Читающих меньше - книг больше [2007-12-22]
Казалось бы, некогда самая читающая страна начала дрейф от "культуры книги" в сторону "культуры телевизора". Однако количество книжных магазинов не сокращается и даже медленно растет.
Такая тенденция заметна в Архангельске и в еще большей степени в Северодвинске. Все это - результат расширения книготорговых сетей. Например, не так давно появившиеся в поморской столице магазины "Книгомир" (отделы в торговых центрах "Полюс" и "Орион") работают от крупнейшей российской сети - новосибирской "Топ- книги". Книжный магазин на Садовой "Буква" - представитель московского издательства "АСТ". Сети "АВФ" и "Галактика" - местные. Существуют еще и небольшие книжные магазинчики. К ним можно отнести ЧП "Климович" (отделы в ТЦ "Премьер", "Детский мир", "Полярный").
Ситуция сейчас такова - книг в стране издается много, но наши книготорговые структуры не способны перелопатить и представить весь спектр издаваемой продукции. Да и, возможно, это ни к чему, поскольку основная масса читателей предпочитает бестселлеры всем известных авторов. А более эксклюзивные вещи сети принимают на заказ (лишь бы были в каталоге).
Еще одна немаловажная закономерность: при большом объеме продаж какой-либо книги магазин, соответственно, осуществляет большой объем закупок у издательства. Чем крупнее закупки, тем выше скидки от издателя. Посему выгода от поп-литературных опусов вполне очевидна: есть возможность маневра с накруткой цены для извлечения хорошей прибыли.
Кроме того, крупные книжные магазины теперь идут по пути универсализации - торгуют канцелярскими товарами, аудио-видеопродукцией (в том числе и аудиокнигами), а также глянцевыми журналами.
Что же касается такого фактора, как оперативность попадания книжной новинки на прилавок, то, по оценке "Обывателя", здесь лидирует упомянутое ЧП "Климович". В крупных сетях несколько затянута доставка товаров и система выполнения заказов. Хотя за быструю доставку цена на книгу может слегка возрасти.
Похоже, что торговать книгами пока все-таки выгодно. Но как бы ни росли обороты книжных сетей, они не так ярки на фоне роста цен на книги. Причины объективные - подорожание бумаги и полиграфических материалов, типографских услуг, увеличение расходов на рекламное продвижение книг и их авторов (вспомните, насколько часто появлялась и появляется на "голубых" экранах рублевская беллетристка Оксана Робски).
- В Восточной Европе, по статистике, книга в среднем стоит шесть-десять долларов, в Западной - десять- пятнадцать, - комментирует архангельский предприниматель Виктор Климович. - На сегодняшний день цена на книгу у нас сравнялась с восточноевропейской и потихоньку приближается к ценам западноевропейским.
Отрадно, что улучшается качество книг российских издательств. Газетная бумага уходит в прошлое. Улучшается дизайн, появляется большое число роскошных изданий, хотя карманная мягкая книжка тоже не теряет позиций.
Небольшой опрос, проведенный "Обывателем" среди архангельских книгопродавцов, показал, что лидерами продаж сейчас у нас являются "легкие" авторы типа Донцовой, Устиновой и Марининой. Но почетное знамя передовика несет "Гарри Поттер" Джоан Роулинг. Не спадает интерес к отечественной фантастике. Здесь много мужских имен: Перумов, Злотников, Бушков и т.д. Неиссякаем интерес наших читателей и к теме Второй мировой войны. Причем литературу о Сталинградской битве, таинствах заключения пакта Молотова - Риббентропа любят и юноши, и дедушки.
Набирает популярность роман о корпоративной жизни. Когда-то здесь задавал тон бывший французский рекламист Фредерик Бегбедер, а теперь в России появилась целая плеяда аналогичных авторов, художественно отображающих пиар-кампании, перипетии финансовых рынков, отношения боссов и подчиненных и т.п. Особенно удачны в коммерческом отношении повести "о ненастоящем человеке" и "о третьем сроке" "Духless" и "Медиа Сапиенс" Сергея Минаева. Не угасает интерес к новым книгам Пелевина. Акция по уничтожению книг Владимира Сорокина, проводимая известным молодежным движением в Москве, послужила рекламой для этого автора, которая отозвалась и у нас: покупать Сорокина стали больше. Классика - не самая активная, но одна из стабильно продаваемых категорий книжного рынка.
Накануне Нового года стоит вспомнить чуть архаичную поговорку: "Лучший подарок - это книга". При выборе фолианта вы можете оттолкнуться и от пристрастий близкого человека, а можете выбрать подарочные издания.
Например, "Дом книги" предлагает такую роскошь: блестяще упакованные "Три мушкетера" (4439 руб.), чудесно изданные "Мцыри" (2400 руб.), "Код да Винчи" с переливающейся обложкой (995 руб.) и громадный том "Приключений Шерлока Холмса" (5328 руб.).
Фото Виталия Крехалева.
Сергей ОГУРЦОВ, Правда Севера
|