| |
Сергей Марков: Важно проявить смелость и заинтересованность... [2007-11-19]Сергей Марков: Важно проявить смелость и заинтересованность...
Строительство нового глубоководного района Архангельского порта на севере острова Мудьюг рассматривается как составная часть транспортного проекта "Белкомур". В перспективе новый порт может стать базовым элементом региональной экономики. В этом убежден генеральный директор Ассоциации транспортников Архангельской области Сергей МАРКОВ (на снимке). Это та стратегическая идея, за которую политическая и бизнес-элита должны уцепиться и проталкивать всеми возможными и невозможными способами. "Других мегапроектов в регионе просто нет, а без них Архангельская область будет оставаться депрессивным регионом", - считает Сергей Марков. - Сергей Валентинович, какие перспективы откроются для Архангельской области, если проект строительства нового района порта будет реализован? - Очевидно, что развитие порта напрямую связано с воссозданием Северного морского пути. Открывшиеся перспективы освоения Арктики, где сосредоточены огромные запасы углеводородов и других полезных ископаемых, будут определять дальнейшее экономическое развитие не только России, но и других стран. Однако акцент должен быть сделан не только на поставки грузов на экспорт. Решение отправлять все энергоресурсы, добытые в Арктике, полностью за границу будет геополитической ошибкой. Несомненно, встанет вопрос поставок на внутренний рынок, который развивается очень активно. В этом ключе строительство на припортовой территории нефтеперерабатывающего завода очень актуально. Интересными являются проекты по организации вблизи нового порта современных машиносборочных производств и других предприятий промышленности, работающих на импортных комплектующих и сырье. Такая практика сложилась по всему миру и определена так называемым "разделением труда" в глобальной экономике. Известно, что все заводы по переработке сахара-сырца построены близ портов, потому что производители сахара работают на привозном сырье с Кубы и из Америки. И это тоже интересное направление развития отраслей промышленности региона. Сегодня урановая руда для обогащения доставляется из Санкт-Петербурга во Францию, а затем переправляется в Японию. Так вот, суда из Франции идут вокруг Африки и достигают порта назначения через 1,5 месяца! Северный морской путь может значительно сократить это время. Можно накапливать грузы данной категории в Архангельске и атомоходом доставлять в Петропавловск-Камчатский, затем в порт назначения. - Почему атомоходом? - Потому что на Севморпути эффективнее работать судам с ядерной энергетической установкой, заправка которых ядерным топливом производится всего лишь раз в четыре года. Тем более что Россия имеет уникальное судно - атомный лихтеровоз "Севморпуть", который, кстати, используется в настоящее время недостаточно эффективно. Причин этому несколько. Его осадка в грузу 12 метров, что не позволяет использовать его на Дудинском направлении с полной загрузкой. Суда такой длины в Мурманске не к каждому причалу поставишь. О перевозке по точкам Арктики данным атомоходом с использованием лихтеров тоже можно забыть. Поэтому нужно использовать то хорошее, что было создано в советские времена. Тем более что стоимость такого судна $30-40 млн. Но такие инвестиции бизнес может себе позволить при условии реального развития Севморпути. - Сейчас много говорится о непростых временах для Архангельского морского порта. Грузопоток сокращается... Разве это не показатель того, что перспективы наши нерадостны? - Архангельский морской порт является одним из самых дорогих в мире. Но проблема нашего порта не только в высоких портовых сборах, связанных с ледокольным обеспечением и содержанием судоходных каналов, но и в недостаточных глубинах. Это значит, что крупнотоннажный флот в Архангельск зайти не может, и мы теряем клиентов, которые перевозят грузы через Мурманск и Балтику. Этот год для порта складывается неудачно. За девять месяцев грузопоток сократился на 50 тысяч тонн. Объемы перевалки продукции снизил крупнейший клиент порта - Архангельский ЦБК, ссылаясь на высокие фрахтовые ставки по сравнению с трансконтейнерными перевозками по железной дороге. В 2006 году компания "Роснефть" переориентировала значительную часть экспорта нефтепродуктов на порт Приморск, что привело к снижению отгрузки с Архангельской нефтебазы. Эти вопросы обсуждались недавно на совместном заседании коллегии департамента транспорта и связи областной администрации и общего собрания Ассоциации транспортников Архангельской области. Выступающие остановились на основных проблемах, существующих в Архангельском морском порту: большая протяженность подходных каналов и их ограниченность по глубинам, высокие ставки портовых сборов, сложные ледовые условия. Отмечена недостаточная маркетинговая деятельность предприятий, осуществляющих грузооборот через порт. Говорилось о неудовлетворительном состоянии федеральной автодороги Москва - Архангельск, которая также влияет на привлечение в Архангельский порт грузов, отсутствии в порту диагностической лаборатории по контролю за оборотом растений и зерновой продукции, недостаточной координации всех служб при организации оформления судов при пересечении государственной границы в порту. Но при всех негативных тенденциях в работе порта, есть и положительные моменты. Оптимизировать работу порта во многом удается с помощью каботажных перевозок на Ямал, Варандей, Дудинку, Землю Франца - Иосифа, Нарьян-Мар. Прирост фиксируется и по генеральным грузам ГМК "Норильский никель". Важно нарастить оборот импортных грузов, тогда судо-владельцам было бы выгоднее работать на Архангельск. Обратная загрузка позволила бы Северному морскому пароходству приобретать новые суда. Может, снизились бы и фрахтовые ставки... Уверен, что увеличение импортного грузопотока, в первую очередь продовольствия, повлияло бы на ценообразование в магазинах Архангельской области. Поставки импортных комбикормов повысили бы эффективность реализации нац-проекта по развитию АПК. Но перевозчикам проблематично доставить в Архангельск тот же ячмень. Потому что анализ растительной продукции в областном центре не делают - её приходится отправлять в Санкт-Петербург. А это простой судна, следовательно, дополнительные затраты для судовладельцев. Отсутствует в порту и склад-рефрижератор для мяса, в котором должен производиться осмотр продукции... Поэтому очевидно, что не всё решает дороговизна портовых сборов. Немаловажным остается вопрос сервиса. Что касается малой проходной глубины порта, то надо отметить, что разработка проекта реконструкции действующих каналов путем увеличения проходной осадки уже ведется... Позиция Минтранса такова, что Архангельский порт будет включен в концепцию развития транспортной системы России лишь при загрузке существующих мощностей. В этом случае инвестиции государства будут эффективными. Но мне более близка позиция руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра ДАВЫДЕНКО, который во время визита в Архангельск неоднократно подчеркивал: будет порт - будут грузы. - В последнее время эксперты активно обсуждают вопрос конкуренции Архангельского и Мурманского портов в связи с разработкой Штокмановского месторождения. И всё больше звучит голосов в пользу Мурманска... - Мурманский порт находится в черте города. Обсуждается перспектива строительства инфраструктуры порта на противоположном берегу Кольского залива. Но это планы... Кроме того, участок Апатиты - Оленегорск однопутный. И через него уже идет очень большой поток грузов. Причем путь пролегает по краю скалы на берегу озера. Для увеличения пропускной способности этого пути необходима реконструкция с очень серьезными вложениями. В этом плане у Архангельска хорошие перспективы... Даже при существующей нагрузке железнодорожного пути Обозерская - Архангельск-Город. РЖД намерены и дальше вкладываться в расширение этих путей. Запланированы значительные инвестиции в электрификацию участка Обозерская - Архангельск. И чем больше мы будем сюда привлекать грузов, тем быстрее этот проект осуществится. Тем больше шансов, что рост грузопотока в порту приведет к снижению портовых сборов. А для этого необходимо решать проблемы транспортной инфраструктуры, в том числе дорожной, комплексно... Если говорить о механизмах реализации проекта строительства нового глубоководного порта Архангельска, нужно понимать, что даже самые сильные и независимые в финансовом отношении структуры не смогут его реализовать без поддержки федерального инвестиционного фонда. Нельзя ожидать, что такое масштабное строительство будет осуществлено в предельно короткие сроки - при самом оптимистичном сценарии развития событий порт может быть построен к 2020 году. Естественно, что бизнес не может жить только ожиданием светлого будущего... Никто не спорит, что на начальном этапе инвестора мегапроекта трудно найти. Но почему бы администрации Архангельской области совместно с Федерацией не выступить инвесторами, а потом акционировать предприятие и продать голландскому, американскому или российскому бизнесу, сохранив блокирующий пакет акций за государством? При разрозненности мнений о перспективах работы нового порта региональная власть должна иметь единую и твердую позицию в вопросе необходимости решения этой проблемы. Важно проявить смелость и заинтересованность, чтобы совместно с депутатами облсобрания убедить Правительство РФ в актуальности реализации этого проекта не только для Архангельской области, но и для всей России. Беседовала Елена Светличная
Елена Светличная, Бизнес-класс. Архангельск
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|