| |
ЖИВЫЕ С МЕРТВОЙ ДОРОГИ. [2007-12-04]ЖИВЫЕ С МЕРТВОЙ ДОРОГИ.
ОТ ТРАНСПОЛЯРНОЙ МАГИСТРАЛИ ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ "ДЕНЬГИ НА ЯМАЛЕ НЕКУДА ДЕВАТЬ - ВОТ И ОТГРОХАЛИ СЕБЕ ВМЕСТО ВОКЗАЛА ДВОРЕЦ, - ВОРЧИТ МОЙ ПОПУТЧИК, КОГДА ПОЕЗД ПОДХОДИТ К СТАНЦИИ ЛАБЫТНАНГИ. - А ДЛЯ КОГО, СПРАШИВАЕТСЯ? ПАССАЖИРОВ ТУТ ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПЕНДРЕЖ ОДИН. НУ И ЧТО ЧТО ВОРОТА ЯМАЛА? ПОСТРОИЛИ БЫ ВМЕСТО ПРЕЖНЕЙ САРАЙКИ АККУРАТНЫЙ ВОКЗАЛЬЧИК. БЕЗ НАВОРОТОВ. ТАК НЕТ, ВОКЗАЛИЩЕ ИМ ПОДАВАЙ, ЗА ПОЛМИЛЛИАРДА".
Прямо с порога пускаю в ход только что полученные сведения. Будто я и есть тот всезнающий дядька. В ответ инженер станции Лабытнанги Людмила Гомуляк загадочно улыбается, смотрит в окно, за которым только туманная даль на горизонте, и произносит дословно следующее: "Просто господин Неелов, наш губернатор, решил позаботиться о железнодорожниках - таких же детях 501-й стройки, как и он сам".
"Погодите, - говорю. - Вы хотите сказать, что вы лично, другие работники станции и в придачу губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа - дети тех, кто выжил на той ужасной стройке?" - "А что тут удивительного? Мои родители, кстати, знали маму нашего губернатора. Он прямо на 501-й родился. Там дом матери и ребенка был... "
- "... в котором и вы появились на свет".
"Не-ет, - смеется Людмила Леонидовна. - Я родилась на станции Хорота. Не дождавшись снегоочистителя. Тот спешил с Елецкой, из больницы, и застрял в снежных заносах. Стройка к тому времени уже шесть лет как умерла. Ее в 53-м закрыли, сразу после смерти Сталина.Родителям амнистия вышла, вот они в Хороте и осели. И по 40 лет проработали на железной дороге. Мама - начальником станции, отец - механиком СЦБ".
Легко, живо она говорит. Скажет - и лукаво так рассмеется. Дескать, вот мы какие тут, в Лабытнангах, на краю земли. Много знаем - да не все расскажем. Фразы опять же бойкие, плотные. Под стать самой Людмиле Леонидовне, прямому потомку строителей Трансполярной магистрали! Да-да, той самой, Мертвой дороги. Которая должна была усилиями десятков тысяч заключенных протянуться на 1, 5 тыс. км вдоль Полярного круга. И связать нынешнюю Северную железную дорогу через Салехард и Надым с Игаркой на Енисее, где планировалось построить крупнейший морской порт. Только этот грандиозный проект ГУЛАГа пошел прахом. История дороги Салехард
- Игарка обросла мифами и легендами. О ее прошлом, настоящем и будущем до сих пор идут споры.
А Людмила Леонидовна в ответ на мои расспросы уже развязывает пухлую папку. Тут, говорит, у меня все о той дороге собрано. Документы, фотографии, статьи. Из "Гудка" вот вырезка. Новые публикации мы с отцом и мамой обсуждали - где правда, где выдумка. Отец каждую мелочь помнил - названия станций, разъездов. А рассказывать не любил.
На самодельной карте видны засекреченные стройки. № 501 с центром в Салехарде и № 503 в Игарке. Дорогу тянули навстречу друг другу. А вот и поселок Поречье, третье железнодорожное отделение 501-го стройуправления. Именно здесь работали и боролись за жизнь родители Людмилы Гомуляк - Лариса Михайловна и Леонид Федорович. Здесь же отбывали срок родители ее мужа.
Как попали сюда ваши близкие? Спросить об этом в лоб неудобно. Мнусь, хожу кругами, но недолго. "Людей свозили отовсюду. Хватали, давали 10 лет, сгоняли в кучи - и сюда. Хотели построить дорогу любой ценой. В 47-м году маму доставили из Череповца в вагоне. А отца - из Подмосковья, на барже. Больше тысячи человек их плыло, многие умерли в пути. Папиного друга за три дня "съел" обычный гайморит" , - вспоминает Людмила Леонидовна.
Михаил Гомуляк, свекор моей собеседницы, был доставлен на 501-ю стройку из Ивано-Франковска как "бендеровец". А его будущую жену Ганну вывезли из-под Полтавы. Старшая дочь инвалида войны, кормилица восьмерых младшеньких, шла она раз с поля. Села у дороги, чтобы вытряхнуть зерна из обуви. Тут ее и взяли, "с поличным".
Она-то, свекровь Анна Осиповна, часто вспоминала потом, как в путейской бригаде вместе с будущим мужем строила уникальную 26-километровую ледовую переправу. Летом между берегами Оби курсировали баржи
- как сейчас паром. А зимой прямо по льду ходили поезда. Для этого наращивали толщину льда, поливая его водой. Одновременно вмораживали в наледь бревна, шпалы, поверх клали рельсы. Когда по такой дороге шел состав, было жутко смотреть. Лед прогибался, перед паровозом шла ледовая волна. Машинист-заключенный, рискнувший провести первый поезд из Лабытнанги на правый берег Оби, сразу получил освобождение.
"Родители говорили, что было самым трудным?" -спрашиваю.
"Говорили. Не сойти сума. Это отец говорил. Они ведь на ту стройку 19 - 20-летними попали, жизни еще не видели. После суда был стресс, но на что-то надеялись. А на этапе поняли: им создают такие условия, чтобы долго не жили. Работать выгоняли и больных, и здоровых. По 9 -11 часов в сутки. Часто в мокрой одежде, не успевшей просохнуть за ночь. Гибло много женщин. Мама говорила, что зимой умерших закапывали прямо в снег, летом - под мох. Сколько ног потом из-под мха торчало".
В побег уходили по трое-четверо, самые отчаянные. Ведь бежать из лагеря на Крайнем Севере было верной гибелью. От отца Людмила Леонидовна слышала, как летом 48-го года строительство Трансполярки было приостановлено: выводить людей на работу оказалось некому. Вся лагерная вохра ловила беглецов. В тундре шли военные действия - несколько десятков или сотен бывших фронтовиков, умевших держать оружие, разоружили конвой и покинули лагерь. Осенью их трупы, обглоданные животными, привозили и складывали возле зоны, чтобы все видели. Никто не выжил.
Впрочем, у остальных шансов остаться в живых было не намного больше. Быстрые темпы прокладки магистрали обеспечивались в основном ручным трудом заключенных. Техники не хватало. Зато человеческого материала было в избытке, он постоянно пополнялся. Лютые морозы, болотная сырость, болезни, недоедание и непосильный труд делали свое дело. Многие лагерные друзья-знакомые Людмилиных родителей остались лежать вдоль той дороги. А им вот - связисту и нормировщице-табельщице - повезло.
"А однажды папа накормил всю зону рыбой! - снова оживляется Людмила Леонидовна. - Шел он после работы с друзьями, такими же бесконвойниками. Видит
- озерцо рыбой кишит. А сетей нет. Ну они и прокопали ров. Вода ушла. Стоят по колено в рыбе. Мешками ее таскали, передавали всем. Женщин угостили с соседней зоны. Но разве съешь всю-то? От озера запах пошел. Начальник лагеря был в бешенстве. Отцу как зачинщику чуть второй срок не вкатили. Потом, кстати, железная дорога легла аккурат через это место".
Легла она и дальше. К 1953 году было построено больше половины Трансполярки. Поезда ходили на восьмистах километрах магистрали. Из Москвы в пассажирском вагоне можно было добраться до Надыма через Лабытнанги и Салехард. Оставалось достроить центральный участок между реками Пур и Таз - и линия была бы готова. Но со смертью вождя его детище умерло. Возить по северной трансконтинентальной дороге в те годы оказалось нечего и некого. Паровозы, мосты, лагерные бараки, поселки, сотни верст пути - просто бросили в тундре. Дорога жизни превратилась в мертвую дорогу. В кладбище. В памятник десяткам тысяч мучительно загубленных жизней.
А выжившие попытались жить дальше. Кто-то после пересмотра дел возвращался на материк.
"Вот и мама хотела уехать в родной Череповец. А отец ее в Хороте караулил, каждый поезд прочесывал. Мама у меня видная была, на фото такие локоны. В общем решили они три года тут поработать. А остались на всю жизнь. Север не отпустил".
Много их на линии Чум - Лабытнанги тогда осело. Молодых, прошедших лагерь. Все друг друга знали. Как могли, поддерживали. Учились друг у друга. Их не пугали тяжелый быт, суровый климат. И детей своих они научили всему, что умели сами.
"Школа выживания у нас - родительская. Любые катаклизмы можем пережить. 60-градусные морозы, бураны, отключения тепла и воды нам нипочем. Завалило поезд снегом выше крыши - откопаем, дело-то обычное".
Кто бы сомневался. За 30 лет работы на станции Лабытнанги Людмила Гомуляк видела и не такое. Север, станцию, ее людей она знает на отлично, как когда-то с отличием окончила Ухтинский железнодорожный техникум. Окончила - вопреки маминому "только через мой труп". И зачем-то вернулась. На окраину земли, в вечную мерзлоту, где родилась и выросла - тоже, если вдуматься, много чему вопреки.
"Тут все свое, родно-ое, - в голосе, лукавом взгляде и крупных, резких чертах лица окончательно поселяется задушевная мечтательность. - Таких краев нету нигде. Какие тут закаты, краски какие. Осенью плывешь на лодке - все острова от смородины красные. А брусника-морошка-черника? А охота, рыбалка, грибы? Ни пыли, ни суеты. Но главное -люди тут другие. Живые, настоящие. Не как у вас там - каждый сам по себе. Беда у кого
- все помогать идут. Плохих людей у нас не встретите
- сволочи в Заполярье просто вымерзают".
Вот и Люба, младшая дочь Людмилы Леонидовны, не ищет счастья в других краях. А устраивается приемо-сдатчиком на станцию Лабытнанги. Только РГОТУПС окончит.
По всей ветке Чум - Лабытнанги, уцелевшей от той стройки века, разбросаны родные-близкие Людмилы Гомуляк. Со своими детьми, внуками, правнуками. Огромная семья, для которой Мертвая дорога стала точкой отсчета. В этой семье среди своих всегда числились и никому не известные, и знаменитые. Отец, припоминает Людмила Леонидовна, обожал фильмы с Георгием Жженовым. Даже когда под старость ослеп, "смотрел" их на слух. Говорил, что хорошо знает этого человека по лагерю.
Осторожно спрашиваю Людмилу Леонидовну, как ей проект строительства магистрали Лабытнанги - Салехард - Надым, заложенный в "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года"?
"Пусть будет эта дорога. Ее надо по старым насыпям строить. Поднять их, обновить. Это я вам как инженер говорю. Даст Бог, и мы, дети 501-й стройки, проедем по родительским местам. А про "два с половиной человека"
- это вам, извините, кто-то лапши навешал. Сейчас на вокзале пассажиров не так много. Зато летом весь Ямал отсюда на юг отправляем".
ЛАБЫТНАНГИ
Фото:
- ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ЛЮДМИЛА с РОДИТЕЛЯМИ НА ЮГЕ. В этот год ЛЮДМИЛА ПРИШЛА РАБОТАТЬ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
ФОТО: АРХИВ ЛЮДМИЛЫ ГОМУЛЯК
НИКОЛАЙ ПОРЕЦКИЙ, сов. КОРР. ГУДКА, Гудок
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|