Молчание ягнят, или нелегальные вылазки "рогатого" [2007-12-05]
Архангельский троллейбус возобновил движение по старому маршруту "тройки"
Сегодня это единственный случай по всей России, когда пассажирские перевозки на электротранспорте осуществляются нелегально. Ситуация не столько комична, сколько предсказуема. Городская власть, похоже, лоббирует собственные интересы. Чиновникам и депутатам гораздо выгодней заполонить Архангельск стадом непрофессионально управляемого железа (ПАЗ), вероятно, получая с этого солидные доходы, чем заключить цивилизованное соглашение с крупной транспортной компанией, пришедшей в регион.
Это только присказка...
В первую декабрьскую субботу многие архангелогородцы с искренним удивлением провожали глазами почти забытый "рогач", уже два года как исчезнувший с дорог столицы Поморья. Замедляя шаг и глядя вслед удаляющемуся троллейбусу, горожане ловили себя на мысли: "Не показалось ли?!"
В Архангельской области филиал крупнейшего российского предприятия - ООО "РегионАвтоТранс-Архангельск" - намерен не только восстановить троллейбусное движение. Но и, тем самым, вернуть нашему городу статус столицы, первым признаком которой является наличие на дорогах современного, комфортного и экологически чистого транспорта. А то оглянуться не успеем, как ПАЗики превратят Архангельск в какую-нибудь Тьму-Таракань.
Субботним днём состоялось и торжественное разрезание красной ленточки. Даже не краснея от лицемерия при кромсании известного атрибута, мэрская братия разглагольствовала о нужности и важности возобновления троллейбусного движения. Чуть ли не в дёсны лобызаться хотели, на радостях-то!.. Однако, накатавшись досыта на новорождённом "рогаче", чиновники замолчали. Видимо, Назарову и иже с ним это самое разрезание словно серпом по одному месту. А то! Подозревают ребятки, что затопчет "рогатый" необузданных ПАЗиков, как пить дать.
"Замолчали" муниципалы, оказывается, не только договор на осуществление пассажирских перевозок, но и заявку на выделение промышленной зоны в Соломбале под размещение нового, современного, европейского класса депо. Если бы немота была вызвана исключительно недоверием к очередному, непонятно откуда взявшемуся инвестору, куда ни шло. Благо их побывало на поморской земле немало! Но здесь, похоже, собственнические интересы берут верх над остальными, несмотря на очевидную "мрачность" транспортной ситуации в городе.
Хотя хозяйственнику Назарову она отчего-то такой не кажется. Он уверен, что население компенсирует удушье от гари и шишки от лихой езды элементарным непростаиванием на остановках. А его соратники Перевертайло и Павленко в унисон вторят о помощи "РегионАвто-Трансу-Архангельск" в организационных вопросах (при этом палец о палец не ударив), минуя, разумеется, возмещение затрат, "компенсирующих разницу между реальной стоимостью проезда и установленной департаментом ценой".
Оказывается, бюджет уже утверждён в первом чтении, а затраты почему-то не предусмотрены. Вероятно, потому, что не желают сотоварищи отдавать в руки серьёзного инвестора захудалый транспортный рынок. Вот и не предусмотрели. Да и какие могут быть затраты, когда доходы в "свой" карман идут?!
Однако со 2 декабря возит троллейбус горожан (пусть и нелегально) по восстановленному третьему маршруту. От Предмостной площади по улице Гагарина, с переходом на улицу Тимме и поворотом на Воскресенскую до кольца пересечения её с Обводным каналом. Затем снова возвращается на Предмостную площадь. Пока эти поездки бесплатны. Но компания пришла заниматься не благотворительностью, а делом. К чему, собственно, и стремится.
Перед тем как ввести в эксплуатацию отреставрированный "рогач", руководители транспортных предприятий встретились с местными СМИ, ответив на все интересующие и актуальные в сложившейся ситуации вопросы.
Кто они и откуда пришли?
Первый был предопределён. Всех интересовал новый крупный инвестор.
"Главный офис ЗАО "Управляющая компания "РегионАвтоТранс" находится в Москве, но основной бизнес, который мы строим, - это региональные автотранспортные предприятия, - поясняет генеральный директор компании Юрий Панов. - На сегодня "РегионАвтоТранс" ведёт девять региональных проектов. Это крупнейшие транспортные предприятия таких городов, как Тольятти, Красноярск, Курган, Омск, Нальчик, Астрахань, Петрозаводск.
Во всех наших проектах основными партнёрами выступают муниципальные образования. Причём для нас не столь важен пакет акций, сколько взаимоотношения и концепция, которую мы вырабатываем с муниципалитетами в области развития пассажирского транспорта.
Что касается города Архангельска. Мы планируем в ближайшее время, во-первых, восстановить и запустить троллейбусное движение. По возможности дальнейшее развитие троллейбусной сети и полное обновление подвижного состава. Во-вторых, мы предполагаем развить здесь большой городской автобусный транспорт. Не ПАЗики, не ГАЗели и какой-то другой вид, а большие двенадцатиметровые автобусы. Мы, приходя в регионы, не диктуем условия, наоборот, наша задача -помочь муниципалитету и области в организации транспортной концепции.
К сожалению, не во всех городах она есть, поэтому возникают большие проблемы в организации пассажирских перевозок. Всех не устраивает качество услуг, пробки на дорогах. Чтобы избежать проблем, нужно перестраивать всю работу, переходя с маленьких автобусов на большие. И гонок не будет, и дорожное движение станет безопасным".
Действительно, без восстановления большого подвижного состава в Архангельске через год-полтора ограничится пропускная возможность дорог. И администрация уже сейчас должна задуматься и начать предпринимать серьёзные меры.
Однако ситуация напоминает разговор немого с глухим. Ни о каком взаимопонимании со стороны чиновников и речи нет. Пока все обещания о содействии - пустой звук. Может, местные муниципалы обеспокоены, что "пришельцы" вознамерились опорожнить и без того полый карман?
"Никто не пытается забраться в карман государству, муниципалитету, - комментирует заместитель генерального директора "РегионАвтоТранс-Архангельск" Михаил Кочанов. - Предприятие не просит оказывать ему помощь в закупке подвижного состава, строительстве сетей и компенсации затрат по восстановительным работам. Мы говорим лишь о возможности возмещения убытков при перевозках. Это нормальная государственная политика. Такая строка есть в бюджетах практически всех регионов России, а в Архангельской области почему-то отсутствует".
Поедем или докатимся?..
Сегодня Архангельск, к сожалению, не имеет чётко разработанной программы по развитию общественного транспорта. Её нет. А без этого, как справедливо заметил Михаил Кочанов, город превращается в большое село, напоминая совковую "транспортную авоську" с огромными прорехами.
- Когда в одном месте переполнено, а в другом пусто. В час-пик душат пробки, а около полуночи не знаешь, на чём уехать. Кроме такси, транспорта в городе в это время нет! -сетует Михаил Николаевич. -Допустить, чтобы город деградировал в этом направлении -мы не можем. Поэтому необходимы нормальные управленческие решения, которые исключают возможность противостояния. На транспортный рынок Архангельска пришла большая компания-перевозчик.
А это и нормальные условия труда (не по 12 часов, когда глаза в кучу), и рабочие места, и тёплые помещения, и полный социальный пакет для рабочих, а также исправный подвижной состав. Наконец, это хорошая экология и дороги! К тому же электротранспорт не может ездить на левом бензине, да и Чубайс не предусмотрел у нас в стране наличие левой розетки. Поэтому здесь -всё законно. А не подписывая договор, мэрия не только тормозит нормальную работу компании, но и лишает льготников возможности пользоваться услугами предприятия.
Действительно, планы у "РегионАвтоТранса" большие. При скором взаимопонимании сторон компания готова к марту-апрелю выйти на 50 автобусов и 50 троллейбусов в городе. Пока на деловое предложение мэрия отвечает дружным всеобщим молчанием...
Александр МИТЯЕВ, МК в Архангельске
|