Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Ярослав Малаший: "Обещания, данные краем при объединении территорий, соблюдаются в полной мере".


[2007-11-16]

Ярослав Малаший: "Обещания, данные краем при объединении территорий, соблюдаются в полной мере".



Прошло уже больше девяти месяцев с того момента, как Эвенкия, Таймыр и Красноярский край стали единым субъектом Федерации. Напомним, референдум об объединении этих территорий состоялся в апреле 2005 года, после чего был издан закон, в котором датой реального объединения было названо 1 января 2007 года. Объективности ради следует сказать: несмотря на то что в результатах референдума по понятным причинам никто особо не сомневался, полного единодушия все-таки не было, особенно среди северян. К моменту объединения бюджет Эвенкии исчислялся 2-3 млрд. рублей. Для территории, население которой едва превышает 17 тыс. человек, бюджетная обеспеченность была более чем высокой. Так выиграла Эвенкия от объединения с Красноярским краем и Таймыром или проиграла? Об этом, а также о перспективах развития территории корреспондент "КС" МАРИНА АВРАМЕНКО беседует с главой администрации Эвенкийского муниципального района (ЭМР) ЯРОСЛАВОМ МАЛАШИЕМ.

- Критики объединения утверждали в свое время, что главным минусом для Эвенкии и Таймыра станет то, что все средства для них, в том числе федеральные, будут проходить через край, а не напрямую, будут "в пути" задерживаться...

- Это опасения людей, плохо знакомых с законодательством, в том числе с таким документом, как Бюджетный кодекс. Край сегодня в полной мере выполняет все свои обязательства перед нами, и даже сверх того. Бюджет Эвенкии на нынешний год - 3, 5 млрд. рублей. Этих средств вполне достаточно, чтобы организовать нашу жизнь на должном уровне. Бюджетная обеспеченность у нас больше 200 тыс. рублей на одного бюджетополучателя, в крае - 50 тыс. Для нас объединение стало благом. Те, кто не представляет реально, откуда в бюджет Эвенкии попадают средства, действительно "жалеют", что территория потеряла условную "самостоятельность". Они либо не знают, либо не помнят, что федеральный бюджет выделял нам средства в рамках нормативов: ровно столько, чтобы были свет и тепло, при этом необходимость развития территории не учитывалась.

Идея объединения в единый субъект Федерации стала для нас спасением. Крайне важно, что краеугольным камнем этой идеи стала договоренность трех губернаторов - Хлопонина, Золотарева и Бударгина - о том, что объединение не приведет к ухудшению жизни людей в Эвенкии и на Таймыре.

- Не привело?

- Ни в коей мере. Если бы мы не объединились, откуда получали бы сегодня инвестиции, средства на жизнь и на развитие? Нужно ясно осознавать: Эвенкия не является донорской территорией, и если когда-нибудь станет таковой, то очень не скоро. Сегодня две трети бюджета составляют федеральные и краевые средства.

- Ярослав Романович, вы обмолвились, что край выполняет свои обязательства "даже сверх того"... Что это означает: дает денег больше, чем нужно?

- Не стоит так упрощенно - денег, как известно, много никогда не бывает. Край идет нам навстречу, и для решения наиболее важных задач выделяет по возможности дополнительные средства. И еще крайне важно, что финансирование осуществляется вовремя. Для нашего региона своевременность проведения полноценного северного завоза - непременное условие выживания. Обычно мы, сделав по требованию речников и поставщиков товароматериальных ценностей предоплату за товары и услуги, с трудом искали средства для окончательного расчета с ними. Как правило, приходилось брать кредиты, что экономике территории не шло на пользу.

В этом году край по нашей заявке реализовал схему опережающего финансирования. За счет этого мы получили возможность не только вовремя сформировать караван судов для северного завоза, но и вовремя в полном объеме рассчитаться с поставщиками и транспортниками. Более того, мы получили возможность использовать благоприятную навигационную обстановку, и 6 сентября отправили из Красноярска второй осенний караван судов, который доставил 360 тонн грузов для Туры и для жителей Илимпийской группы сельских поселений - свежие овощи, строительные материалы. Это значит, что их не придется забрасывать в поселки дорогостоящими вертолетами и возить автотранспортом по зимникам. Таким образом, своевременное финансирование позволило максимально эффективно использовать бюджетные средства, а для жителей это обернется тем, что стоимость ряда товаров и продуктов станет меньше за счет снижения транспортной составляющей в цене. Это только один пример.

- Какие социальные программы сегодня действуют в Эвенкии?

- Во-первых, реализуются все социальные программы, которые действовали в округе до объединения, мы ни одной из них не потеряли. Финансируются они в полном объеме. На адресную инвестиционную программу строительства и капитального ремонта объектов социальной сферы в бюджете 2007 года заложено 279 млн. рублей. Мы планируем до конца года увеличить сумму до 300 млн. рублей. Это большие деньги для такой территории, как наша.

- А жилищно-коммунальный комплекс? Разве для Северного региона он может быть второстепенным?

- Нет, конечно. Для нас качественная работа жилищно-коммунального комплекса - это вопрос выживания. Мы интенсивно ремонтируем жилье: в этом году Федерация выделила нам на эти цели 4 млн. рублей, а мы - 35 млн. Мы реализуем сегодня программу поддержании объектов ЖКХ - на нее в 2007 году выделен 171 млн. рублей. За счет этих средств обновляем оборудование в котельных, реконструируем их. И строим современную котельную в Туре. Мы завезли в маленькие поселки строительные материалы для ремонта даже такого жилья, которое считается ничьим, т.е. на которое еще не оформлены документы о переводе их в муниципальную собственность, но оформление требует времени и средств, а зима ждать не будет. Поэтому мы выделяем средства органам местного самоуправления сельских поселений, а они уже комиссионно решают, кому выделить материалы для ремонта.

- Вы рисуете какую-то очень уж благостную картину, неужели нет ни одной проблемы во взаимоотношениях с краем?

- Проблемы есть, но они носят, если хотите, исторический характер и лежат в плоскости законодательства. Для их решения и определен переходный период на 2007-2008 годы, за который все несоответствия и противоречия в законодательстве объединившихся территорий должны быть решены. Мы смотрим, как наши законы адаптировать к законам края. Пока не все гладко получается. Социальные выплаты, социальные гарантии по нашим законам были выше, чем в крае. Но это справедливо: как может быть одинаковое пособие на ребенка, если на юге края - в Минусинске - литр молока стоит 18-20 рублей, а в нашем заполярном Ессее - и за 100 бывает не купишь. На Таймыре пособия еще выше, чем у нас. И надо это как-то все адаптировать к единому правовому пространству большого края. Что-то придется унифицировать, что-то - оставить в неизменном виде. У нас, например, была ежемесячная доплата пенсионерам в сумме 500 рублей, в крае этого не было. Отменить у нас? Нельзя: мы обещали людям, что с объединением в единую территорию они не потеряют никаких социальных благ. Распространить эту выплату на весь край? Тоже не получится: бюджетных средств не хватит. Надо искать компромиссный выход из этой коллизии.

- Ярослав Романович, сегодня Эвенкия - дотационная территория, однако в планах "большого края" она, как предполагается, будет занимать совсем иное место. На территории округа сосредоточено большое количество месторождений углеводородов, с освоением которых край связывает перспективы диверсификации всей своей экономики - уход от металлургической зависимости и переориентацию на многоотраслевую экономику. Тем более что и национальная газовая компания "Газпром", и национальная нефтяная компания "Роснефть" сегодня заявляют об активизации деятельности на территории края. Эвенкия уже почувствовала какие-то подвижки?

- В этом году всеми компаниями-недропользователями будет освоено на территории Эвенкии около 8 млрд. рублей инвестиций. Они все зарегистрированы за пределами ЭМР, и больших налогов мы с них не имеем. Для нас важно другое - занятость населения. Ванавара и Байкит - районы, где раньше были сосредоточены нефтегазопоисковые экспедиции - геофизики и геологи. Важно, чтобы они опять получили работу. К тому же по мере освоения месторождений появляются дороги, современная инфраструктура, появляются возможности для наших молодых ребят, отучившись в вузах, вернуться домой, работать, воспитывать детей, поддерживать родителей, получая высокую заработную плату. Мы заключаем соглашения с компаниями, работающими на территории ЭМР, в которых оговариваются условия их участия в развитии района, в том числе в области занятости населения. Мы сотрудничаем с компаниями "Красноярскгаздобыча", "Славнефть-Красноярскнефтегаз", Байкитская нефтегазоразве-дочная экспедиция, компания "Харьяга". Особый акцент делаем на поддержку недропользователями коренного населения. Общественная организация коренных малых народов Севера "Арун" самостоятельно заключает с этими компаниями договоры, соглашения, в рамках которых они оказывают помощь.

- На какие проекты вы сейчас рассчитываете как на основу развития района?

- Рассчитываем на то, что новый собственник лицензии на Юрубчено-Тохомское месторождение - "Роснефть" - уже в ближайшее время вплотную займется его доразведкой и освоением. Опыт работы этой компании на Ванкоре в Туруханском районе позволяет рассчитывать на то, что мы приобрели в ее лице ответственного недропользователя.

Но это дело будущего. По нашим прогнозам, наиболее быстрый эффект могут дать два района освоения. Пока неясно, где это произойдет быстрее: Байкит и Ванавара или Юрубчен, Оморо, Куюмба. Собинское, Пайгин-ское месторождения - тоже очень перспективные. Сейчас наиболее интенсивно осваивается Тунгусско-Чунский бассейн. Здесь большие средства вкладывает "Красноярскгаздобыча". По нашим прогнозам, именно здесь регион получит первый реальный эффект от недропользования. В 2008 году первую нефть должен принять нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Известно, что из 80 млн. тонн ее пропускной способности есть гарантии на 30 млн. тонн, которые будут поставляться с Ванкора. Остальной объем должны обеспечить другие месторождения, в том числе Юрубченское, Байкитские. Однако от них до магистрального трубопровода расстояние составляет 600 км, а от Ва-наварских, расположенных в Тунгусско-Чунском бассейне, - на треть меньше - всего 400. В наших природно-климатических условиях разница очень большая. Поэтому очевидно, что сегодня выгоднее всем как можно раньше довести эти площади до эксплуатационного состояния.

Сейчас уже идет трассировка дороги от Юрубчена на Богучаны: сначала будет строиться круглогодичная автомобильная дорога, потом трубопровод. В этом году должны пробить уже 120 км трассы. Трасса обеспечит доступ к месторождениям не только Юрубчена, но и Куюмбы, Оморо. Интенсивно работает "Славнефть-Красноярскнефтегаз" на Куюм-бинском месторождении, которое по сравнению с Юрубчено-Тохомским раньше считалось маленьким и сложным для освоения. Однако специалистам "Славнефти" удалось подобрать наиболее эффективную технологию бурения, проводки скважин, и компания уже обогнала

Юрубчено-Тохомское месторождение по защищенным запасам нефти по категории С1. Более того, с Куюмбы мы уже получаем нефть-сырец, которую используем для отопления Туры.

- А собственные промышленные проекты у администрации района есть?

- На Севере самое главное - обеспечить население теплом и электроэнергией. Чем дешевле топливно-энергетические ресурсы, тем лучше экономика региона. Поэтому для нас принципиально важно развивать собственную топливную базу. В Эвенкии ведь есть не только нефть и газ, но и уголь. Мы создали муниципальное предприятие "Эвенкияпром-уголь", которое с 2003 года ведет строительство разреза на месторождении каменного угля Кораблик. По оценкам экспертов, его запасы составляют 1 млрд. тонн. На месторождении добывается сейчас около 10 тыс. тонн угля в год. Мы уже обеспечиваем собственным углем часть котельных Туры и Нидыма. В перспективе планируются строительство мини-ТЭЦ в Туре и перевод на местное сырье отопительных систем поселка Тутончаны, в которых проектным будет уголь Кораблика. Таким образом, мы снизим зависимость от различных факторов, которые сейчас в той или иной степени могут влиять на доставку топлива в район с "большой земли" - от сроков навигации, ценовой конъюнктуры на "материке" и т. д.

Не надо думать, что Эвенкия довольна своим положением получателя дотаций. Понятно, ЧТО мы еще очень и очень не скоро сможем стать безубыточной территорией, но и сидеть, сложа руки, мы себе не позволяем - ищем и реализуем любую возможность заработать средства для пополнения бюджета. Кое-что уже получается, и мы настроены эту работу продолжать.

В целом же Эвенкийский муниципальный район после объединения с Красноярским краем и Таймыром стал значительно сильнее, появилась уверенность в том, что регион будет развиваться, не останется на обочине тех процессов, которые происходят по соседству. И мы готовы принимать участие во всех проектах, которые сделают наш большой край сильнее.








Континент Сибирь

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru