Народный контроль [2007-12-12]
и управляющие компании: начало диалога
По инициативе "Народного контроля" впервые собрались за "круглым столом" управляющие компании и подрядные организации, работающие на рынке жилищно- коммунальных услуг, руководители мэрии и городского Совета депутатов.
- Мы должны навести порядок в сфере ЖКХ, чтобы обращений граждан по поводу некачественной работы специалистов этой отрасли было как можно меньше, а лучше, чтобы их не стало вообще, - заявил Сергей Моисеев в ходе "круглого стола". Мы заставим чиновников от ЖКХ повернуться лицом к людям и качественно обслуживать население!
Депутаты и мэрия учли многочисленные жалобы граждан в "Народный контроль" и предусмотрели в муниципальном бюджете 2008 года дополнительные значительные средства на решение проблем в ЖКХ.
Большинство жалоб, поступающих в "Народный контроль", касаются жилищно- коммунальной сферы, особенно в домах, находящихся в ведении управляющих компаний.
В мэрии Архангельска прошел "круглый стол" по обсуждению хода реформ ЖКХ. В нем приняли участие руководители управляющих компаний, депутаты горсовета, представители мэрии и обслуживающих организаций, горожане.
Черные пятницы без горячей воды
Все мы устроены, по сути, одинаково - свои маленькие проблемки нам как-то ближе и больнее, чем громадные проблемы города или страны. Если меня посреди зимы две недели держат без горячей воды, а холод в квартире стал уже почти привычным, то бодрые отчеты моего нового "коммунального гуру" в духе "все хорошо, прекрасная Маркиза" кажутся полным бредом.
Раньше мы почем зря ругали подотчетный мэрии Архангельска "Жилкомсервис" и доверчиво возлагали большие надежды на то, что вновь пришедшие управляющие компании наконец-то наведут порядок в жилищно-коммунальной сфере. Наивные...
Как говорится, чтобы понять, что было хорошо, нужно, чтобы стало хуже. Справедливости ради надо признать, что в областном центре все же есть такие счастливчики, в домах которых навели порядок новые управляющие. К сожалению, я не в их числе. Среди многих управляющих компаний, в течение всего лета навязчиво сватавших наш дом N 41 по Новгородскому проспекту, в сентябре жильцы выбрали управляющую компанию.
Обещанный рай через месяц превратился в ад - не знаю, как по всему дому, но у нас в подъезде горячей воды не было почти до белых мух. И все это время мы слушали жалобы диспетчеров и нового управдома (с оч-ч-ень большой зарплатой) на то, что у нас очень плохой дом (раньше вода была всегда), затопленные подвалы и старые сети, кругом аварии, а у компании всего одна (!) сварка. Как будто им этот дом насильно втюхивали.
В ноябре мы вновь остались без горячей воды из-за аварии в одной из квартир. Диспетчеры УК ежедневно записывали "новую" жалобу на отсутствие воды и мило обещали по телефону: "В пятницу в вашем подъезде будет сварка". Эти черные пятницы запомнились надолго - одна сменяла другую, а воды все не было. По словам мастера, у управляющей компании всего два сварочных аппарата (один из них газовый), они были задействованы на другой аварии, а выходные для УК - это свято. Цитирую диспетчера: "Надо же рабочим отдыхать". Супер!
Самое интересное, что теперь и пожаловаться некуда. По старой привычке сунулись мы было в мэрию, но оказалось, что управляющие компании ей не подчиняются. В области есть контролирующий орган - государственная жилищная инспекция, она полномочна наказать рублем провинившиеся УК или ТСЖ, но рядовым архангелогородцам эта организация практически незнакома. Хорошо, что появился "Народный контроль" - раньше в цепочке "обладминистрация - мэрия - депутаты городского Совета - горожане" недоставало именно такого связующего звена.
Когда в товарищах согласье есть Федеральное законодательство, начав реформирование ЖКХ в регионах, оставило много белых пятен. Вот и "круглый стол" в мэрии обнажил множество проблем. Исполняющий обязанности мэра Виктор Павленко призвал всех присутствующих к объединению усилий по наведению порядка в сфере ЖКХ: "Независимо от формы управления домом мы прежде всего обязаны думать о горожанах, сообща решать все вопросы. В каждом доме управляющих компаний есть доля и муниципального жилья, поэтому все проблемы должны рассматриваться в комплексе. И решать мы их будем совместными усилиями с депутатами городского Совета, с "Народным контролем", созданным Сергеем Моисеевым, с руководством УК и ТСЖ".
Руководитель самой крупной в городе УК "Наш дом - Архангельск" депутат горсовета Лариса Марчук озвучила актуальный вопрос неплатежей населения за коммунальные услуги. "Пока мы не объединим наши усилия и не будем принимать меры вплоть до выселения, результата не достигнем. Сегодня должники проживают в основном в муниципальных квартирах - надо жестко с ними работать. Одним управляющим компаниям с должниками не справиться, так же как без вмешательства силовых структур не решить и проблему бомжей, портящих домовое имущество и мешающих жильцам".
Руководителей управляющих компаний волнует возврат доли муниципального имущества в части капитального ремонта. Обсуждались и вопросы сроков платежей, взаимодействие с генерирующей компанией, другими обслуживающими организациями.
Руководитель МУП "Жилкомсервис" Александр Зиновьев главным плюсом переговоров счел то, что взаимоотношения этого муниципального предприятия и УК развиваются в конструктивном русле:
- Мы учли все недоработки, сейчас надо двигаться дальше. Полностью решена проблема с двойными счетами. Есть управляющие компании, которые можно похвалить за работу. Хочется отметить такую компанию, как "Метелица" (директор Мансурова), на сегодняшний день к ней нет вопросов. Безусловно, мы понимаем, что требуется огромный переходный период, но если все компании будут стремиться к такому уровню работы и технического исполнения, как у "Метелицы", горожане воочию убедятся в нужности жилищно-коммунальной реформы.
Как не утонуть в дерьме
Бич привокзального микрорайона - канализация. Запах здесь почти в каждом подъезде. Как сказал директор УК "Уютный дом" Олег Головань, когда-то город начинал строить насосную перекачивающую станцию в районе ж/д вокзала. Но потом финансирование прекратилось, строительство встало, и теперь вся "привокзалка", что называется, стоит в канализации. Это уже порядком достало и жильцов, и подрядчика. Загерметизируешь - тут же в квартиры "подпирает" канализация, разгерметизируешь - начинают появляться стоки.
Необходима новая насосная станция. "Транзиты в подвалах просто гнилые - по сантиметру ржавчины, через образовавшиеся свищи выливаются сотни тонн воды. С этой бедой мы маемся ежегодно. Жильцы с нас абсолютно справедливо требуют наведения порядка, но повлиять на это только своими силами мы не можем, нужна помощь властей", - сказал Головань.
Тему бесхозных канализационных сетей продолжил председатель ТСЖ "Воскресенское" Алексей Кокоянин: "Пора создавать в городе специализированное предприятие по типу "Аркомхоза", иначе Архангельск захлебнется в нечистотах".
Руководитель государственной жилищной инспекции Андрей Резвый, демонстрируя пухлую папку с надписью "Народный контроль", сообщил, что 90 процентов этих обращений - жалобы на УК и "Жилкомсервис". "Наш жилой фонд далек от идеала, - сказал Андрей Павлович. - Проблем действительно много. Сегодня у нас нет четкой координации действий всех управляющих компаний и ТСЖ. А она должна быть, нужно разработать целую систему совместной работы, и здесь именно муниципальный "Жилкомсервис" должен выступить организующим звеном".
P.S. В четверг вечером у нас снова не было горячей воды, и утро пятницы вновь стало черным. Неужели опять на две недели? Дайте помыться!
Председатель городского Совета депутатов Дмитрий Юрков:
- Необходимо шире разъяснять жителям сущность изменений в сфере ЖКХ, ведь введение Жилищного кодекса - это как медаль с двумя сторонами. С одной - поставлена задача, чтобы у каждого дома был хозяин, с другой - переходный этап не отработан. Люди даже не знают, какая управляющая компания или обслуживающая организация у них в доме работает. Поэтому нужно шире информировать людей о реформе ЖКХ, чтобы они самостоятельно принимали решения. Для этого важно и развитие инициатив снизу. И создание общественного "Народного контроля" - это шаг в правильном направлении. Его функция - донести до всех уровней власти голос простого жителя, а власть должна реагировать на эти обращения.
И.о. мэра Виктор Павленко:
- По результатам совещания будет составлен протокол, даны поручения по каждому вопросу, намечен план конкретных действий. Мы не скрываем проблем, наоборот, стремимся активно привлекать общественность города к их решению. Поэтому создание "Народного контроля" - хорошее дело. Любая общественная инициатива на благо Архангельска и его жителей мэрией поддерживается. Мы встречались с депутатом Сергеем Моисеевым и определили план совместных действий. Решили, что нельзя ограничиваться только сбором информации, ее нужно систематизировать, чтобы не потонуть в потоке проблем ЖКХ. Нужно разделить сферы влияния: если это компетенция управляющей компании, то вопросы должны быть к ней, а глобальные проблемы призвана решать городская власть. Что касается управляющих компаний, то работа по передаче им жилых домов продолжится, но нам придется вплотную заняться ветхим жилфондом, возможно, дотируя его содержание и ремонт из бюджета.
Депутат горсовета Вячеслав Широкий:
- На депутатском приеме 90 процентов обращений - вопросы к подрядным организациям по обслуживанию жилфонда. Основные жалобы связаны с тем, что подрядчики "Жилкомсервиса" не выполняют работы. Необходимо срочно решать проблему задолженности, чтобы закончить начатые ремонты. Нужно определиться и с судьбой ветхого жилья, которое вряд ли возьмут управляющие компании. Возможно, на базе "Жилкомсервиса" придется создавать новую организацию с долей муниципалитета и закладывать бюджетную дотацию на содержание ветхого жилья. Что касается "Народного контроля", то такая структура сегодня востребована, самому интересно читать их бюллетени, стараюсь проверить замечания по нашему округу и проконтролировать их устранение.
Председатель комиссии горсовета по финансам и бюджету, руководитель "Народного контроля" Сергей Моисеев уверен, что народные инициативы - это хороший стимул для активизации работы власти на всех уровнях:
- Инициатива по проведению в мэрии подобного совещания принадлежит движению "Народный контроль". В городе много проблем, поток обращений граждан не иссякает. Поэтому необходимо решать проблемы ЖКХ, не откладывая их в долгий ящик, иначе этот вал нас захлестнет. Люди должны увидеть реальную работу власти, и "Народный контроль" предлагает конструктивное сотрудничество по решению накопившихся вопросов. Мы не просто фиксируем факт, мы ищем ответственных лиц, не даем им самоуспокоиться. Кроме того, "Народный контроль" дает возможность гражданам проявить инициативу, сделать жизнь в родном городе лучше.
Софья ЦАРЕВА, МК в Архангельске
|