Самое время строить новые траулеры [2007-11-16]
Мнение капитана-флагмана о судах недалекого будущего
Траулер "Капитан Горбачев" вернулся из рейса месяц назад. Подведены итоги - по количеству вылова результаты превысили предыдущие почти в два раза. За счет чего они достигнуты? Где рыбаки судна отыскали скрытые резервы? Ответить на эти вопросы мы попросили капитана Николая Белоусова. Возглавлявший в том рейсе экипаж Николай Юрьевич выполнял обязанности флагмана группы судов Архангельского тралфлота. И потому разговор не ограничился только работой РТМК-С "Капитан Горбачев".
- Траулер занимался промыслом объектов пелагического лова - путассу, скумбрии, сельди. Идея увеличить вылов за счет оснащенности судов современной навигационной, рыбопоисковой аппаратурой, промысловым оборудованием не новая. Резервы нашего экипажа не были скрытыми. Начала давать результат целая серия новшеств, которые вводились последние два года на ходовом мостике, промысловой палубе, в машинном отделении и на рыбфабрике. Как пример, в завершившемся рейсе опробован и внедрен в работу новый, облегченный и большего раскрытия трал. Его конструкция отличается от использовавшихся ранее, применен новый вид сетематериалов. Разумеется, предприятие затратило большую сумму на его приобретение. Но уже в начале рейса судовые специалисты службы добычи поставили перед собой задачу - "довести трал до ума". Чтобы промысловое оборудование эффективно работало, требуется его настройка, нужно несколько пробных тралений. Когда от проб, регулировки и доработок перешли к обычной рыбалке, убедились - наши уловы намного превышают результат траления судов, находящихся рядом. Могли мастера добычи работать по старинке? Могли, но не захотели. И вот положительный результат. Промышляя новым тралом, сделали вывод: необходимо искать резервы в увеличении мощности главной силовой установки. При облове скоростных видов рыбы надо иметь запас скорости. Использование новой турбины, замена холодильника главного двигателя частично решили и эту проблему. И здесь надо отдать должное членам машинной команды.
- Вероятно, дело не только в раскрытии трала и силе двигателя?
- Еще один этап. Нельзя вести промысел вслепую, нужны чуткие рыбопоисковые приборы. Аппаратура "Фуруно", установленная на ходовом мостике, всем хороша: на экране гидролокатора видны рыбный косяк, его объем, направление и скорость движения. Но как только рыба оказывается за кормой, мы опять слепы. Решением проблемы станет установка системы "Автотрол". "Навешенные" на трал приборы не только регулируют его раскрытие, автоматически учитывают дрейф, но и показывают, как движется рыба, сколько зашло в трал. Да, это снова расходы. Но, уверен, они быстро окупятся.
Следующий шаг по увеличению эффективности промысла - новое оборудование рыбфабрики. Во время ремонта, проведенного в прошлом году, на судне смонтированы новые морозильные шкафы. Сейчас при максимальной нагрузке за сутки можно выпускать до 150 тонн мороженой рыбопродукции. Однако все другие операции - упаковка, маркировка, укладка - проводятся вручную. Процесс можно и надо механизировать. Неиспользованный в тралфлоте резерв - переход на вид упаковки по Евростандарту: тару (короба приблизительно по 20 килограммов), вес каждого грузового места и всей партии считает компьютер. То есть снова используется техника вместо человека.
- Есть ли такие проблемы, которые экипажу не решить? Организационные, например.
- Вспоминаются совсем недавние факты. Наступил Новый год, выделены новые квоты, флот готов работать, а разрешительные документы лежат где-то в кабинетах - чиновники на рождественских каникулах. Сейчас нас уверяют, что такого больше не повторится. Хочется верить. В последнее время проверки инспекторов рыбоохраны как российскими, так и норвежскими, датскими, шведскими и другими властями проводятся лояльно. Не приходится останавливать рабочий процесс. Перестала лихорадить проблема с передачей разрешений на вылов, перераспределение квоты с судна на судно одного предприятия - Мурманское управление Россельхознадзора делает это четко и без проволочек.
Однако появился еще один вид отчетности - перед грузовыми операциями с рыбопродукцией требуется информация по количеству каждого объекта лова по районам промысла с точностью до килограмма. Эта работа трудоемкая сама по себе, а тут еще сведения должны подаваться за трое суток до прихода в порт. Но эти три дня разве мы не занимаемся рыбалкой? Промышленники и контролирующие органы договорились, что сроки подачи сообщения будут сокращены. Тем не менее, пока рассматривается вопрос и не получено "добро", мы стоим. Не думаю, что распространение заявительной системы рыбодобычи и перегрузки среди добросовестных рыбопромышленников станет большой проблемой при рассмотрении во властных структурах.
- Николай Юрьевич, какими вы видите перспективы тралового флота?
- О том, что модернизировать существующий флот надо, мы говорим постоянно. Вкладывать средства в переоборудование - жизненная необходимость. Но надо и строить суда. Это гораздо важнее, чем ремонтировать старые. Пора уходить от стереотипов, когда мощный флот ассоциировался с огромными размерами, с сотней членов экипажа на борту. Есть примеры эксплуатации судов, где работают всего 12 - 17 человек и используется каждый метр пространства. Оно "напичкано" аппаратурой", работа максимально механизирована. Промысловое оборудование, морозильная установка позволяют перерабатывать за сутки 200 - 300 тонн. Конструктивно такие суда отличаются от наших, способы обработки другие. Механизм нового поколения, мощность которого сравнима с двигателем БМРТ, расходует не 22, а восемь тонн топлива. И такие суда имеют не только иностранцы, подобные появились и в Мурманске. Считаю, при разработке заказа на проект нового судна нелишним будет узнать мнение капитанов, старших механиков, мастеров рыбодобычи и обработки.
Владимир СОКОЛОВ., Рыбак Севера
|