Слушать, чтобы быть услышанными [2007-11-08]
Две встречи членов экипажа "Капитана Горбачева" с руководством флота разительно отличались друг от друга
В середине октября траулер "Капитан Горбачев", закончив промысловый рейс, встал на краткосрочный ремонт в норвежском порту Кристиансунд. Его экипаж, сдав дела и обязанности вновь прибывшей команде, чартерным авиарейсом вернулся в Архангельск. Моряки отработали в море пять месяцев. Результат хороший: под командованием капитана Николая Белоусова рыбаки изготовили одиннадцать тысяч тонн рыбопродукции. 18 октября, согласно сложившемуся в траловом флоте правилу, в здании управления АТФ проводилось организационное собрание экипажа этого судна. От редактора мне было дано задание - присутствовать на приходном собрании, отчет о его проведении подготовить к публикации в рыбацкой газете.
Ничего необычного, так было много раз. Встречаются представители отделов управления флота и члены судового экипажа. Моряки получают полезную информацию о том, что изменилось на предприятии за время их отсутствия на берегу. Подводятся предварительные итоги рейса. Решаются самые разные вопросы: по выполненной работе, нормам и форме оплаты за нее, о порядке предоставления отпусков. Любые другие, если есть возможность найти решение на месте и сразу.
В назначенный день из восьмидесяти членов экипажа РТМК-С "Капитан Горбачев" в зале собралась ровно его половина. Чуть ли не с первой минуты в рядах началось то, что в народе называется "базар". Начальник финансового отдела Дмитрий Усов только и успел сообщить, что с апреля траловый флот при денежных расчетах с работниками перешел на пользование карточками Балтийского банка. Понеслось: "Нас обманывают! За каждый день просрочки снимают по сто рублей! Почему? Берешь деньги, вычитают 13 процентов подоходного налога! За что?". Один-два человека из разных углов зала, явно настроенные агрессивно, сделали все, чтобы было слышно только их. Надо отдать должное Дмитрию Николаевичу. Он смог объяснить присутствующим, что новый, во всех отношениях выгодный для рыбаков договор с этим банком появился после внимательного рассмотрения всех других предложений. Лучшие условия предоставил он - "Балтийский". О фактах вычетов он слышит впервые. Этого быть не должно. Всех, кто сомневается в правомерности действий банковских работников, он попросил обратиться к нему: во всем должна быть полная ясность.
Начальнику планово-экономического отдела выступить просто не дали. Удалось расслышать, что окончательные итоги подведет балансовая комиссия. Экипаж через неделю сможет получить полный расчет за рейс. Голос Любови Ивановны Киселевой утонул в громких высказываниях. "Почему деньги за отпуск рассчитываются за 12 месяцев? Для вас одинаково, а нам не все равно. Из отпускных мы теряем от 30 до 50 тысяч". "Не надо ссылаться на законы. Их можно интерпретировать по-разному. Вы повернули закон в свою пользу". "Мы знаем примеры, когда моряк тралфлота подал исковое заявление и выиграл суд. Хотите судиться с каждым из нас? Тралфлот выплатит деньги и заплатит судебные издержки". "Вы даете на судно нереальный план, приходится работать при шторме в 8-9 баллов. За сутки вручную обрабатываем по 60 и больше тонн рыбы". "Мы ловим рыбу, обеспечиваем вас сверхприбылью. Раньше за такой труд ордена давали. Сейчас и на шоколадку не заработали". Гвалт в зале стоял такой, что шум одесского рынка в сравнении с ним мог показаться тихим разговором. Создалось впечатление, что отдельные лица собрались здесь специально, чтобы покричать, "выпустить пар": они и не собирались услышать ответы на свои реплики. Вероятно, в таком виде собрание могло идти долго. Но другую часть экипажа - молчаливое большинство - вполне устроило то, что сказал капитан: "Ваши предложения и претензии будут высказаны на балансовой комиссии. Судовая администрация сделает все, чтобы проблемы, о которых вы говорите, начали решаться". На том и разошлись.
Через неделю, то есть 25 октября, состоялось заседание балансовой комиссии. Как и пообещал капитан Белоусов, основную часть его времени заняли выступления членов экипажа.
Технолог Андрей Владимирович Сухерин:
- С сожалением приходится говорить, что в нынешнем рейсе примеров плохой организации промысла достаточно. По распоряжению с берега мы
готовили 1700 тонн рыбопродукции на экспорт. Позднее узнали, что всю партию отправили в Санкт-Петербург. И, конечно, потеряли в цене. На грузовых операциях с транспортом "Ностальжик" потеряли 12 суток промыслового времени. Надо срочно искать способы, чтобы закрепить за траулером экипаж. Особенно большая текучесть среди рядового состава. 50 процентов матросов-рыбообработчиков уходят после рейса и уже не возвращаются. Почему? Очень большая нагрузка на людей. Когда рыба на фабрику идет постоянно, на моряков жалко смотреть. Если на БМРТ типа "Иван Бочков" за сутки 60 - 70 тонн рыбы - норма, у нас требуется переработать до 160 тонн. Это при одинаковых заработках. Касательно учета рыбопродукции. За рабочую смену через руки моряков проходит до 50 тонн груза. Мы, как при царе Горохе, продолжаем считать короба на пальцах, трудно не ошибиться. Датчик учета рыбопродукции крайне необходим.
Старший механик Михаил Евгеньевич Шубин:
- Во время очередного МРТО мы заменили систему охлаждения у главного двигателя. Мощность на винт сразу увеличилась. Планируемая установка новых турбин - это дополнительное увеличение мощности. Одна из наболевших проблем, надеемся, уже решена: больше скорость, выше уловы. Теперь по работе в рейсе. Нас просто "залили" топливом. Как только какой-то из БМРТ отказывается от бункеровки, поступает команда на "Капитан Горбачев": "Принять!". Практически всегда на борту находится до полутора тысяч тонн мазута и солярки, трехмесячный запас. Чем это плохо? Во-первых, у траулера дифферент на нос, скорости нет. Во-вторых, от излишнего груза машина работает на пределе возможностей. Ритмичная подача танкеров на промысел, разумеется, разрешила бы эту проблему. Гораздо сложнее решить проблему кадровую. На судно нередко приходят дипломированные специалисты, которые никогда не работали на флоте. Проходит время, чтобы людей научить. Но в следующем рейсе на их месте уже другие. Вот последний случай, по бумагам слесарь-ремонтник, на деле бывший продавец газет. Хороший человек - не значит хороший специалист. Кое-чему, конечно, научился, но не уверен, что через полгода он вернется на судно.
Старший помощник капитана Геннадий Николаевич Одинцов:
- Несмотря на то, что заявки на продукты подавались своевременно, во второй половине рейса с питанием моряков, будем говорить, тянулись. Понимаем, что транспорт "Василий Киселев" уже не может ходить в море. Но даже в самые плохие для тралфлота времена, когда мы денег месяцами не получали, берег продуктами пароходы обеспечивал. Питание в море - залог успеха, люди работают - их надо кормить. Из трудного положения вышли: помогла "Советская Конституция", поделилась. Но это не должно стать обычной практикой. Судовые стиральные машины, холодильники почти полностью пришли в негодность, проржавели. В ремонт их сдали, но лучше на судно получить новые, морского исполнения. Особо остро встает проблема подготовки поваров. У нас их не готовили и не готовят. Опытным, кто отработал жизнь в море, уже шестьдесят. Пенсионеры, они в любой момент могут сойти на берег. Кто придет на замену?
Капитан Николай Юрьевич Белоусов:
- Хочу обратить внимание на потери времени при выгрузках. При работе с транспортами на судах других компаний грузовые операции проводятся оперативно. Наши, без всяких объяснений, капитаном транспорта отодвигаются в конец очереди. Вместо того, чтобы рыбу ловить, траулеры стоят по неделе. Думаю, что четко оговоренные условия контракта заставят перевозчика сокращать время ожидания до минимума. Далее. Надо всерьез задуматься о пересмотре суточных нагрузок. Говоря это, не имею в виду только их уменьшение для "Капитана Горбачева" или увеличение для "Бочковых". Когда при одинаковых условиях плавания и промысловой обстановке, но при совершенно несравнимых результатах рыбалки БМРТ "Советская Конституция" выполнил план на 140 процентов, мы, работая на пределе сил, только на 107, сам по себе возникает вопрос: "Почему такая несправедливость?".
Владимир СОКОЛОВ., Рыбак Севера
|