спрос будет удовлетворяться с помощью механизма государственно-частного партнерства.
Открытый конкурс по проектам строительства новых верфей в трех регионах (на Дальнем Востоке, Севере, Северо-Западе) уже объявлен на условии механизмов частно-государственного партнерства. По мнению Христенко, использование средств федерального бюджета, привлечение частного капитала и средств институтов развития - "это сочетание, которое наиболее адекватно потребностям отрасли". Но нынешний уровень мощностей современных верфей не позволяет производить суда водоизмещением более 70-80 тысяч тонн. "Это не значит, что мы собираемся делать супертанкеры - 300-тысячники или 500-тысячники, их очень успешно сегодня делает Китай", - сказал Христенко. По его мнению, на новых верфях целесообразно создавать суда нового класса водоизмещением 140-200 тысяч тонн.
В общем, правительство готово создавать на перспективу собственный портфель заказов и встраиваться в этот сегмент мирового рынка.
Поскольку же на реализацию ФЦП в 2009-2016 годах предусмотрено выделить 140 млрд рублей, 90 млрд из которых - из федерального бюджета, средства будут направлены на обеспечение нового технологического этапа развития судостроения, прорывные технологии для обеспечения российской потребности в судах, на приобретение лицензий на технологии, которые будет признано целесообразным купить. "Весь комплекс мероприятий должен позволить к 2015 году увеличить в 2,2-2,5 раза объем производства, в 3 раза увеличить производительность труда, снизить трудоемкость и сроки, поднять судостроение на уровень передовых стран", - пояснил министр. Акцент при этом будет делаться на производство сложной морской техники, рассчитанной на потребности внутреннего рынка. Это связано как раз с освоением сложных шельфовых месторождений, с непростыми климатическими условиями.
- Сложные суда - это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние рынки, - сказал Христенко.
Елена Лашкина., Рыбак Севера
|