| |
Ямал - это перспектива на годы вперед. [2007-12-05]Ямал - это перспектива на годы вперед.
Правительство Российской Федерации разрабатывает новую энергетическую стратегию до 2030 года. Все расчеты показывают: альтернативы освоению полуострова Ямал у страны нет. Сегодня на Ямале уже работают подразделения "Газпрома". Среди них - ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром".
Время новых стратегий
Одна из основных причин корректировки существующей стратегии, которая рассчитана до 2020 года, - рост потребности в энергоносителях. Ранее предполагалось, что темпы роста потребления природного газа будут составлять 1, 5-2 миллиарда кубометров в год. По факту ежегодный прирост равен 7-8 миллиардам.
Прогнозный объем добычи газа в 2020 году пока изменен минимально: с 730 до 750 миллиардов кубометров. Но есть все основания полагать, что планка в 750 миллиардов будет достигнута примерно на девять лет раньше. А по благоприятному сценарию объем добычи к 2020 году может значительно превысить объемы добычи газа в СССР в наиболее "урожайные" годы, когда месторождения выдавали до 815 миллиардов кубометров голубого топлива.
В проекте концепции энергетической стратегии говорится, что главным источником для обеспечения необходимого прироста добычи газа будут являться месторождения полуострова Ямал, без освоения которых страна не сможет сбалансировать свою потребность в топливно-энергетических ресурсах.
- Ямальский проект, который мы начинаем с Бованенково, - это наиважнейший проект газовой промышленности, - подчеркнул заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Ананенков на выездном совещании в Надыме. - С Бованенкова мы начинаем отработку огромной ресурсной базы, альтернативы которой нет ни на востоке, ни на западе, ни на юге, нигде. Это ресурсная база, на которой будет основываться развитие газовой промышленности Российской Федерации в XXI веке.
На полуострове Ямал открыто 11 газовых и 15 нефте-газоконденсатных месторождений, разведанные запасы которых составляют 10 триллионов кубометров газа, 228 миллионов тонн конденсата и 291 миллион тонн нефти.
Первоочередным объектом на Ямале являются сеноманаптские залежи Бованенковского месторождения. Проектный объем добычи газа здесь определен в 115 миллиардов кубометров в год. Перспективный объем - до 140 миллиардов кубометров в год. А весь Ямал в перспективе будет давать в год около 250 миллиардов кубометров газа - это почти половина того объема, который "Газпром" добывает сейчас.
Точка возврата пройдена
Профильным подразделениям "Газпрома" поручено обеспечить ввод первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения производительностью не менее 15 миллиардов кубометров газа в год уже в третьем квартале 2011 года.
Сейчас завершается разработка документации на проектирование пусковых объектов и изготовление оборудования с
применением технологий и материалов, ориентированных на отечественного изготовителя. Просчитана транспортная логистика. Продолжается строительство линейной части железной дороги Обская-Бованенково, мостов, коммуникаций, объектов связи, а также перехода через реку Юрибей. Этот переход - уникальное многокилометровое сооружение через пойму, не затрагивающее русло реки. Таких мостов еще нигде в мире не строили.
Строительство железной дороги Обская-Бованенково должно быть завершено в 2010 году. На сегодняшний день уже построено 268 км, на отдельных участках открыто движение. А в 2011 году по ней начнется регулярное движение грузовых и пассажирских поездов.
Для вывода добытого газа в Единую систему газоснабжения необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2451 км, включая новый газотранспортный коридор Бованенково-Ухта протяженностью около 1100 км.
- Сейчас согласовываются последние вопросы по переходу магистрального газопровода через Байдарацкую губу, на территорию строительства газопровода уже выходят подрядные организации. Точка возврата пройдена, назад пути нет, - говорит член правления ОАО "Газпром", начальник Департамента инвестиций и строительства Ярослав Голко.
Ударная десятилетка
Надо сказать, что нынешнее освоение полуострова -это второй выход газовиков на Ямал. В первый раз они пришли сюда 20 лет назад. Первопроходцами Ямала, как и других газоносных провинций, обустройство которых началось в 80-е годы прошлого века, стали специалисты "Спецгазавтотранса". Именно они начали готовить плацдармы для прихода других - строительных, буровых и добывающих подразделений Мингазпрома.
В декабре 1987 года перед "Спецгазавтотрансом" была поставлена задача: наладить транспортное сообщение с "большой землей" и доставить на базу запасы топлива. Ветераны предприятия вспоминают, что тот двухнедельный переход из Лабытнанги на Бованенково был самым настоящим экстремальным испытанием и для людей, и для техники. Двигались, ориентируясь по звездам и по карте, которую взяли на время в Воркутинском институте полярных исследований. Других источников, не говоря уж о системе спутниковой навигации, тогда не было.
К концу 1987 года у "Спецгазавтотранса" на Бованенково была подготовлена производственная база, которая позволила уже в следующем году начать строительство дорог, площадок под бурение и жилых поселков.
Строительство баз и прокладка дорог начинались здесь в то время, когда еще полным ходом шло обустройство Ямбургского месторождения. Именно газ с Ямала должен был восполнить естественное падение добычи газа на Уренгое и Ямбурге. Но история распорядилась иначе. В конце 90-х техника была выведена на "большую землю", вахтовые поселки и производственные цеха законсервированы, а "Газпром" направил все силы на обустройство Заполярного месторождения, которое требовало меньших инвестиций, поскольку располагалось ближе к существующей системе магистральных газопроводов и действовавшей на тот момент транспортной инфраструктуре.
На Ямале "Спецгазавтотранс" проработал 10 лет. За это время предприятием было построено около 100 километров качественных дорог, перевезено большое количество грузов. В 1997 году подразделениям "Спецгазавтотранса", занятым на Ямале, пришел приказ - перебазироваться на Заполярку. Колонна тяжелой техники отправилась в очередной беспримерный переход по бездорожью, по безлюдной снежной пустыне, туда, где снова было необходимо создавать все с нуля.
Второе пришествие
Рост инвестиций в освоение ямальских месторождений обострил конкуренцию на рынке подрядных работ. Это выгодные заказы, которые могут обеспечить загрузкой производственные мощности строительных предприятий газовой отрасли на годы вперед. В борьбу за них вступили очень сильные компании.
В число генеральных подрядчиков по обустройству Бованенково вошел и "Спецгазавтотранс", который выиграл тендер на строительство и содержание зимней автодороги (других способов доставки грузов на Ямал по земле пока не существует) и транспортное обслуживание предприятий, работающих на полуострове.
В конце 2006 года
"Спецгазавтотранс" приступил к ремонту производственной базы и вахтового городка, которые были законсервированы еще 10 лет назад, когда "Газпром" решил сконцентрировать основные ресурсы на обустройстве заполярного месторождения.
Чтобы доказать собственный потенциал, "Спецгазавтотрансу" было необходимо в кратчайшие сроки наладить энергоснабжение базы. Замена электропроводки и монтаж дизельных электростанций проходили в экстремальных условиях: зимой на Ямале температуры ниже сорока градусов - обычное дело. Энергетики предприятия с поставленной задачей справились. К приезду комиссии "Газпрома" база, которая находится в 19 километрах от Бованенковского месторождения, уже функционировала.
Для строительства зимника "Спецгазавтотранс" приобрел новую высокопроизводительную технику: грейдеры, вездеходы, самосвалы.
Первые грузы по 550-километровому маршруту Лабытнанги - Бованенково (из которых 283 километра приходится на автозимник) были доставлены в начале 2007 года.
На 2008 год программа работы на Ямале увеличится. Из Лабытнанг на Бованенковское месторождение нужно будет перевезти 80 тысяч тонн грузов, а из порта Харасавэй, который находится на берегу Карского моря, - еще 150 тысяч тонн по маршруту длиной 120 километров. Автозимник, который строит "Спецгазавтотранс", заработает в середине декабря. В третьем квартале 2008 года на Ямале должно начаться бурение промысловых скважин.
Дело
государственной
важности
Сейчас Ямал ждет активной фазы реализации суперпроектов. Идут переговоры по поводу компенсаций "Газпромом" местному населению за отчуждение пастбищ, прокладку трубопроводов, дорог. Сомнений в том, что точка соприкосновения интересов будет найдена, не возникает ни у кого. Во-первых, это годами наработанный диалог взаимно заинтересованных партнеров. Во-вторых, участники процесса точно знают свои выгоды. Для оленеводов это благоустроенное жилье, достойное образование детям, современные агропромышленные производства; для региона - расширение социальных программ, инфраструктуры, новые рабочие места; для "Газпрома" - возможность наращивать добычу, выполнять обязательства по договорам. И, в-третьих, все стороны прекрасно понимают, что освоение полуострова - дело государственной важности. Каждый второй рубль, направляемый государством в больницы и школы, на кредиты хлеборобам и строительство домов, на обновление дорог, на демографическую политику и на повышение обороноспособности, - все это деньги, получаемые от продажи углеводородов. Тех самых триллионов кубометров газа, миллионов тонн нефти и конденсата, что хранит в себе полуостров Ямал.
Фото:
- Генеральный директор ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром" Владимир Тумаев
- Вахтовый поселок ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром" на Бованенковском месторождении
Известия Удмуртской Республики
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|