Сохраним для потомков шхуну "Запад"! [2007-11-08]
Как уберечь исторический памятник от действия властей?
Известие о предполагаемом демонтаже шхуны "Запад" прозвучало из уст чиновника областного отдела культуры, как дело уже решенное. Его добросовестно продублировали все СМИ. Горожане узнали, что для проведения ремонта причалов Красной пристани необходимо срочно убрать все, что здесь находится, в том числе и судно-памятник.
3 ноября в зале Архангельского мореходного училища прошло собрание тех, кто не остался равнодушным к судьбе морского символа первого порта России. Представители общественных организаций и люди, высказывающие только личное мнение, решительно заявили: "Нет - демонтажу шхуны и переносу ее на другое место!".
Традиция сохранять корабли и суда для истории, для будущих поколений существует во многих странах и очень давно. Так, в США конгресс еще в XIX веке принял решение - корабль, носящий имя какого-либо штата, по окончании службы на флоте передается именно в этот штат. Его берегут, за ним ухаживают. В Швеции на строгом учете состоит каждый судовой корпус, который вызывает, по мнению историков, интерес. В портовых городах Германии собраны целые морские музеи, состоящие из устаревших судов.
В заполярном Мурманске стоит на приколе атомоход "Ленин". Герой Арктики, ледокол "Красин" находится в Санкт-Петербурге. Здесь же крейсер "Аврора", который принадлежит военно-морскому музею. Из "зарубежного" Севастополя переведен в Новороссийск крейсер "Кутузов". А по нынешним меркам совсем крошечный революционный "Красный вымпел" украшает Владивосток. В Калининграде, который мор-ским портом стал недавно, когда был прорыт канал до Балтийска, есть музей Мирового океана. И не только есть, музей живет, процветает. Деньги на его деятельность выделяют федеральный бюджет, военно-морской флот и мэрия города. На зависть многим и многим новое здание для него построено в 2003 году, у его причалов ошвартованы научное судно "Витязь", подводная лодка проекта 641. Музей посещают различные делегации, горожане с гордостью показывают его приезжим. Здесь кипит научная работа. Экспонаты на морские темы сюда везут со всех уголков России.
Чем первый российский порт Архангельск может порадовать своих гостей, чем сами северяне могут полюбоваться на Северной Двине? Кораблем-призраком с переломанными мачтами, с прогнившим корпусом. Стыдно!
Историческая справка. Парусно-моторная шхуна "Запад" спущена на воду в 1949 году. После постройки была передана сначала в Эстон-ское, а затем в Северное морское пароходство, где эксплуатировалась как обычное грузовое судно. В 1952 году после передачи шхуны Архангельскому мореходному училищу на СРЗ "Красная кузница" было произведено ее переоборудование под учебное судно. С 1954 по 1976 год на шхуне "Запад" прошли плавательскую практику, став настоящими моряками, около пяти тысяч курсантов мореходных училищ со всего Советского Союза. Будущие капитаны получили отличную закалку и морскую выучку в "парусной школе мужества", какой являлась шхуна "Запад". Большинство из них, выбрав трудную морскую судьбу, продолжили флотские традиции, бороздя моря и океаны уже на современных судах.
В 1980 году в связи с предстоящим празднованием 400-летия Архангельска принято решение поставить шхуну "Запад" как музей на вечную стоянку. В освобожденных от оборудования трюмах и машинном отделении появились выставочные залы. 15 июня 1983 года парусник был установлен на специально подготовленный причал Красной пристани.
Сергей Терентьев, директор создающегося парохода-музея "Прокатчик":
- Стало дурной привычкой по тихому, в кабинетах чиновников решать общественно значимые проблемы. Так бы случилось и при решении во-проса о судьбе "Запада". Мол, надо демонтировать, отмаркировать детали, после ремонта причала - собрать. Но в том и беда, что демонтаж памятника означает его уничтожение. Почти четверть века парусник "Запад" стоит на этом месте. Он стал символом города, визитной карточкой порта. Двенадцать последних лет внимание к нему со стороны хозяина - Музея северного море-плавания - минимально: ремонтных работ не было и не планировалось. Нынешнее состояние судна - ужасное. Пресса в своих публикациях постоянно возвращается к теме корабля-призрака. Но ни от директора музея, ни от комитета по культуре реакции не было.
Владимир Лупачев, капитан дальнего плавания, ветеран тралового флота:
- Мой первый выход в море состоялся на учебном судне "Запад". Для меня, как и для нескольких тысяч моряков-северян, поставленный на постамент парусник и сейчас остается символом любви к морю, к романтической профессии. Нельзя без боли говорить о нынешнем, заброшенном "Западе". Многие предприятия выделяли средства, многие жители Архангельска сдавали деньги именно на эти цели - восстановить парусник. Куда ушли собранные средства? Кто нагрел руки на благом начинании? Этим вопросом должна заинтересоваться прокуратура.
Более двух десятков также выступавших на этом собрании высказали свою озабоченность - "Запад" может исчезнуть навсегда. Было решено создать общественный совет по сохранению исторических памятников Архангельска. Подготовлено обращение к властям с требованием принять меры к сохранению шхуны "Запад". Начат сбор подписей.
Все как будто ясно. Однако вчера, выступая на общественных слушаниях "Участие общества в сохранении культурного наследия", Игорь Скрипкин, председатель Архангельского отделения Союза архитекторов России, сказал:
- Мне вообще не понятен психоз, который создан во-круг "Запада". Никто не покушался на него: в проекте реконструкции Красной пристани о нем нет ни слова. Да, он находится в зоне работ. Для того, чтобы начинать какие-то действия, необходимо получить задание на проект, определить проектировщика, найти финансовый источник. И только специалист может дать обоснование - есть ли необходимость его убирать. Повторяю, ничего этого в проекте нет.
Владимир СОКОЛОВ., Рыбак Севера
|