Назначены крайними [2007-12-08]
Дело обстоит так, что при принятии тарифов на коммунальные услуги последнее слово остаётся за депутатами. Они поднимают руки, голосуют, а значит и народ потом именно
их считает какими-то супостатами
Побывав на многих "тарифных" сессиях, я полагаю, что в данном случае нашим избранникам отводится очень незавидная роль - мальчиков для битья.
Вопрос о новых тарифах рассматривается несколько месяцев, причём исключительно на уровне специалистов: инженеров, экономистов и т. д. Они готовят все расчеты, оперируют громадным количеством цифр. Проводятся экспертизы, аудит, для этого приглашаются эксперты из специализированных фирм. Задействованы целые конторы в предприятиях, которые предоставляют услуги. Многое устанавливается на уровне областного департамента по тарифам и ценам. Над этими проблемами скрупулезно трудятся специалисты экономических отделов местных администраций. И только потом целая груда расчетов вносится на рассмотрение депутатам. А среди них - учителя, милиционеры, спортсмен, медик, предприниматель: Они, конечно, стараются вникнуть в эту "китайскую" грамоту, но им это дается чрезвычайно сложно.
Депутатский корпус прекрасно понимает, что построенные в советское время жилфонд и все коммунальные сети в нынешних условиях действительно требуют громадных затрат. Что прогнившая и насквозь проржавевшая эта махина работает крайне не эффективно. И что даже при очень высоких тарифах сами жильцы компенсируют лишь часть затрат, которые расходуются на содержание и эксплуатацию жилфонда. Но в то же время депутатам известно, что теплотрассы греют землю, да так, что в январе во многих местах травка зеленеет. Что из дырявых труб в подвалах домов льются целые водопады горячей и холодной воды. Что многочисленные коммунальные конторы, обанкротившиеся и ещё здравствующие, имеют большие штаты и там, несмотря на коммунальную разруху, отнюдь не бедствуют. Да мало ли о каких непроизводительных расходах могут думать и догадываться депутаты! Но спорить на равных с экспертами и специалистами большинство из них не может, у них нет для этого достаточных знаний. Раньше депутаты преж- них созывов имели возможность голосовать за все коммунальные тарифы разом. Теперь это делается постепенно. Сначала им предлагается рассмотреть вопрос о тепле и горячей воде, через некоторое время - о холодном водоснабжении и канализации. А что касается платы за ремонт, содержание жилья, а также обслуживание приборов учета, то это рассматривается на ином, поселенческом уровне. И выходит, что полной, ясной картины - насколько же в следующем году вырастет плата - у наших избранников нет.
Мне неоднократно приходилось наблюдать очень тяжелые сцены, когда во времена оны депутаты испытывали нажим со стороны главы района. Тот доказывал, что нужно принять именно такой тариф, иначе попросту все будет разморожено. И как же трудно было пойти против! Я помню, как грозный окрик с трибуны заставлял замолчать даже работника прокуратуры, который пытался выступать в защиту интересов квартиросъёмщиков. И уже тогда, много лет назад, у меня созрело твердое убеждение, что не депутатское это дело - голосовать за тарифы: Пусть бы их устанавливала исполнительная власть - то ли на областном, то ли на районном уровне, а, установив, сама бы отвечала за их рост. Контролировала тех, кто предоставляет услуги, спрашивала с них по всей строгости. И делала бы это постоянно, чего депутаты никак не могут, тем более что и работают-то они на общественных началах. А в системе исполнительной власти для такого контроля есть немало специалистов. Но существующее законодательство предусматривает иной порядок, и ситуация выглядит примерно так, как если бы до начала операции депутаты столпились возле больного и решали бы голосованием, что делать хирургу... А он бы при плохом исходе операции кивал на депутатский корпус.
Н. МАТРОСОВА., Авангард
|