Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Кадры для Арктики - ковать в Архангельске


[2007-11-23]





    





Сегодня архангельский филиал Государственной морской академии имени адмирала
С.О. Макарова празднует свое 50-летие. За полувековую историю здесь подготовили
свыше 2,5 тысячи специалистов морского транспорта. Сейчас премудрости морской
науки в стенах филиала постигают 470 студентов. Однако, по мнению директора
филиала Валерия Рохина, того, что у нас есть на сегодняшний день, явно
недостаточно. В преддверии разработки Штокмана и других месторождений в Арктике
перед морскими вузами России стоит особая задача: подготовить плавсостав для
судов, которые будут работать на шельфе. И если Архангельск упустит
открывающиеся возможности, то рабочие места, которые могли занять наши моряки,
получат жители из других российских регионов либо гости из азиатских стран.



- Сейчас в России идет бурное развитие флота, запланирован целый ряд масштабных
морских проектов, причем большая часть из них приходится на арктический регион,
- говорит Валерий Валентинович. - Наиболее доступные и перспективные
месторождения нефти и газа находятся на шельфе Баренцева, Карского и Печорского
морей, которые омывают Архангельскую область. Только вдумайтесь: рядом,
буквально под боком нашего региона находится до четверти мировых запасов
углеводородов! Их разработка станет основой развития России на ближайшие 100-200
лет. У Архангельской области есть шансы поучаствовать в этих проектах, и мы не
должны их упускать! Северодвинск уже ориентирован на строительство судов,
морских платформ и т.д. Но нерешенным остается кадровый вопрос.


- А как же морские вузы России, в том числе и архангельский филиал академии
имени Макарова?



- В нашей стране есть три морских вуза. Они расположены на Тихоокеанском,
Черноморском и Балтийском бассейнах. Морская академия имени Макарова находится в
Санкт-Петербурге. Помимо Балтики, она призвана обеспечивать кадрами еще и
Арктический бассейн. Кто на севере России дает морское образование? Два филиала
этой академии (архангельский и мурманский) и мореходное училище имени капитана
Воронина. Филиалы осуществляют подготовку по заочной форме обучения и только на
младших курсах. Училище дает среднее образование. Мощности этих учебных
заведений недостаточны, чтобы решить проблему кадрового голода. Кто же придет
работать на суда, которые станут обеспечивать работу по освоению месторождений в
Арктике? Уверен, если в Штокмановском проекте не будут работать наши выпускники,
то вместо них тут же найдутся другие. Это очень дорогостоящие рабочие места!
Так, зарплата капитана крупного газовоза достигает $22 тысяч в месяц.
Месторождения все равно будут осваивать - с нами или без нас. Если мы не будем
шевелиться, значит, придут специалисты из других регионов России, или же
компании наймут плавсостав из азиатских стран. Таким образом, налоги на весьма
крупные доходы физических лиц не поступят в бюджет Архангельской области. Они
уйдут в другие субъекты РФ либо за пределы нашей страны.


- Что же вы предлагаете?



- Я считаю, высокооплачиваемые рабочие места в морских проектах должны занять
преимущественно россияне. Когда мы говорим об Арктическом регионе, то хочу,
чтобы работающие там моряки были в большинстве своем жителями Севера. Это
решает ряд проблем: облегчает акклиматизацию персонала в тяжелых арктических
условиях, сокращает расходы на перевозку людей к месту работы и т.д. Реализация
морских проектов России потребует подготовки в ближайшие 10-20 лет до 10 тысяч
дополнительных кадров командного плавсостава. Поэтому, на мой взгляд, необходимо
как минимум удвоение учебных мощностей в Санкт-Петербурге, а также создание
сопоставимого по размерам учебного центра на Арктическом побережье. Оптимальным
местом размещения такого центра я считаю Архангельск.


- А какие у вас есть доводы в пользу Архангельска в сравнении, например, с
Мурманском?



- В сфере развития морского образования Архангельск имеет гораздо более удобное
географическое положение: мы находимся ближе к центру России. Кроме того, у нас
есть преподавательский состав и уже готовая инфраструктура, которая сегодня
принадлежит архангельским морским учебным заведениям. Предстоящее объединение
филиала академии и училища имени Воронина как раз и создает предпосылки для
создания в Архангельске Арктического морского учебного центра. Этот центр сможет
не только готовить кадры по программам начального, среднего, высшего и
дополнительного проф-образования, но и заниматься прикладной морской наукой. А
если посмотреть на вопрос шире, то, конечно же, нужна федеральная программа
подготовки морских кадров, включая персонал буровых платформ, портов и
терминалов, гидрографов, управленцев. Так уж сложилось, что сегодня в России
развитие морского образования отстает от программ судостроения не менее чем на
десять лет... Кстати, как выяснил исследователь Г. П. Попов, впервые вопрос о
необходимости открытия в Архангельске высшего морского учебного заведения
поставил дальновидный губернатор С. П. Гагарин еще в 1866 году! Но власть имущие
денег не дали.


- Как всегда, вопрос упирается в финансы...



- Я бы лично предложил использовать не только государственные средства. Сегодня
на морской рынок труда вышли новые крупные игроки - нефтегазовые компании: наши
и зарубежные, которые имеют возможности производить отчисления на морское
образование. Все прекрасно понимают, что такие отчисления - это мизер по
сравнению с материальными потерями, возникающими у компаний из-за действий
неквалифицированного персонала... К слову, Екатерина II, подписывая в 1781 году
указ о создании в Холмогорах морского учебного заведения (ныне - Архангельское
мореходное училище), руководствовалась не сиюминутными интересами. Она
задумывалась о возможностях и перспективах развития Севера страны. Схожая
ситуация сложилась и сейчас. Необходимо принять решения, которые будут работать
на Архангельск и морскую отрасль России в ближайшие столетия, - заключил Валерий
Рохин.


Справка



1957 г. - в Архангельске создан учебно-консультационный пункт (УКП)
Ленинградского высшего инженернего морского училища (ЛВИМУ) имени адмирала С. О.
Макарова.


1961 г. - УКП преобразован в архангельский заочный филиал (АЗФ) ЛВИМУ.



1990 г. - ЛВИМУ переименован в государственную морскую академию (ГМА) имени
адмирала С. О. Макарова


2002 г. - АЗФ стал архангельским филиалом ГМА.



Сегодня архангельский филиал осуществляет обучение юношей и девушек по
специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок,
эксплуатация электрооборудования и автоматики судов, организация перевозок и
управление на водном транспорте.









Надежда ШИЛОВА., Правда Севера

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru