Область сдала "анализы". [2007-11-07]
Ждем диагноз и назначения
Об этом - сегодняшнее интервью с экспертом Фонда "Центр стратегических разработок"Северо-Запад" Эдуардом Бозе-Эдуард Юрьевич, начну с вопроса, который, наверное, будет актуальным до тех пор, пока вы не напишете стратегию, а область не реализует ее, - почему все-таки то, как нам жить, решают чужие?
-Когда говорят, что регионы не занимаются стратегиями, это "не занимаются" адресуется органам исполнительной власти. А у них есть определенный, весьма конкретный функционал. И разработка стратегии...
-... не входит в их должностные обязанности?
-Входит. При проведении определенных политик власти должны придерживаться неких стратегических представлений о том, как развиваться региону и какие механизмы для этого задействовать. В противном случае управление будет неэффективным. То есть реализация стратегии - функция органов власти. Проработка же экспертной части - задача для них непрофильная. Включенная в управление региональной экономикой власть - участник этого процесса и в силу этого не может обеспечить независимую экспертную позицию основных экономических тенденций. Кроме того, специалисты региона обычно достаточно хорошо знают местный материал и меньше знакомы с материалами по другим субъектам, с федеральными программами, инициативами, межрегиональными проектами, часто испытывают дефицит информации по корпоративным стратегиям.
Между тем у серьезного бизнеса свои представления о развитии территории, и их тоже необходимо учитывать. Спикер законодательного собрания Виталий Фортыгин, с которым мы говорили недавно как раз о корпоративных стратегиях, это понимает, что, кстати, происходит не везде. Некоторые считают, что как скажут власти, так бизнес и будет делать.
-Речь, как я понимаю, в первую очередь идет о так называемой "социальной ответственности" бизнеса. Но вот совместное предприятие с Илим Палп создали американцы. И я уже слышала: "Они теперь скажут: "мы платим налоги - и отвалите"...
-Чем корпорации взрослее (а International Paper, безусловно, более зрелая корпорация, чем Илим Палп), тем мощнее слой ее социальной стратегии. По принципу "мы платим налоги, а остальное нас не касается" корпорации действуют лишь в тех странах, где власти не умеют фиксировать свою позицию. Их задача - не заставлять корпорации выполнять некие обязательства, а вступать в диалог и решать вопросы на уровне согласования интересов. Корпорации не вкладываются в социальную сферу из филантропических соображений, всегда руководствуясь выгодой. Но и они понимают: не вкладываешься в человеческий капитал, готовься к тому, что через пять лет у тебя не будет работников. С этим и связаны вложения в трудовые ресурсы и территорию как таковую.
Важнейшая же часть стратегии любой корпорации, работающей на долгосрочную перспективу, - зарабатывать деньги. International Paper, как и любой бизнес, связанный с освоением сырьевых ресурсов, имеет длинные инвестиционные циклы. Их стратегия на несколько лет - около $1600 млн долларов только по Архангельской области - это инвестиции в рамках совместного предприятия. Так что они понимают: вложить значительные средства, сэкономив 10 млн и потеряв базовую основу ведения бизнеса в стране, достаточно глупо.
Поэтому нет опасений, что корпорации выстраивают какие-то бездумные стратегии. Другое дело, что органы власти должны учитывать, какие стратегии есть, и какие вопросы попадают в зону деятельности корпорации, а какие должны финансироваться из бюджета, чтобы избегать двойного финансирования в одних проектах и недофинансирования в других.
-Как это касается, например, строительства дорог?
-Да, и это вопрос выбора модели. Одна: лесопользователи платят за кубометр леса на корню, а государство финансирует строительство дорог. Другая - модель долгосрочной аренды: лесопользователь получает лес по расчетной лесосеке (по не очень высоким ценам), и лесовозная дорога в этом случае рассматривается как инвестиции в основной капитал. Дорогу в таком случае строит инвестор. Другое дело, что по нынешнему российскому законодательству построенную дорогу следует по-ставить на баланс региона. Но после этого предприятие не сможет амортизировать ее, то есть, вложив деньги, не окупит их. Дорога фактически станет подарком региону. Это существенно, и это затрудняет финансирование.
Кроме того, лесная индустрия Архангельской области и в целом РФ, как правило, с непрозрачной структурой капитала. Поэтому доступ к "длинным" и "дешевым" деньгам предприятиям почти закрыт: любой кредит - под слишком высокие проценты - в силу того, что не очень ясно, кто владеет этим бизнесом, каков его масштаб, какова стратегия?
-Что-то мы "зациклились" на лесе...
-Но дело в том, что лесной, судостроительный и (в меньшей степени) сырьевой - базовые сектора экономики, на них строится благополучие региона. Доля лесного комплекса в ВРП, в промышленном производстве такова, что если лесной комплекс не растет, а все остальные растут высокими темпами, мы получаем средние и низкие темпы роста и проигрываем битву за высокий уровень жизни. Обеспечив рост в лесном секторе и не обеспечив у остальных, получаем средние темпы роста. А вот обеспечив высокие темпы роста в каждом из базовых секторов, мы обеспечиваем благополучие региона.
-Чтобы обеспечить рост, следует сначала обозначить свою стартовую позицию. Для отчетов вроде бы надо выглядеть лучше, а для будущих вложений имеет смысл прикинуться похуже...
-Для стратегии надо выглядеть объективно - как на приеме у врача. От качества диагноза зависит качество лечения. Первый этап разработки и предполагает массированный сбор информации. Ее предоставляет департамент экономического развития, корпорации. Изучаются даже неписаные стратегии. Затем мы заказываем экспертные заключения - по базовым секторам и по базовым инфраструктурам. Уже есть предварительное экспертное заключение специалистов Конфедерации лесопромышленников по лесу, есть - по бюджетной сфере (и не только "картинка", фиксирующая ситуацию, но и набор рекомендаций профессионалов). У нас почти готова экспертная записка по планировочной схеме развития.
-Нашли ли эксперты в области что-то такое, чего не замечали свои?
-Проект "Белкомур". В нынешнем виде он бесполезен: потребуется подключение к железнодорожной ветке, грузы надо будет тащить в Мурманский порт железнодорожным транспортом - в этом отношении он уже сейчас заперт и перегружен. Таким образом, "Белкомур" должен быть жестко завязан на проект глубоководного порта - тогда это будет мегапроект для региона.
-Вы говорили, что этот проект важен и для федерации...
-Важен. Система портов в Северо-Западном федеральном округе только формируется. Порты будут специализироваться на разных грузах и разных дистанциях. Например, конкурентное преимущество Мурманского порта - возможность принимать самые большие (среди портов Северо-Запада) океанические суда-трехсоттысячники, способные перевозить сырую нефть через Атлантику без посредства Роттердама, как российская нефть поставляется сейчас. Но Мурманск не может грузить западно- сибирскую нефть в необходимых объемах...
Питерский порт будет специализироваться на дорогих грузах - в основном контейнерных, и на автомобилях, все больше выдавливая лес, лесоматериалы, насыпные грузы, нефтепродукты в Ленобласть - на Приморск, в Усть-Лугу. Таким образом, значительная часть грузов, которые традиционно переваливались через этот регион, остается без портовых мощностей. Архангельский же глубоководный порт сможет принимать суда дедвейтом до 70000 тонн, возить насыпные грузы, металлы, контейнерные грузы. Таким образом, основной смысл "Белкомура" - открыть ресурсную базу приполярного Урала для мировых сырьевых рынков. Поэтому проект без порта - один экономический эффект, с портом - совершенно другой.
-Меня несколько удивила и ваша оценка лесной отрасли региона...
-Нынешний корпоративный состав отрасли очень слабый. Судя по всему, компании, работающие сейчас в этой сфере, не готовы обеспечивать высокие темпы роста. Единственным игроком, имевшим задатки стать лидером отрасли и лоббировать на федеральном уровне регулирование, которое поддерживало бы развитие отрасли, был Илим Палп, фактически поступивший в продажу.
-Это плохо?
-Это не хорошо и не плохо - это нормально. Собственники любой компании рано или поздно встают перед выбором: принять вызов глобальной игры или продать бизнес глобальному игроку, сказав себе "хватит, я построил компанию, больше ничего сделать не могу или не готов, к примеру". При этом вы знаете, какие изменения произошли этим летом: лес все-таки зафиксирован как стратегический ресурс. Это значит, что федерация признает: на глобальном рынке продуктов лесопереработки российские позиции должны быть сильными. Но кто станет представлять Россию в качестве игрока на этом глобальном рынке? Иностранные компании - например, International Paper, финны, шведы, китайцы, или это будут российские компании?
Я не уверен, что даже у самых крупных лесных корпораций есть четкое представление о глобальном рынке и его тенденциях. Более того: такое представление отсутствует даже у ведущих экспертов, консультирующих отрасль. Так что если мы хотим играть на этих рынках, то должны четко понимать, кто наши конкуренты, а кто с нами никак не пересекается. Если придется конкурировать с финнами и занимать их нишу, должны "мочить" финнов - инструменты для этого есть: финны зависимы от РФ по лесу по ряду обстоятельств. Если же мы в разных с ними нишах, кто тогда?
-Но пока этого понимания нет, как разрабатывать стратегию области, если лесная отрасль для нас основная?
-Мы на этих вещах и специализируемся. Есть обширный опыт анализа рынков такого характера - например, ряд решений по российскому нефтегазовому комплексу ("Геоэкономический атлас энергетики") были сделаны по результатам масштабного исследования 2-3-летней давности, проводимого центром стратегических разработок "Северо-Запад".
Вообще методика разработки стратегий в том и состоит, чтобы, определив базовые сектора, разобраться затем с устройством их рынков и понять, в чем конкурентные преимущества предприятий сектора в данном регионе.
-Все это касается и судостроительного сектора?
-По судостроительному комплексу региона есть два варианта развития событий. Первый: северодвинские предприятия специализируются на изготовлении только военной продукции - главным образом подводных лодок. В этом случае финансирование комплекса полностью ложится на плечи государства. Второй вариант - формирование полноценного судостроительного предприятия в рамках Северного центра судостроения. Придется четко позиционировать: 50% - оборонная продукция (те самые подводные лодки) и работа на рынке гособоронзаказа (именно на рынке гособоронзаказа, а не в рамках гособоронзаказа, то есть предложение конкурентоспособной продукции). И вторые 50 процентов - игра на глобальных рынках.
При этом следует понимать: ниша по крупнотоннажным танкерам (свыше 300 тыс. тонн) занята корейцами, китайцами и японцами. У них дешевые и технологичные открытые верфи, выпускающие суда в огромных объемах. Конкурировать с ними невозможно. Но у Северодвинского комплекса есть явное преимущество - по танкерамхимовозам, например. Эта достаточно сложная продукция делается в основном в развитых странах, где высокие затраты на труд, энергетику, материалы, где требуются значительные основные специализированные фонды. И это - та ниша, которая сейчас быстро развивается на глобальных рынках. Если "Севмаш" и "Звездочка" войдут в эти сегменты, вышибить их оттуда будет сложно. А пока к ним приходят норвежцы, которые работают на этом рынке, и говорят: "постройте нам шесть кораблей". Надо работать на рынок напрямую, без посредничества.
-Эдуард Юрьевич, когда готовится стратегия отдельного региона, учитывается ли в ней, как он должен смотреться на фоне других?
-Даже рассматривая регионы по отдельности, мы все равно приходим к тому, что конечные показатели получаются примерно одинаковыми - кстати, и у других разработчиков тоже. Есть прогнозные темпы роста ВРП, и качественная стратегия должна обеспечивать их, как минимум, на уровне средних прогнозных значений по Федерации. Отсюда все и вытекает. Но прогноз - это некая иллюстрация деклараций: дескать, стремимся вот к этому. При одном сценарии можно достичь одних показателей, при другом - других.
-В вашей практике не было такого - подготовили прогноз, а регион говорит: "хотим еще лучше?"
-Мы сталкивались с обратной ситуацией - в Кемерово, например. Мы убеждали: с 1995го вы увеличили доходы в 10 раз, почему же боитесь, что не увеличите их еще в десять за 20 лет? Они объясняли: в Кемерово большой сырьевой сектор, и есть технологическое ограничение на добычу угля. Как же добывать больше, если известно, что с точки зрения экологии больше нельзя? Не учитывалось при этом, что технологии меняются, а значит, меняются и экологические возможности территории. Условно говоря, можно добывать 250 млн, а экологический ущерб будет меньше, чем от тех 170, что они выдают сегодня.
Это и есть задача стратегии - не только спрогнозировать индикативные показатели - ВРП, доходы и т. д., но и показать, как будет меняться структура экономики, ее технологическая платформа, занятость, качество экономического роста. Сейчас все регионы имеют ярко выраженный, совершенно аномальный промышленный уклон. Доля промышленного производства и производства товаров в структуре ВРП неадекватны с точки зрения современной экономики.
Например, доля товарного производства в структуре ВРП Москвы составляет уже 10% - при том, что темпы роста промышленного сектора последние годы идут на уровне 10-13% в год. Архангельской, Псковской, Пензенской областям о таких темпах еще мечтать и мечтать.
-На "круглых столах", которые вы проводили в рамках первого этапа, не было ли какого-то непонимания? Может, люди считают, что надо развиваться в "другую сторону"?
-Случалось, участники "круглого стола" заявляли некоторые тезисы, не озвучивая аргументов в их пользу. Были, например, тезисы по поводу исторических поселений, необходимости поддерживать там численность населения, сохранять инфраструктуру. Но на вопросы: зачем? из каких средств? что дальше будет с этими поселениями? - внятных ответов не было. Так вот, чтобы спровоцировать людей на аргументы, мы и выдали провокационный тезис, что все тут надо свернуть и работать вахтами.
-Это была только провокация?
-На "круглом столе" - да. Хотя: все уже понимают: сырьевые производственные проекты в регионе будут развиваться именно вахтовыми методами. На новые города ресурсов нет, да и нет необходимости в новых городах. Проблему с леспромхозами мы уже проходили:
-А какие-то ценные мысли на "круглых столах" вы услышали?
-Были интересные позиции, например, по транспортной инфраструктуре. Департамент транспорта настаивает, что базой инфраструктуры должны быть дороги. Но есть и другое мнение: нельзя строить дорогу на 100-200 километров, если по ней будет ездить полтора автомобиля в неделю. Дорого, да и перспектив роста населения в части районов нет. Очевидно, что внутренняя система пассажирского транспорта должна быть более обоснованной с точки зрения экономики: малая авиация, система речного транспорта: В области это понимают. Словом, позиции мы слышали разные и важно, что услышали и позиции, и аргументы. Теперь можно делать более взвешенную оценку.
Елена МАЛЫШЕВА., Правда Севера
|