Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Крутые виражи


[2007-12-15]





    





По ширине брюк нельзя судить о широте мировоззрения, как и по замасленным
джинсам, рукам в солидоле - о внутренней наполненности. Речь пойдет о
картингистах. Да, мамам, чьи дети увлечены этим техническим видом спорта,
нелегко было мириться с этим мальчишеским увлечением. Не замечая времени,
мальчишки готовы пропадать в мастерских или на картодроме. Запах бензина от
одежды уже просто стал привычен, как и блестящие от технических масел пятна на
штанах и куртках.



Не счесть, сколько мальчишек за три с лишним десятилетия прошло через руки Юрия
Алексеевича Морозова, руководителя кружка картинга. И ладно бы только прямая
дорога была - встречай парней в кружке, учи, готовь к соревнованиям, но и
покочевать в сточной канаве ведомственной неразберихи пришлось немало. То к
Дворцу пионеров относился кружок, то к Дому творчества, то к Дому культуры
бумажников - к техническому его отделу. Не раз были грозовые тучи от всякого
руководства: зачем на сорванцов тратиться, на железо, на бензин, на запчасти да
расходы по боксу, где стоят картмашины. Какие бы передряги в делении кошельков
на нужды детского творчества ни возникали, Юрий Алексеевич сумел не перегореть к
этому тяжкому труду - наставника подростков. А ведь он не только азам вождения,
премудростям конструкций автомобилей учил, но и давал своим кружковцам
убедительные жизненные уроки, примеры мужского характера: уметь быть с техникой
на "ты" и прекрасным человеком. Для мальчишек, у которых зачастую были неполные
семьи или сложные отношения дома, настоящее мужское слово и поступки во имя их
сорванцов были главным кладезем тех детских лет, что отданы кружку. Им повезло с
руководителем. Чтобы стать истинным педагогом, которого мальчишки не боятся, а
уважают, нужно опуститься до колодцев ребячьей души, чтоб понять их, а потом
вместе с ними по шажочку подниматься до нравственных вершин. По-макаренковски
или нет поступал Морозов, но всегда в картингистах ходили самые отчаянные парни,
бросившие уличные привычки, прикипевшие к шуму моторов и крутым виражам. Это он
вытянул из подростковой вольницы стольких парнишек, которые нашли себе настоящих
друзей и настоящее дело, ставшее и судьбой, и профессией.


В кружке наиглавнейшей заповедью было трудолюбие и подспорье ему - мальчишеская
дружба. Вместе им было интересно, часы незаметны. Казалось бы, за нехитрым
занятием - железками да гаечками - шло познание техники. Именно асы-технари,
кулибины-самоделкины вырастали из кружковцев Юрия Алексеевича Морозова. Многие
его ученики руководят цехами, производствами, ремонтными мастерскими,
автоколоннами. Это опытные специалисты, классные водители, на ощупь и звук
определяющие неисправности в технике. А начиналось все с винтиков и шестеренок,
с первой самостоятельной смены колеса, а позже и ремонта двигателя, сбора
самодельного карта. В кружке было немного машин, все латанные-перелатанные
мальчишескими руками. Оттого и служили столько и немало дистанций прошли на
соревнованиях.



Когда выводят картингисты свои машины на картотрассу, то замирают от зависти
сердечки у их сверстников. Но куда как безмернее мальчишеские радости за рулем
самим собранного карта, куда бесценней свои победы на состязаниях, где каждый
вираж - это сумма не только спортивных, но и технических подготовок. Кружковцы,
пусть в мазуте и бензине, но довольны, что чувство дороги познано, что твой карт
подчиняется тебе и безотказен на трассе. Еще бы, столько раз все детали смазаны
и залатаны этими мальчишескими руками. И даже взрослые дяди, глядя на разбег
маленьких машинок, мечтают сбросить годы и вот так же с ревом прокатиться по
картодрому. И пусть уже у повзрослевших картингистов давно свои и "жигули", и
джипы, но в душе они к своим картам не остыли, даже благодарны, что любовь к
технике у них вызрела одновременно с техническим мастерством. Раньше так и было:
если в автотранспортный цех приходит мальчишка, который занимался у Морозова, то
его брали немедля, поскольку это уже профессионал, до тонкостей знающий
технические премудрости, да и машину будет держать в образцовом порядке.


Теперь бывшие картингисты частенько заглядывают в мастерские к ребятам, для
которых пока картинг - увлечение номер один. Когда работал Юрий Алексеевич, то
спешили именно к нему - посоветоваться, поколдовать вместе над какой-то
"занозой" в автомобиле, потерзать сообща технические мысли. Всегда приходят
былые кружковцы и на соревнования картингистов, где рев машин на вираже для них
как услада.



Без картингов не представляются многие наши городские праздники, столько этим
кружком завоевано побед во имя Коряжмы. Но о заслугах таких руководителей, что
пестовали десятилетиями не одно поколение подростков за мизерные зарплаты, не
слышно. Да и они, бессребреники, никогда о своих педагогических находках в трубы
и фанфары не трубили. Просто каждодневно, а не согласно штатному расписанию, где
на все-про все три-четыре часа на кружок три раза в неделю (а было время, всего
0,25 ставки выкраивали Морозову, у которого три десятка лет неотделимы от
кружка), спешил Юрий Алексеевич на занятия. И руководствовался не тягой к
грамотам, премиям, а ответственностью за работу с детьми, доверительностью
ребячьих душ, той возрастающей любовью мальчишек к технике, за которой видны
трудолюбие и смекалка, тяга к знаниям и победам.


Воистину после российских передряг с собственностью и подходам к оплате труда
энтузиастов таких кружков, клубов картинга остались единицы. Все это измотало
сердце неутомимого Морозова, пошатнуло его здоровье. Но он сберег все карты, не
потерял станки, крышу и стены, каким бы лакомым ни казался для перекупщиков этот
кирпичный бокс. Но оставим место для рассказа о самом Морозове, раз в эти дни
звучный юбилей календаря - 40-летие Дворца пионеров.



Присмотримся к его ребятам из любого поколения - 70-х или 90-х. Самостоятельные,
ценящие каждую минуту, рачительные - не пройдут мимо ни одной валяющейся гайки,
начитанные - всегда могут поддержать разговор взрослых о технических новинках.
Из чего же все-таки сделаны мальчишки Юрия Алексеевича? Тут и знание цены
мальчишеской дружбы, и деловитость, честность, любознательность. Через усердие в
кружке и вырастали настоящие технари, попавшие в надежные руки Мастера Морозова,
пусть и без университетского образования, но дающего мужскую профессию и азбуку
трудолюбия своим мальчишкам. Он учил их чувству локтя, понимал их возрастные
проблемы, нескладушки дома, уважал их такими, какие есть, и радовался, если
парнишка удивлял тягой к знаниям, умелыми руками, увлечением к делу. И кружковцы
его уважали как руководителя, от которого и ласковый взгляд, и одобрительное
слово. Не услышишь никогда окрика или бранных выражений, отчего и сами ребята
отвыкали от сквернословия, напускной развязности. Умело преломлял в парнишках
Морозов спесь молодости и жажду наживы, через занятие-другое приживался малец в
увлеченном коллективе самоделкиных и технарей. Да так прикипит к железу, что и
дома все у него спорится, он чинит утварь, уже не расстраивает проступками
родителей, время бережет, все у него по плану, в школе видимые перемены: интерес
к физике, черчению и вообще приложению своих рук. Через занятия в кружке каждый
становился чище и лучше. Кружковцы Морозова во многом своих сверстников по
знаниям обходили, так как раньше слагаемыми соревнований были и нормы ГТО, и
вопросы о Циалковском, родословной ДОСААФ, основных направлениях ОСОАВИАХИМа,
вопросы по технике безопасности и правилам дорожного движения и многое другое,
что заставляло ребят со всей строгостью подходить к подготовке соревнований. И
руководителей кружка спрашивали за планку воспитательного процесса. В мастерской
были не только станки и запчасти, но и гири, штанги и чтимая история своего
клуба: вымпелы, грамоты, стенды с фотографиями с соревнований, альбомы, в
которых взросление мальчишек и их путь к мастерству.


А история немалая у кружка картинга получается. Только соревнований позади
сколько. Вспомнить, начинали в подвале, который жуть как топило. Новое помещение
казалось царскими хоромами. Не ржавели больше карты в новом гараже. И вся округа
коряжемским картингистам завидовала. Котлашане стремились наших если не
мастерством, так количеством обогнать. Три команды выставляли на состязания - от
машзавода, ДОСААФ и ПТУ-20. Но когда настали тяжелые для всего дополнительного
образования времена, лишь в Коряжме остался такой кружок. Благодаря верности
руководителя начатому делу и своим мальчишкам.



Все в предпринимательство подались, а Морозов ребят не оставил. Он не бросил
своих Женек и Витек, по-прежнему, хоть и не платили, спешил к своим Генкам и
Серегам. И они за рай почитали эту комнатку с запахом бензина, стеллажами для
всяких железок. Так и выросло здесь не одно поколение сорванцов, влюбленных в
колеса и шасси, карбюраторы и прочее одушевленное для них железо. Вырастая, вели
сюда своих сыновей, пропадали вместе в мастерских отец и сын Соломатовы,
Симахины, Чесноковы... Как пример для кружковцев был Игорь Ожог, отдавший 20 лет
кружку. В пример и карт, который, как игрушечка, сделан руками кружковца
Коршунова. И пусть мальчишек было сотни, но всегда найдется слово педагога о
своих былых учениках во время занятий с новичками. Рассказывая юным картингистам
о соревнованиях в областной столице, Курске на приз газеты "Пионерская правда",
российских состязаниях в Волгодонске, Пскове, Новотройске в Оренбургской
области, всегда добавлял Морозов имена тех, кто составил славные победы
картингистов Коряжмы. Тут и Саша Грабилов, и братья Пьянковы, Андрей Вирячев,
Саша Чуб, Ваня Чухломин, да и выбравший позже мореходку Шипицын. С этими
рассказами ребята понимали, что кружок не просто забава, игра в машинки, но и
заповедь жизни, где важны трудолюбивые руки, смекалистая голова и ворох знаний,
так как это дело на всю жизнь.


На всю жизнь получается это дело и у самого Юрия Алексеевича. С детства мечтал о
баранке, окончил в Устюге автодорожный техникум, начинал в РСУ Устюга слесарем,
а в Коряжме шоферил, бригадирил в слесарной, потом в автохозяйстве был мастером.
За полгода тогда сделал 13 рацпредложений. И дома не сиделось творческому
человеку с техническим мышлением без дела. Для своих маленьких сыновей в тесной
мастерской в домашней прихожей сделал автомобиль и самодельный мотоцикл. Даже в
1968 году на майском параде участвовал среди колонн ДОСААФ. Так и прослыл
Морозов автоконструктором, и едва открыли в Коряжме Дворец пионеров, то стали
Ружников и Медведева звать его вести кружок. Два года не соглашался. Знал, что
если за какое дело возьмется, то как в омут с головой. А уж если с детьми, то и
не мечтай о зимней рыбалке, которой очень увлекался. Любовь к ней не потерял, но
заглавной стала жизнь кружка, где и чертежи интересных для ребят машин, работа
на станках, неотступные пробы и думы по моделированию картов, которых не было в
продаже, которые мастерили сами. Многое вмещали дни занятий: изучение с ребятами
технических основ, поиск изюминок, чтобы дни в кружке были непохожи и
увлекательны. Оттого безразмерным был его рабочий день: нужно подготовиться к
занятию, чтобы были проверены станки, готовы инструменты, выточены детали,
продуманы задания каждому мальцу. А если предстояли соревнования, то сколько
руководителем кружка было проведено подготовки, чтобы на трассе с картингистами
ничего не случилось. Даже любой мальчишеский спор Морозов обдумывал: как
поступить, чтобы решение из сложной ситуации ребята нашли сами.



Прекрасно, если работа дает заинтересованное чувство, простор твоим знаниям, где
воедино сходятся опыт, увлечения и призвание. И как важно для кружковцев, что с
ними рядом настоящий Учитель, Друг и человек, знающий свое дело. Скорое 40-летие
жизни Дворца - это не только поклон всему состоявшемуся, звучным именам
руководителей кружков, это и вопрос продолжения традиций, преемственности
лучшего, а значит поиск поддержки талантливых увлеченных людей, готовых
заниматься с детьми.









Светлана КЕЗЕН, Коряжемский муниципальный вестник

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru