Нарушений все больше, ждем ответа все дольше.... [2007-12-11]Нарушений все больше, ждем ответа все дольше....
В течение 2007 года значительно увеличилось число нарушений закона. Об этом рассказал журналистам на "круглом столе" мурманский транспортный прокурор, старший советник юстиции Юрий Дюжев. За 11 месяцев выявлено: 528 нарушений закона (за аналогичный период прошлого года - 278) и 8 незаконных правовых актов, по поводу которых вынесены протесты, причем все они были удовлетворены.
Стоит заметить, что в этом году изменилась подчиненность Мурманской транспортной прокуратуры. С 2001 года по 1 августа 200^-го она подчинялась Мурманской областной прокуратуре, а теперь - вновь созданной Северо-Западной транспортной прокуратуре. Но основные задачи остались прежними - защита конституционных прав граждан, выявление незаконных правовых актов и принятие мер прокурорского реагирования.
Много внимания уделяется защите прав потребителей. На предприятиях железнодорожного, воздушного и морского транспорта выявлено немало нарушений, вносились акты прокурорского реагирования. И если требования прокуратуры не выполняются, она направляет исковые заявления в суд, чтобы обязать руководство предприятий устранить нарушения.
Уже несколько лет ведется работа по защите прав граждан, которые не могут передвигаться самостоятельно. По закону, железнодорожные вокзалы, аэропорты и морской вокзал должны быть оборудованы пандусами и лифтами, которые позволили бы всем без ограничений пользоваться услугами транспорта.
- Несмотря на активное сопротивление "Российских железных дорог", мы добились того, что есть решения судов, предписывающих руководству вокзалов оборудовать здания необходимыми приспособлениями, - заявил Юрий Алексеевич. - По станции Оленегорск установлен срок до 1 января 2009 года, по Мурманскому вокзалу - до 1 января 2008 года. Сейчас перед нами стоит задача - добиться исполнения этих решений, поскольку многие руководители надеются на то, что прокуратура успокоится и забудет о выполнении судебных решений. Напрасно. Законодательство позволяет привлекать таких руководителей даже к уголовной ответственности.
Но, пожалуй, самый важный аспект работы транспортной прокуратуры - надзор за соблюдением законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте. Практически ежемесячно проводятся проверки, вносятся акты прокурорского реагирования, акционерные общества привлекаются к административной ответственности. Например, Мурманская авиакомпания вынуждена была заплатить штраф за работу без лицензии со взрывоопасными веществами.
- При получении от нас представлений применяются жесткие меры, вплоть до снятия с работы за нарушения правил пожарной безопасности, правил безопасности движения поездов, - заметил мурманский транспортный прокурор. - Такой комплекс мер дает определенные положительные результаты.
Конечно, нарушают законы не только юридические лица. Все, вероятно, помнят случай, когда пришлось вернуть в аэропорт уже взлетевший самолет из-за сообщения о теракте, которое оказалось ложным. Очень быстро выявили человека, совершившего преступление, было заведено уголовное дело. Сейчас он получил реальное наказание - приговорен к одному году лишения свободы.
Сложилось мнение, что техническое состояние самолетов и вертолетов, осуществляющих полеты на местных авиалиниях, очень плохое. Но Юрий Дюжев считает, что не стоит сгущать краски:
- Мы самым тщательным образом проверили документацию на воздушные суда Мурманской авиакомпании (МАК). Все документы, разрешающие эксплуатировать эти суда, соответствуют законодательству. Мы не нашли ни одного факта использования контрафактных запасных частей. Надо сказать, что некоторые запчасти были выпущены еще в советские времена. Предприятия, которые их поставляли, акционировались, меняли адреса... Но нам удалось их найти и получить подтверждение: да, действительно оборудование и запчасти были поставлены именно этими производителями. Детали лежали на складе, не эксплуатировались, поэтому с ними ничего не случилось. К тому же мы ведь прекрасно знаем, что качество запчастей, произведенных во времена Советского Союза, выше, чем качество современных. Кстати, проверки технического состояния воздушных судов регулярно проводятся и со стороны Росавианадзора.
Коллектив мурманской транспортной прокуратуры небольшой, а поднадзорных объектов много, причем удаленных. Однако, по словам Юрия Дюжева, принимаются все меры, чтобы жалобы, поступающие от граждан, были рассмотрены, а нарушения устранены. В приемной всегда можно оставить заявление, которое секретарь обязательно примет, зарегистрирует и доведет до сведения прокурора. Надо заметить, что наша газета обращалась в транспортную прокуратуру еще в сентябре с просьбой дать оценку ситуации, сложившейся на Мурманском железнодорожном вокзале. Дело в том, что летом, когда длина составов достигает 18-21 вагона, пассажиры первых двух вагонов вынуждены добираться до здания вокзала по железнодорожным путям, подвергая свою жизнь опасности. Причина в том, что перрон слишком короткий и к тому же очень высокий - метра полтора. А у края его установлена решетка.
В официальном ответе, который редакция получила в октябре, говорилось, что в результате проверки выявлены нарушения нескольких законов, и северо-западному транспортному прокурору направлен проект представления об устранении нарушения законодательства для внесения его в адрес президента ОАО "РЖД" Якунина. Но о результатах принятых мер нам не сообщили до сих пор. А ведь уже декабрь...
Ольга ЗАЙЦЕВА, Полярная правда
|