Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ДУХ ИЧИТА НЕ ЗАПУТАЛ СЛЕДОВ.


[2007-11-15]

ДУХ ИЧИТА НЕ ЗАПУТАЛ СЛЕДОВ.



Немецкая экспедиция Герхарда Хампеля прошла по маршруту Эдуарда Толля

Читатели "России" помнят, что в 2004 году на севере Таймырского полуострова, на мысе Депо работала экспедиция "Клад Эдуарда Толля". Начальник Русской полярной экспедиции Толль в 1900 году закопал здесь в вечную мерзлоту весомый набор продуктов: тушенку, сухари, чай, крупу, шоколад... Запасался для себя, однако складом не воспользовался, и лишь в 1973 году их обнаружили участники полярной экспедиции "Комсомольской правды". Уже в следующем году был начат научно-практический эксперимент. В 1980 и 2004 годах к складу снова прикасалась рука человека. Последний научный десант был собран Росрезервом, Россельхозакадемией и клубом "Приключение". Ученые остались очень довольны научными результатами. Росрезерв рассматривает возможность объемной экспериментальной продуктовой закладки в вечную мерзлоту, однако к имени всемирно известного ученого, российского патриота Эдуарда Васильевича Толля мы возвращаемся сегодня совсем по другому поводу. Маршруты Толля 1885 и 1886 годов по северу Якутии, по льду моря Лаптевых и по Новосибирским островам нынешней весной повторил Герхард Хампель, профессор медицины из Германии.

В первые со своими полярными собаками Герхард Хампель появился в клубе "Приключение" в 2003 году. На двух упряжках вместе с российским путешественником Виктором Симоновым он прошел путь длиной 1000 км от арктического порта Тикси до Якутска.

В 2005 году те же две упряжки мчали Герхарда и его сына Кристиана от Тикси сначала на восток, а потом на север, на остров Котельный, к тому месту, с которого Эдуард Толль в 1886 году увидел Землю Санникова. Стремясь к ней, он в 1902 году погиб. Семейство Хампелей постигла неудача. Одна собака сдохла, другая сломала лапу. Пересечь пролив Дмитрия Лаптева, отделяющий материк от Новосибирских островов, не удалось.

Отец и сын проявили настойчивость и нынешней весной снова с головой окунулись в суровый быт арктического полярного перехода. На сей раз они одолели путь Толля. Вот какие любопытные записи остались в дневнике Хампеля-старшего.

7 марта. После длительного пути из Москвы через Рязань с остановкой на Урале мы наконец прибыли в Тикси. Была звездная ночь и температура минус 42 градуса. Нам надо было самим выгрузить из самолета большую часть снаряжения, вес которого составлял 2 тонны, и мы успели наработаться до седьмого пота.

9 марта. Температура поднялась до минус 25 градусов. Но это означает: снегопады, сильные порывы ветра, плохая видимость и, значит, проблемы с ориентированием. У нас одна упряжка и один снегоход Ski Doo. Кристиан на снегоходе попытался ехать задним ходом и сломал "оглоблю" прицепа. Встретили двух эвенов на "Буранах", которые помогли нам выбрать направление. Мы натянули палатку после того, как "оглобля" прицепа сломалась окончательно. Эвены вернулись, чтобы проверить, все ли у нас в порядке.

12 марта. Наш примус "Колеман" не настроен работать на таком холоде. У внутренней палатки больше нет крыши. Я сжег ее, а также опалил тыльную часть своей руки, пытаясь раздуть огонь с помощью крышки от кастрюли. Не закончится ли наша экспедиция из-за этой ошибки в самом начале?

Мы приняли решение идти к деревне Наиба. Встретили Матренку, бывшего комсомольского секретаря, а в настоящее время - шамана деревни. Она знает меня по двум моим предыдущим приездам и тут же пригласила нас в гости. Она пообещала зашить нашу палатку и проинструктировала своего друга Игоря, чтобы тот посмотрел за нашими санями. Конечно, современные алюминиевые сани выглядят очень привлекательно и поэтому Игорь тут же предложил не ремонтировать их, а обменять на его сани в эвенском стиле. Вечером для нас нагрели баню.

14 марта. Палатка будет готова не раньше полудня. Планируем уехать после ланча. Собаки подготовлены для двухдневного перехода и нельзя не заметить на их мордах следы сражений. Игорь, Матренка и ее двоюродный брат Виктор проводили нас до ближайшего на востоке мыса. Матренка настояла на том, чтобы мы принесли что-нибудь в жертву в соответствии с местными обычаями для того, чтобы рассчитывать на успех путешествия.

После того как мы прошли два километра, у двух ведущих собак возникли разногласия и Элрой не захотел бежать дальше. Пока я заменял его на Тару он воспользовался предоставленной возможностью и убежал обратно в деревню. Я боялся, что остальные собаки тоже убегут, если я пойду за Элроем. Надеюсь, что Элрой сделал для себя правильный выбор.

15 марта. Солнечно и минус 22 градуса. Мы двигаемся через места, где разводят северных оленей.

16 марта. Сейчас мы в Хаире. Поселок выглядит пустым. На улице нет людей, и мы хотим продолжать наш путь до Кулара. К вечеру наши ноги промокли, так как снег попадал нам в ботинки сверху. Мы спали в маленькой хижине рядом с дорогой, которая идет вдоль реки. Однако там не было дров и поэтому было холоднее, чем в палатке. Я беспокоюсь, так как спутниковый телефон не соединяет. А необходимо звонить в Москву, ибо в соответствии с инструкциями поисково-спасательная группа отправится за нами, если от нас не будет сообщений в течение пяти дней. Элрой вернулся.

18 марта. Мы покинули хижину и поехали по маленькой ледяной дороге. Нам пришлось совершить огромный объезд для того, чтобы попасть в место нашей следующей остановки - поселок-призрак Кулар. Мы пошли дальше и до наступления темноты добрались до "Северного", популярной стоянки водителей грузовиков. Наши друзья, с которыми мы познакомились два года назад, там уже не живут, но они рассказали людям о нас и поэтому нам немедленно оказали гостеприимный прием. Хозяин гостиницы починил нашу сломанную "оглоблю" и провода зарядного устройства.

19 марта. Мы смогли позвонить в Москву и домой и сообщили наши координаты. Успокоили всех - у нас все хорошо! После того как наш прицеп был отремонтирован, мы съели ланч (китайская лапша мгновенного приготовления, русский хлеб и шоколад) и в 16.00 выехали.

20 марта. Ледяная дорога делает очень большой обход через рукав реки Яны. В итоге мы прошли 91 км для того, чтобы доехать до нашего следующего депо на метеорологической станции в селе Казачье. Леша, который отвечает здесь за техническое оборудование, отмечает свой день рождения, так что нам повезло с едой, пивом и баней.

22 марта. После дня отдыха мы рвемся продолжить путь. Но наша хозяйка Алла настаивает на том, чтобы мы задержались: она испечет для нас пироги. Это хороший русский обычай - не только накормить гостей, но и дать им еды в дорогу.

23 марта. Сегодня минус 28. Но тот факт, что сияет солнце и почти нет ветра, делает наше путешествие приятным. Мои солнечные ожоги, полученные 10 дней назад, сменились обморожениями. Хотя от видов вокруг просто захватывает дух, требуется неимоверная сила воли, чтобы снять перчатки и сделать фотографию. Мы миновали Нижнеянск и, пройдя 74 км, поставили лагерь рядом с рекой.

24 марта. Наша повседневная жизнь выглядит так: я встаю в 6 утра, зажигаю примус, чтобы температура в палатке поднялась выше точки замерзания, затем кипячу немного воды для мюсли на завтрак и съедаю свою половину. Бужу Кристиана в половине седьмого. После того как он поест и пар выйдет из палатки, мы сушим некоторые вещи. Пока идет уборка, мы выпиваем еще по одной чашке горячего чая. К 11 часам разбираем палатку, загружаем сани, запрягаем собак. Через 30 - 40 км делаем перерыв для того, чтобы проинспектировать собачьи лапы. Все получают легкий перекус. Вечером Кристиан отвечает за обед. Он обычно начинает готовить, когда я кормлю собак и развязываю их упряжь.

25 марта. Мы отклонились от курса. Это частично объясняется тем, что у нас обоих так окоченели пальцы, что мы старались не брать в руки карты и GPS. Сейчас мы приблизительно там же, где были два года назад, когда нам пришлось отказаться от дальнейшего маршрута. После того как мы наконец осознали, что идем в неверном направлении, мы решили двигаться в сторону Юкагира - небольшого поселка около нашей запланированной остановки Аджергайдах, где барон Толль был в 1885 году и построил маленькую хижину.

27 марта. Вчера из-за шторма мы оставались в палатке целый день. Стало так тепло, что мы уже не видели своего дыхания. Мы делали то же самое, что и собаки: спали. Это умерило раздражение, вызванное пребыванием взаперти. Тем не менее Кристиан встал в плохом настроении. Он был сыт по горло постоянным ветром и замерзшими руками. Потребовалось достаточно много времени, чтобы мы высушили самые важные вещи, а собаки и сани были освобождены от снега. Стартовали в 13.30 без ветра и при температуре минус 10 градусов. Но появилось что-то новое - туман! Сначала использовали едва видимое солнце для того, чтобы найти дорогу. Но вскоре нашли следы "Бурана", которые вели в Юкагир.

Нас ждали здесь. Первый раз жители Западной Европы пришли в Юкагир. Нас встретили директор школы и четыре учителя. Уже до этого у меня сложилось впечатление, что в некоторых городах женщины занимают главенствующую роль, а мужчины едва заметны. Виктория уже слышала о нас в 2003 году и позволила нам занять свою маленькую квартиру в школьном здании. Во всей деревне только 13 детей школьного возраста. Это означает, что у каждого учителя по три ученика. Люди здесь живут преимущественно за счет оленей и мамонтовой кости, которую они продают в Китай, где все это перерабатывается в лекарства.

29 марта. Вчера мы хотели продолжить путь, но началась новая буря с метелью. Видимость ужасная. Прощание было трогательным. Кристиан подарил Виктории компас как благодарность за то, что она предоставила нам свою квартиру. Теперь мы поняли, что зашли слишком далеко на запад и, стало быть, добавили еще один день к нашему путешествию. Все это потому, что мы не можем достаточно хорошо общаться с Кристианом во время движения. Если я даже закричу, то Кристиан не услышит меня из-за шума мотора. Кроме этого, Кристиан почти всегда находится на несколько километров впереди.

1 апреля. Сегодня мы доехали до полярной станции "Кигилях". Нас ждали. Не только потому, что на станции наше второе депо, но также и потому, что команда, которая работает тут, была проинформирована по радио о нашем продвижении. Юрий, руководитель метеостанции, живет и работает здесь уже 20 лет! В отпуск ездит в Тикси, чтобы навестить свою дочь. Он явно не тоскует по Средиземному морю или другим теплым морям.

5 апреля. Вчерашняя метель заставила нас остаться в палатке еще на один день. Кто-то или что-то не хочет, чтобы мы шли дальше. Достаточную ли жертву мы принесли духам? Может, мы принесли жертву не тому духу? По словам Толля, дух Ичита - знаменитый игрок, который не любит ничего, кроме игры в карты. Поэтому мы купили новую колоду карт. Но наш западноевропейский менталитет не позволил нам принести ее в жертву.

6 апреля. К северу от острова Малый Ляховский мы столкнулись с большим количеством ледяных валунов, что затруднило наше продвижение вперед. Один раз наш прицеп так застрял, что нам пришлось полностью разгрузить его, чтобы вытащить. В результате часть груза мы потеряли. Кристиан делал все, что мог, ему приходилось смотреть вперед и планировать свои следующие три поворота на Ski Doo, чтобы не застрять в очередном колодце. Собаки не могли понять, почему у машины возникло так много проблем на такой интересной местности.

7 апреля. Прошлой ночью вокруг палатки было много суматохи и шума. Так как нам сказали, что видели в этих местах белых медведей, и так как собаки продолжали ворчать, и что-то скреблось о нашу палатку, мы стали нервничать и сидели в спальных мешках с ружьем в руках. Но волнения были напрасны - это собаки сражались за лучшие места. Мы пришли на полярную станцию "Земля Санникова" и встретили старого знакомого - механика Виктора. Два года назад он работал в Казачьем. Он из Петербурга, живет и работает здесь для того, чтобы оплатить учебу своей дочери.

8 апреля. Наши хозяева настояли на том, чтобы угостить нас ланчем. Мы планируем приехать на станцию "Остров Котельный" к среде, с тем чтобы на этой неделе вылететь обратно в Тикси. Здесь все постоянно напоминало нам о том, из какого большого количества льда сделан остров Котельный. Льда здесь больше, чем скал. Толль называл эти залежи ископаемым льдом, который здесь сохранился со времени последнего ледникового периода.

9 апреля. Мы встретили непреодолимое препятствие в виде нагромождений из ледовых торосов и нам пришлось продолжить путь по тундре. Это означало тяжелую работу для собак, так как снег, твердый только на поверхности, внизу был мягким и рассыпчатым. Собаки проваливались и ранили кожу между пальцами. В конце концов мы дошли до места, запланированного для лагеря. Именно здесь шхуна Эдуарда Толля "Заря" бросила свой якорь. Очень живописная лагуна. Если бы не арктический климат, то это место было бы заполнено отелями и курортными зонами. Доктор экспедиции Толля Герман Вальтер умер здесь в 1901 году. Его могилу трудно найти, так как железная ограда и крест упали и свалены в одну кучу. У нас не было с собой необходимых инструментов, чтобы восстановить памятник, хотя мне очень хотелось это сделать. Температура всего минус 2 - 6 градусов, но ветер такой резкий, что превратил наши пальцы в болезненные и ненужные отростки, как только мы сняли перчатки всего на одну минуту.

10 апреля. За 20 км до цели возник участок из ломаных ледяных глыб, и когда мы попытались добраться до земли, Ski Doo нырнул в трещину - его задняя часть поднялась в воздух. Я бросился помогать Кристиану и неожиданно по бедра оказался в яме. Под моими ногами была пустота. В конце концов нам удалось освободить снегоход. Но это стоило целого часа времени. Мы продолжали путь по тундре, и снова - сильный ветер и отвратительная видимость. Приближающиеся сумерки заставили меня нервничать, но через два часа мы добрались до полярной станции и, значит, до конечной цели. Нас приветствовали омлетом и пирогом. Все принесли извинения, что не смогли угостить нас лучше. Но они немедленно высказали пожелание: нужна собака, самка, так как тут собаки только мужского пола, а хотелось бы иметь щенков. Мы оставили им Лайку. Лайка проявила себя очень хорошо во время путешествия. В России ее имя означает просто ездовая собака.

12 апреля. В Тикси и над замерзшим морем хорошая погода, и мы ожидаем, что сегодня нас заберут на вертолете. Мы изрядно поволновались, когда поняли, что Элрой ухитрился исчезнуть, возможно, чтобы скрыться от ветра. Мы так и не нашли его ко времени прилета вертолета, так что мы попросили работников полярной станции "Остров Котельный" присмотреть за ним. Во время полета иногда мы видели наши следы.

Послесловие Дмитрия Шпаро

Иной спросит: для чего все эти мучения? Во-первых, для души. (Заметьте - за свои деньги!) Понимаю Герхарда как отца: он воспитывает сына и гордится им. Важная цель путешествия - оживить в представлении российской и немецкой общественности подробности экспедиции выдающегося ученого Э. В. Толля и почтить таким образом его память. Еще Герхард Хампель хочет привлечь внимание к важнейшим исследованиям в России немецкоговорящих ученых на рубеже XIX-XX веков. Все это работает на развитие добрых отношений между Германией и Россией.

Так что поклонимся Герхарду Хампелю за подсказку - памятник надо реставрировать. Клуб "Приключение" берется отремонтировать могилу доктора Вальтера и снова, как и в 2004 году, приглашает газету "Россия" участвовать в экспедиции.








Россия

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru