Возвращаясь к напечатанному [2007-11-13]
Неудобный капитан
Сергей Ястребцев не совершал преступлений. Но с должности капитана порта все- таки ушел. Почему?
В действиях начальника ФГУ "Администрация морского порта Архангельск" -С. С. Ястребцева отсутствует состав преступления - к такому выводу в результате долгой и кропотливой работы пришел заместитель руководителя Мурманского межрайонного следственного отдела Северо-Западного следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ А. М. Шиловский.
О возбуждении в отношении Ястребцева уголовного дела по факту превышения им должностных полномочий "Правда Севера" сообщала 29 мая. Основанием для возбуждения дела стали материалы проверки территориального управления Росфиннадзора. Сергей Сергеевич, по мнению проверяющих, должен был получать только зарплату капитана порта, хотя он одновременно работал даже не на двух, а на трех должностях. Кроме того, Росфиннадзор посчитал, что он излишне много средств израсходовал на проведение семинара-совещания и купил пневмонадувную переправу без согласования с вышестоящим руководством. По всем пунктам следствие не установило в действиях Ястребцева состава преступления. Акт проверки также был предметом рассмотрения в арбитражном суде, и там на нем камня на камне не осталось. Получается, проверяющие зря потратили свое и чужое время и бюджетные деньги.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но 18 октября Ястребцев по собственному желанию ушел с должности. Почему человек, любящий и знающий свою работу, добровольно от нее отказывается? Вот как прокомментировал свою отставку Сергей Сергеевич:
- Должность капитана порта в свете преобразований в стране и реформы в отрасли приобрела совсем иное значение. Если раньше вертикаль власти была проста и понятна, то сейчас, с раздроблением портов, пароходств, судремзаводов и т.д., надзор за соблюдением законодательства на акватории порта намного усложнился. В моем случае это усугубилось еще и тем, что администрации морского порта (АМП) Архангельск поручили организовать портовую власть в Онеге, Мезени, Нарьян-Маре, Витино, Игарке, на Соловках. Появилось много проблем, при этом ни штата, ни зарплаты нам не добавили.
Административный ресурс капитана порта по КоАП ничтожен, то есть нарушителям зачастую приходится не приказывать, а доказывать, объяснять, проводить с ними бесконечные совещания, заседания. Конечно, многие предприятия стремятся не выходить за рамки закона. Нам легко работалось с Севморпароходством, Севречпароходством, Роснефтью и другими, но никак не получалась работа с Архангельским морским торговым портом (АМТП). Законные требования капитана порта руководством АМТП встречались в штыки, исполнение затягивалось на месяцы, а то и годы. Например, план по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов ими так и не был создан. В декабре прошлого года вообще был вопиющий случай. Не имея лицензии на переработку опасных грузов, АМТП заключил контракт на перевалку архиопасного груза. Первую отгрузку "продавили" всеми правдами и неправдами. Сотрудникам службы морской безопасности АМП пришлось сутками дежурить на причале, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации. При этом руководитель АМТП Титов спокойно убыл в командировку.
Потом я заявил, что без лицензии перевалку опасных грузов больше не разрешу, хоть снимайте с работы. Начались жалобы во все инстанции. Чем больше порт жаловался, тем больше привлекал к этому вопросу внимания и тем больше появлялось к нему требований со стороны Росприроднадзора, Ростехнадзора и т.д. Но виноватым все равно выставлялся капитан порта.
Или другой пример. В навигацию 2007 года - бум завозки грузов в юго-восточную часть Баренцева моря и на Харасавей. Фирмы подряжают дешевые суда где-нибудь в центре страны, которые по своим данным не могут работать в условиях Арктики, пусть даже летней. Но они приходят в Архангельск, грузятся, заявляются на отход, а портнадзор их не выпускает. Мы понимаем, что госзаказ и что хочется заработать, но почему для этого надо ставить под угрозу жизни членов экипажа, окружающую среду?! Начинаются уговоры, потом предложения денег, потом угрозы, жалобы.
Понятно, что на каждое действие возможно противодействие. Я всегда говорил своим подчиненным, что главное - не брать взятки, требования предъявлять компетентные и справедливые. За семь лет работы в должности капитана порта у меня не было повода упрекнуть кого-то во взяточничестве или непрофессионализме.
Усилиями жалобщиков в течение года в АМП Росфиннадзором дважды проводились проверки. Выводы в актах были, мягко выражаясь, обескураживающими. АМП представлял аргументированные возражения, со ссылками на нормативную базу и судебную практику, но они абсолютно не принимались во внимание. Не буду перечислять всех натянутых претензий, остановлюсь на пневмонадувной переправе. Пройдя ледовую переправу, судно обязано намыть лед для того, чтобы можно было положить деревянные мостки для прохода людей. Из-за теплых зим в марте-апреле льда на переправах нет, суда, пытаясь его намыть, сжигают топливо, теряют время. А по обе стороны русла часами стоят люди, кляня всех и вся. И никому до этого нет дела. Организация и обеспечение движения судов в ледовых условиях - одна из обязанностей администрации морпорта. Поэтому мы проявили инициативу: купили пневмонадувную переправу, которая позволила снять перечисленные выше проблемы. Зато нажили себе проблему. Все прошедшее лето нам пришлось оправдываться за это доброе дело.
Естественно, всякое желание работать в таких условиях пропадает. При наличии недоброжелателей, стремящихся поставить "карманного" капитана порта, любое мое действие может снова потянуть на уголовное дело. Я не против проверок, но я против предвзятости и некомпетентности.
Я ухожу с должности с чувством хорошо сделанной работы. Администрация морского порта с филиалами создана, укомплектована грамотными специалистами, у которых есть все условия для решения поставленных задач. Структура не коррумпирована, пользуется авторитетом. Свой след в истории порта Архангельск я оставил.
* * *
Премьер-министр Виктор Зубков, вступая в должность, заявил, что у страны есть две большие проблемы: коррупция и недостаток квалифицированных кадров. Так и хочется дополнить председателя правительства тем, что и имеющихся специалистов, грамотных, принципиальных, неравнодушных, у нас зачастую не ценят. Наоборот, пытаются "извести" их проверками, уголовными делами. Думаю, морская общественность согласится с тем, что уход Ястребцева - существенная потеря для порта Архангельск. Конечно, есть и те, кому это понравится, но сдается, что их интересы далеки от интересов государства.
Фото Алексея Рыжова.
Елена НЕСМАЧНАЯ., Правда Севера
|