Музыка - ключ к успеху [2007-11-17]
В конце октября в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова прошла Международная конференция "Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы".
Участвовали в ней представители стран СНГ, Балтии, Западной Европы, Австралии, Китая, Израиля, США, Турции. Обсуждали состояние современного профессионального музыкального образования и детского музыкального воспитания, говорили о национальных музыкальных культурах и перспективах их сосуществования. Для меня было особенно важно, что проблемы, над которыми мы работаем у нас в округе, актуальны во всем мире.
Система музыкального образования, созданная в России еще в позапрошлом веке, остается лучшей и самой действенной. Она изначально возникала как сеть государственных учреждений. Именно такими они планировались, только такими могут быть и только при этом система дала и может давать в дальнейшем такие высокие результаты. И ее необходимо сохранить как уникальную и единственную в мире. Важно вернуть бесплатность обучения - это позиция Федерального агентства по культуре и кинематографии, так как платность в искусстве - явление опасное, которое приведет к тому, что будут обучаться не всегда самые способные.
Система учреждений дополнительного образования включает в себя сегодня сеть различных внешкольных учреждений: музыкальные школы, школы искусств, студии народных промыслов, цирковые, театральные, хореографические и другие. Востребованность явная. В этой сети занимаются 1 200 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет.
На сегодняшний день очень востребованы эстрадно-джазовые отделения, обучение взрослых, используются курсы с различными сроками обучения, что практикуется в нашей Детской школе искусств. Практически каждый ребенок может приобщиться к художественной деятельности, и это его право. И здесь уже необходимо говорить о воспитании и о семье, так как решение отдать ребенка в музыкальные школы, в первую очередь, принимают родители.
Необходимо многолетнее обучение, которое не может быть заменено занятиями в кружках со сроками 3-5 месяцев и т.д. Кроме этого у музыкальных школ другие цели и другой итог. В центре обсуждения участников конференции стоял вопрос о необходимости воспитания творчески мыслящего, обладающего развитым воображением человека. Единственный путь к этому - через художественное образование и детей, и подростков, как профессиональное, так и непрофессиональное. Развитие эмоциональной сферы ребенка, его способностей к творчеству, к открытиям в любой области, воспитание умения находить нестандартные решения, развитие творческого воображения - все это может осуществляться главным образом через художественное образование.
Более того, вовлеченность детей в тот или иной вид художественной деятельности развивает их активность, учит ценить национальное искусство, историю своей нации, дарит детям радость творчества, поиска и открытий, возможность общения. Вовлечение родителей, братьев и сестер в этот процесс может улучшить атмосферу в семье и облегчить процесс воспитания ребенка. Во многих странах художественное образование через увлеченность детей каким-либо видом творческой деятельности способствует решению социальных вопросов, снижает рост беспризорности, наркомании и т.п.
Многочисленные исследования ученых-психологов доказали огромное влияние музыки на развитие интеллекта, психологических способностей, воли, памяти, математических способностей. Она развивает конструктивное, пространственное, многоканальное мышление, стрессоустойчивость, креативность - качество, необходимое во многих профессиях. Играющие и поющие дети лучше читают и лучше говорят, легче запоминают иностранные языки, быстрее усваивают грамматику. Музыкальные занятия развивают навыки общения, коммуникативные функции, толерантность. Дети, занимающиеся музыкой, сочувственны, терпеливы, мягкосердечны и одновременно мужественны.
Выводы, к которым приходишь, анализируя материалы конференции, отражают состояние образовательных систем разных стран: художественное образование, воспитание искусством должно проходить и через основной образовательный процесс в общеобразовательной школе. Особенно актуально это в наши дни, в нашем регионе, когда система образования перестраивается на предпрофильное и профильное обучение, где есть место и искусству. Например, это могут быть школы-комплексы инновационного типа, где в школе искусств преподают и общеобразовательные предметы или наоборот.
Основные рекомендуемые формы работы: хоровое пение (традиции русской музыкальной культуры!), элементарное музицирование, то есть владение каким-либо музыкальным инструментом "для себя", всеобщее вовлечение детей в музицирование, слушание музыки, которое пока является базовым в программах предмета "музыка" в общеобразовательных школах. В нашей школе успешно применяются разнообразные образовательные программы, вариативность обучения, позволяющая подходить личностно- ориентированно к художественным, музыкальным способностям любого ребенка (например, в нашей школе используются до 80 различных образовательных программ), коллективное музицирование в различных формах (оркестры, ансамбли и т.д.), посещение концертов, музеев, различные формы работы с общеобразовательными школами, детскими дошкольными учреждениями и т.д.
Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь и многое другое. Музыка - наилучший путь к успеху, так как вышеперечисленные качества необходимы во всех профессиях. Нынешняя философия музыкального образования - занимайтесь музыкой и вы преуспеете в любой профессии.
Т. А. ЮДИНА, директор Нарьян-Марской детской школы искусств
Т. А. ЮДИНА, Няръяна вындер
|