Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ДЕМОНСТРАЦИЯ ФЛАГА.


[2007-12-14]

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФЛАГА.



Зачем наша эскадра идет в Средиземное море?

В начале декабря, а точнее, через три дня после проведения выборов в Государственную думу, с главной базы Северного флота - Североморска - в Средиземное море взяла курс корабельная ударная группировка отечественного Военно-морского флота во главе с флагманом - тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (см. "МН" N 48).

Сам же поход по своей продолжительности, как сообщил во время своей встречи с президентом Владимиром Путиным министр обороны Анатолий Сердюков, продлится до февраля будущего года. Маршрут его будет пролегать в Северо-Восточную Атлантику и в Средиземное море. По словам главы военного ведомства, "цель похода - обеспечение военно-морского присутствия и создание условий для безопасного российского судоходства". Всего в этом походе, как сообщает военное ведомство, примут участие четыре боевых корабля и пять судов обеспечения Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Палуба - аэродром

Не успел отряд кораблей провести первое учение с полетами палубной авиации истребителей Су-27 у берегов той же Норвегии, как последовала весьма нервная реакция тамошних военных и норвежского МИДа. Но как отпарировал Главный штаб ВМФ: эти учения, в том числе и полеты российских истребителей вблизи нефтяных платформ, проходят в рамках морского международного права.

Как говорят американцы, авианосец - это дубинка в руках президента, которая позволяет говорить ему тихо, но так, что все его слова слышны и понятны в самых отдаленных уголках планеты. Достаточно посмотреть на районы их боевого патрулирования, среди которых особо выделяются воды Персидского залива и Индийского океана.

Как считают сами военные моряки, пока у России есть атомные подводные крейсера и авианесущий флот, она имеет все атрибуты великой морской державы.

Еще недавно стоял вопрос о возможной постановке единственного российского авианосца на капитальный ремонт в Северодвинск. Но командование флота сумело сделать все для того, чтобы продлить сроки его межремонтной эксплуатации, не остановить процесс боевой подготовки корабля на несколько лет.

Но если быть совсем точным, то в России уже есть целое поколение палубных летчиков, которые так и не принимали участия в дальнем морском походе.

В середине прошлого года российские флотские чины объявили о том, что разработали и утвердили программу строительства отечественных авианосцев. Нынешний поход "Кузнецова", судя по всему, подтверждает серьезность этих намерений.

Возвращение или посещение?

Последнее наиболее внушительное российское военно-морское "вторжение" в воды Средиземноморья произошло в 1996 году - году 300-летия российского флота. Тогда группа боевых кораблей во главе с тем же "Кузнецовым" провела почти два с лишним месяца в Средиземном море. Более того, летчики палубной авиации Северного флота под командованием легендарного Героя России генерал-майора авиации Тимура Апакидзе впервые в этих широтах совершили полеты с палубы российского авианосца. Главный штаб ВМФ не делал тайны из своих планов. Еще несколько месяцев назад тогдашний главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Масорин сказал о том, что флот в ближайшее время собирается вернуться в Средиземное море и восстановить там свое постоянное присутствие. Так что нынешний поход не является случайным и отражает общую тенденцию на самостоятельность России в определении своей стратегии в области национальной безопасности и вполне может рассматриваться в контексте дискуссии по проблеме размещения элементов американского ПРО в Европе. Ведь Балканы, которые омывают воды Средиземноморья, по определению известного политика, являются "мягким подбрюшьем Европы". С другой стороны, и российское военно-морское присутствие в этом регионе придает куда большую весомость российской дипломатической позиции по тому же Косово.

Прекращение присутствия Российского военно-морского флота в Средиземноморье произошло в конце 90-х годов, когда, по сути дела, была свернута деятельность Средиземноморской оперативной эскадры.

Самым крупным надводным кораблем советского ВМФ, несшим боевую службу в Средиземноморье, был авианесущий крейсер "Киев" с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38. В водах Средиземного моря побывали все типы атомных и дизельных многоцелевых подводных лодок. Но нужно заметить, что даже в самый разгар холодной войны советские атомные подводные ракетоносцы не выполняли там задачи боевого патрулирования. Количественный состав эскадры, формируемый из кораблей Северного, Черноморского и Балтийского флотов, достигал порой, как свидетельствуют западные источники, порядка 50-60 вымпелов с учетом вспомогательных судов и судов обеспечения. Советский военно-морской флот использовал в качестве своей ремонтной базы порты бывшей Югославии Сплит и Дубровник, ранее и порт Александрии (Египет).

Что же касается операции НАТО в Югославии, то российский флот смог тогда отправить к берегам Адриатики лишь одно вспомогательное судно для наблюдения за обстановкой. Ни о каком реальном сдерживании, да и просто демонстрации флага речи и быть не могло.

Впрочем, и сегодня у России пункт базирования в Средиземноморье имеется. По сути, речь идет о ее последней зарубежной военно-морской базе - городе Тартус в Сирии. До недавнего времени этот "пункт базирования" состоял из обычной плавучей мастерской в составе Черноморского флота, которая заменялась каждый год, и небольшого представительства в самом Тартусе. Ни причального фронта, ни больших складских помещений этот пункт не имеет. Сам же численный состав совместно с экипажем плавучей мастерской не превышает и сотни военнослужащих. Кстати, все объекты базы находятся в российской собственности, а сирийское руководство не берет арендной либо иной платы за пользование пунктом материально-технического обеспечения. По крайней мере никаких сообщений о переходе на новые рыночные отношения не появлялось.

Активная гармония

Сегодня Средиземноморье - зона активного международного военно-морского сотрудничества. И наиболее известная из них форма - регулярные военно-морские маневры "Активная сила". Россия принимает в них участие, правда, в весьма ограниченном варианте. И до сих пор не совсем понятно, будет ли в них принимать участие весь отряд во главе с авианосцем или это участие ограничится отдельными кораблями?

Примечательно, что НАТО предлагали распространить "Активные усилия" и на бассейн Черного моря, но в Кремле к этой идее относятся, мягко говоря, без энтузиазма. Впрочем, отдельные страны отвергают и предложение создать совместные международные морские силы "Касфор", естественно, без участия кораблей НАТО, для проведения подобной операции на Каспии.

Что же касается Черного моря, то Россия здесь идет по пути двухсторонних учений. Таких, например, как "Черноморская гармония". Причина проста - непростые взаимоотношения с Украиной по поводу гидрографической инфраструктуры, развертывание баз НАТО в Румынии и Болгарии.

***

ЕДИНСТВЕННОЙ БАЗОЙ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЗА РУБЕЖОМ, если не считать Севастополь на Украине, был 720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО - такое официальное наименование принято еще во времена Советского Союза) Черноморского флота в Тартусе (Сирия). 5-я оперативная флотилия покинула сирийское побережье осенью 1991 года. Но до сих пор там сохранялись плавмастерские, относящиеся к российскому флоту, а в 1999 году в Тартус заходили его разведывательные суда, осуществлявшие наблюдения за кораблями НАТО во время агрессии блока против Югославии.

ПМТО ВМФ находился и на глубоководной базе Камрань (Вьетнам), которая была пригодна для базирования авианосцев. Российский флаг там был спущен в мае 2002 года. Военный аэродром базы мог принимать и стратегические бомбардировщики Ту-95 МС.

Советские ВМФ использовали для базирования в 80-е годы порты Конакри (Гвинея) и Луанда (Ангола), а также ПМТО в порту Аден и на острове Сокотра (Йемен) и порт Дахлак, относящийся в то время к Эфиопии. До 1978 года пунктом базирования служила сомалийская Бербера.

ВМС США используют около 50 военно-морских баз, расположенных по всему миру.

***

КСТАТИ

В ожидании варягов

Сообщения о походе эскадр Северного и Черноморского флотов РФ в Восточное Средиземноморье и предстоящих там в феврале военно-морских маневрах вызвали многочисленные отклики и комментарии в арабских СМИ.

Ни одно крупное издание так или иначе не обошло вниманием эту тему. Особенно примечательна реакция Сирии, проникнутая явным оптимизмом. Предполагается, что российские корабли в ходе маневров на Средиземном море будут заходить в сирийские порты Латакия и Тартус(или даже базироваться в них). И здесь вновь возникает давно циркулировавший в СМИ вопрос о возобновлении постоянного базирования российского флота на побережье Сирии. Правда, сирийская пресса в силу жестких цензурных ограничений и отсутствия официальных правительственных сообщений на эту тему воздерживается от собственных прямых оценок, зато обильно цитирует... израильскую, где военно-морская тематика также заметно актуализировалась.

Отмечается, что впервые за полтора десятилетия монополия США на военно-морское присутствие на Средиземном море может быть нарушена Россией. В сирийских и палестинских изданиях активно обсуждаются состав флотилии и численные параметры постоянного российского присутствия на Средиземном море. Сообщается даже (со ссылками на израильские источники), что вопрос о базировании российских кораблей в сирийских портах решен положительно в обмен на списание Москвой 70% 11-миллиардного сирийского долга и что в портах Латакии и Тартуса ускоренными темпами идут работы по углублению морского дна для захода крупных боевых кораблей. Сирийская пресса не без удовольствия цитирует тревожные сообщения израильских СМИ о том, что радары дальнего обнаружения и аппаратура радиоэлектронной борьбы, установленные на российских кораблях, могут создать серьезные помехи израильским военным средствам связи, разведки и наведения высокоточного оружия.

СЕРГЕЙ БЕКИРОВ

Фото:

- Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" направляется в Средиземноморье ФОТО: ИТАР-ТАСС








АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВ, Московские новости

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru