Настоящие моряки СМП [2007-12-05]
Предыдущий раз на теплоходе "Механик Фомин" мне довелось побывать в конце августа. Спустя три месяца судьба вновь привела меня на это судно. Вышло так, что на "Фомина" отправился с очередной проверкой представитель Регистра Иван Игоревич Толстиков, и сопровождавший его начальник отдела координации системы управления безопасностью СМП Александр Григорьевич Попов пригласил меня..."Механик Фомин" стоял у шестого причала Экономии, портальный кран выгружал из трюмов листы стали, доставленной из Роттердама. На судне как раз подошло время обеда, по коридорам распространялись аппетитные запахи. Зная, что предстоит нелёгкая работа по проверке-сверке документации, капитан Биктимир Фаррахетдинович Хакимзянов пригласил проверяющих сначала отведать флотских щей. На обеденном столе был прибор и для корреспондента "МС"...
После трапезы капитан поступил в распоряжение Регистра, а со мной на капитанский мостик поднялся Владимир Аркадьевич Дудников, второй помощник капитана. Завязался неспешный разговор обо всём понемногу: о судах пароходства, о жёнах и детях, о предстоящих выборах и, конечно, о работе в море.
- Можно сказать, я всю жизнь проплавал на судах пароходства - с 1976 года. Иногда думаю: может, пора и на покой?.. Хотя умом понимаю - рановато ещё списываться на берег, - улыбаясь, проговорил штурман. - Сначала после мореходки работал в техфлоте на дноуглублении. Надо сказать, хорошая работа. В море пошёл после окончания ЛВИМУ. Сначала, конечно, интересно было - сейчас же стало привычным делом.
- Порой обидно, что работа моряка становится непрестижной. -Посмотрите, на многих судах моряки уже в возрасте. И возникает вопрос: а где же молодёжь, которая учится в мореходке и академии? Да, они приходят на суда после окончания училища, но поработают пару лет - и большинство из них куда-то исчезают. Это издали кажется - романтика, путешествия! На самом же деле здесь нелёгкий труд: что в трюме и на палубе во время погрузки и разгрузки, что в машине, что на мостике - работы на любом пароходе хватает. Да ещё постоянные вахты. Добавьте сюда проверки судна разными комиссиями. Почти в каждом порту идут одна за другой, и всем нужно предъявить документацию, сертификаты, - пожал плечами мой собеседник. - А если учесть непростые условия плавания, особенно в зимнее время, - вот, например, сейчас из Роттердама до Архангельска шли десять суток. В Северном море такая волна, что пришлось идти галсами. Понятно, моряки устают... Сейчас идёт частичная смена экипажа - капитан, боцман и матрос заработали отпуск. Остальным отдыхать некогда: выгрузим металл - перейдём на 26-й лесозавод за пилолесом. И снова в рейс, на этот раз в Бельгию. Сами видите, работа напряжённая, поэтому понятно, почему многие молодые специалисты уходят в поисках более лёгкого заработка...
Высказав свою боль за морскую профессию, штурман как бы подытожил:
- А вообще костяк экипажа постоянный, моряки жаловаться не привыкли, к работе относятся ответ-ственно. О любом можно такое сказать. А один из самых "старых" моряков - архангелогородец токарь-сварщик Евгений Николаевич Казаченко работает на судах СМП с 1969 года.
Проводив меня до каюты моряка, штурман ушёл по своим делам.
- Вообще о море я мечтал с детства. Окончил училище имени Орешкова и в 1969 году получил направление на свой первый теплоход - "Салехард". Были такие четырёхтрюмные красавцы со средним расположением надстройки. Очень хорошие суда. Отработал год, перевели на теплоход "Няндома". Затем отслужил три года в армии, после демобилизации встал вопрос - остаться на берегу или пойти в море. Тяга к морю пересилила, и в 1974-м я вернулся в пароходство, - рассказал моряк.
Судов за всё время сменил немного. В основном работал на судах типа "Советский воин" - почти девятнадцать лет. Один раз был на приёмке - в 1997 году принимал "Замоскворечье", отработал на нём по двум контрактам. На этом теплоходе - "Механик Фомин" - третий контракт.
- Считаю, что моряк должен досконально знать судно, все нюансы и особенности. Я работаю токарем-газоэлектросварщиком, знаю все механизмы, какой и когда обязательно нужно проверить. И считаю себя в определённой мере ответ-ственным за их исправную работу. Так же считает и мой сменщик Сергей Владимирович Кошев, - говорит Евгений Николаевич. - А вообще теплоход мне нравится. Компактный, всё удобно, всё под рукой. И сама атмосфера на судне хорошая. Думаю, этому способствуют короткие рейсы Архангельск - Европа. Как говорится, домашний пароход. Конечно, с каждым годом работы прибавляется, поскольку механизмы постепенно изнашиваются, но ничего - работаем и будем работать! Хочется добавить, что старшим механиком у нас на судне работает хороший человек Сергей Николаевич Рыпаков. Очень грамотный специалист: у кого возникают вопросы, идут к нему за советом. Ответственный, требовательный. Кому-то, может, такая требовательность и не нравится - мол, придирается. Но я считаю, что специалист таким и должен быть - ведь это вопросы нашей безопасности.
Е. КОЖИН., Моряк Севера
|