Семь честных слов под килем. [2007-12-13]Семь честных слов под килем.
Наши авианосцы представляют угрозу не для НАТО, а для экипажа. На флоте это понимают, поэтому на парад с четырьмя боевыми кораблями отправили сразу два спасательных буксира
На прошлой неделе ударная авианосная группа Северного флота в составе тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов" , больших противолодочных кораблей "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко" , танкера "Сергей Осипов" и спасательного буксира "Николай Чикер" вышла из Североморска в дальний поход. Корабли пройдут Северную Атлантику, а в Средиземном море к ним присоединится флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва" в сопровождении двух танкеров и еще одного спасательного буксира. Министр обороны Анатолий Сердюков лично доложил президенту Владимиру Путину, что "цель похода - обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и создание условий для безопасного российского судоходства".
Планируется провести три тактических учения с практическими и имитационными стрельбами морскими и авиационными ракетами по береговым и морским целям. Корабли зайдут с визитами в порты 6 стран, пройдут более 12 тысяч миль и через 71 сутки, 3 февраля, должны по плану вернуться домой. Объявлено, что в результате Россия возобновит, как в лучшие советские времена, постоянное военно-морское присутствие в отдаленных морях.
Конечно, никакой угрозы "безопасности российского судоходства" в Атлантике и в Средиземном море сегодня нет. Наш флот будет показывать флаг потенциальным противникам из НАТО, демонстрируя миру и собственным гражданам непосредственно перед президентскими выборами возрожденную мощь России в соответствии с "планом Путина". Президент лично пожелал всем участникам похода "семь футов под килем".
Для западных военных моряков подобный поход - вещь обыденная.Американские авианосные ударные группировки постоянно в море, обеспечивая реальное присутствие по всему Мировому океану.
Наш "Кузнецов" , кстати, и раньше бывал в Средиземноморье - последний раз в конце девяностых. В том походе "Кузнецов" буквально развалился и потом семь лет пребывал в постоянных ремонтах, а его авиационная группа семь лет не летала с палубы. В 2004-м, когда "Кузнецов" после семилетнего перерыва вышел в Атлантику для учений, корабельный Су-25УТГ при посадке сломал переднюю стойку шасси и вспахал летную палубу. Авианосец и сопровождающие корабли сильно потрепало в осенней Атлантике штормом. На "Кузнецове" открылись многочисленные течи, и ударная группировка с трудом прихромала назад в Североморск, оставляя за собой широкий след вытекающего топлива. В 2005-м во время летнего выхода в Атлантику упал с летной палубы "Кузнецова" и утонул из-за обрыва троса аэрофинишера корабельный истребитель Су-33. 2006 год "Кузнецов" опять стоял в ремонте. Все пять ТАКР типа "Киев" (проект 1143), построенные при советской власти, из которых "Кузнецов" - последний, оказались конструктивно негодными. Неудачливые корабли преследовали беды и поломки, основная паротурбинная энергетическая установка постоянно выходила из строя, оставляя "авианосцы" без хода. "Киев" , "Минск" и "Новороссийск" списали. ТАКР "Адмирал Горшков" взялись переделывать на "Севмаше" в Северодвинске по контракту 2004 года в авианосец для Индии с удлиненной полетной палубой под истребители МиГ-29К. Впрочем, и тут вышел конфуз.
По плану авианосец "Викрамадитья" ("Горшков") должен был осенью 2008-го войти в боевой состав индийского ВМФ, но этим летом выяснилось, что контракт сорван, что индийские деньги кончились, а авианосца нет. На "Севмаше" утверждают, что денег не хватило, поскольку "фактически строят новый авианосец, оставив от старого только корпус". Требуются еще миллиард-другой и 4 года дополнительно на работу. Но источники в индийском военном ведомстве опасаются, что через 4 года после вложения дополнительных средств авианосец вправду станет годным и поплывет. Потому решение о продолжении контракта может принять на политическом уровне только высшее руководство в Дели, а сами индийские военные, похоже, настроены против.
По уму "Кузнецова" давно надо было либо построить заново, оставив, как от "Горшкова" , только корпус, либо списать, поскольку сегодня этот корабль представляет существенную угрозу не для НАТО, а для собственного экипажа. На флоте понимают реальную степень риска, потому с четырьмя боевыми кораблями отправили в море сразу два спасательных буксира.
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель Новой, Новая газета
|