Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ОПОРНАЯ БАЗА ДЛЯ ШТУРМА АРКТИКИ.


[2007-11-13]

ОПОРНАЯ БАЗА ДЛЯ ШТУРМА АРКТИКИ.



Именно такую роль отводит себе Мурманская область в структуре нефтегазового комплекса России

Расположенная за Полярным кругом Мурманская область давно уже стала базовой для компаний, занимающихся поисками нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе России. Здесь смелые и решительные люди, невзирая на природные трудности, осваивают богатейшие минеральные ресурсы Кольского полуострова и дары омывающих его морей. В последнее время нефтяников также все больше привлекают новые возможности перевалки экспортных углеводородов через этот северный регион.

О проблемах нефтегазового комплекса, а также о перспективах, которые могут благотворительно сказаться на развитии местного ТЭК и экономике Мурманской области, корреспонденту "Нефти России" рассказывает ее губернатор Юрий ЕВДОКИМОВ.

***

Наша справка

Юрий Алексеевич Евдокимов родился 1 января 1946 г. в городе Клеванъ Ровенской области (Украина) в семье военнослужащего. В 1970 г. окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт по специальности инженер-механик, в 1984 г. - Ленинградскую высшую партийную школу.

С 1963 по 1970 гг. трудился электро-слесарем., мастером по ремонту оборудования, наладчиком сборочного цеха Запорожского электровозоремонтного завода.

После армии с 1972 по 1974 гг. работал старшим инженером, прорабом Запорожского научно-исследовательского института строительного производства.

С 1974 по 1990 гг. - на различных партийных должностях в Кировском горкоме и Мурманском обкоме КПСС. Неоднократно избирался депутатом Апатитского и Кировского городских Советов народных депутатов, Мурманского областного Совета народных депутатов.

С 1990 по 1994 гг. возглавлял Мурманский областной Совет народных депутатов.

С 1994 по 1996 гг. - генеральный директор мурманского филиала АО "Акционерная финансовая корпорация "Система"".

С 1996 по 1997 гг. - глава администрации Мурманской области.

С 1997 г. по настоящее время - губернатор Мурманской области.

Является президентом Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, членом правления РСПП и председателем детского регионального фонда. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, "Знак почета" и четырьмя медалями.

Женат, имеет двоих детей.

***

- Юрий Алексеевич, 10 лет назад вы стали губернатором Мурманской области. За это время многое изменилось. На какие направления деятельности Вы сегодня акцентируете внимание регионального правительства? Какие результаты достигнуты?

- Деятельность регионального правительства нацелена на нужды и потребности конкретного человека, что обеспечивается надежной работой базовых отраслей. Согласно комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов федерации, проведенной Минэкономразвития России, в 2004-2006 гг. Мурманская область стабильно входила в число "середнячков", но по отдельным показателям (ВРП на душу населения, объему внешнеторгового оборота и т.д.) она опережает соседей. По доле населения с доходами выше прожиточного минимума и обеспеченности социальной инфраструктурой мы превзошли среднероссийские показатели.

К примеру, в 2006 г. объем денежных доходов населения вырос на 21,7%, в реальном исчислении - на 8,4%. По уровню среднемесячной заработной платы область находилась на 14 месте среди регионов РФ и на втором - в Северо-Западном федеральном округе.

Можно отметить и положительные тенденции на рынке труда и в сфере занятости населения. Доля работающих в экономике региона в 2004-2006 гг. составила более 51% от общей численности его жителей, что также выше среднероссийского показателя.

Мурманская область активно включилась в реализацию национальных проектов, в решение задач, поставленных президентом России в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства.

Мы продолжаем развивать наши ведущие отрасли. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в добыче полезных ископаемых, в частности металлических руд.

Важным "экономическим подспорьем" для нас является перевалка грузов. В прошлом году морские торговые порты области перегрузили 25,2 млн т продукции, что на 3,2% больше, чем в

2005 г. Это обусловлено наращиванием объемов транспортировки нефти, экспортных и каботажных грузов.

- Мурманская область всегда была привлекательным "перевалочным пунктом" для поставок российского углеводородного сырья на экспорт. Тем не менее, объем перевалки нефти в 2005 г. снизился по сравнению с 2004 г. А как обстоят дела сейчас? Какими мощностями располагает регион и будут ли они наращиваться?

- Действительно, перевалка нефти и нефтепродуктов через порты и рейдовые перегрузочные терминалы нашего региона сократилась в 2005 г. на 28%, до 7,9 млн т. Причины этого заключались в недостаточно активной работе с грузоотправителями и в имевшем место моратории со стороны железной дороги на перевозку экспортного мазута.

Сейчас ситуация меняется. По итогам 2006 г. перевалка нефти и нефтепродуктов на экспорт существенно превысила показатели 2005 г. Эта тенденция сохранилась и в 2007 г. Идет дальнейшее расширение транспортной инфраструктуры. Одним из перспективных проектов в этой сфере является создание на западном берегу Кольского залива нефтеперегрузочного комплекса мощностью до 35 млн т в год.

- Какова роль нефтегазового комплекса в экономике Мурманской области?

- На территории Мурманской области промышленные запасы углеводородов пока не обнаружены, но нефтегазовая промышленность у нас постепенно формируется.

Еще в 70-х годах прошлого века силами арктической геологической экспедиции НПО "Севморгеология" был выполнен некоторый объем морских поисково-геофизических работ в южных частях Баренцева, Печорского и Карского морей. Начало же планомерному исследованию арктического шельфа положено в 1979 г., когда правительство страны приняло меры, коренным образом повлиявшие на становление и развитие морской геологии и геофизики и изучение акваторий арктических морей.

В результате в 1979-1980 гг. в Мурманске были созданы три организации, заложившие основу нефтегазового комплекса области, - "Арктикморнефтегазразведка", "Севморнефтегеофизика" и "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции". С тех пор эти специализированные предприятия осуществляют основной объем работ по поиску нефти и газа в Баренцевом и Карском морях, а также в море Лаптевых, на шельфе Шпицбергена и в других районах. Одновременно у нас началось строительство специализированных судов и буровых установок.

В результате этих усилий была проведена существенная корректировка нефтегазоносного потенциала арктического шельфа в сторону его значительного увеличения. В 1988 г. было открыто гигантское Штокмановское газоконденсатное месторождение, начата промышленная добыча нефти на острове Колгуев. Новый этап развития регионального ТЭК мы связываем с началом работ "Газпрома" и его дочерней компании "Севморнефтегаз" по освоению Штокмана.

В последние годы осуществлен ряд мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности порта Мурманск. Его реконструкция и проведение дноуглубительных работ в Кольском заливе позволили принимать морские суда водоизмещением более 200 тыс. т. Такими возможностями сегодня не располагает ни один другой порт в европейской части России.

В 2006 г. в порту Мурманска было перегружено более 9 млн т углеводородов. Однако имеющиеся мощности позволяют ежегодно переваливать до 22 млн т нефти и нефтепродуктов, и мы рассчитываем выйти на этот уровень. Это важно еще и потому, что значительно увеличатся выплаты в региональную казну. Судите сами. Если в 2003 г. налоговые и неналоговые поступления от нефтеперевалки в консолидированный бюджет области составили всего лишь 43,9 млн рублей, то в 2006 г. почти втрое больше - 115,7 млн. Хотя они пока не превалируют в доходной части бюджета, но немалый потенциал их роста налицо.

В соответствии с проектом программы "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", обоснование инвестиций по которому находится на завершающей стадии, мы уже к 2010-2011 гг. должны иметь грузооборот около 40 млн т, а к 2015 г. - порядка 70 млн т. Капитальные вложения только в инфраструктуру, по предварительным оценкам, составят 100 млрд рублей. Для того чтобы помочь реализации этого масштабного проекта, хорошо было бы предоставить стратегическим портам России на внеконкурсной основе статус особых экономических зон. Это существенно повысило бы их конкурентоспособность на мировом рынке.

- Насколько привлекательна для инвесторов нефтяная отрасль Мурманской области и какие действия предпринимает региональная власть для развития этого бизнеса?

- Правительство Мурманской области оказывает всестороннюю поддержку компаниям в их работе на территории региона. Это касается строительства новых мощностей, сооружения инфраструктурных объектов, таких как подъездные дороги, сети электро- и теплоснабжения. Мы создали целевую программу "Развитие инвестиционной деятельности Мурманской области на 2007-2010 гг.". Ее основными целями являются привлечение дополнительных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП, а также укрепление позиций региона в процессе международной и межрегиональной конкуренции.

Что же касается инвестиционной привлекательности нефтегазовой промышленности, то именно здесь, на арктическом шельфе, лежат пока нетронутые топливно-энергетические богатства России XXI века. Энергетическая безопасность не только нашей страны, но и Европы в значительной мере будет зависеть от освоения месторождений морской периферии России, в первую очередь - запада арктического шельфа.

- Согласно пессимистическим вариантам прогнозов, Россия уже через 20-25 лет столкнется с проблемой резкого сокращения объемов нефтедобычи в связи с истощением разведанных запасов. Стоит ли в связи с этим Мурманской области делать ставку на долгосрочное развитие собственного нефтегазового комплекса?

- Не соглашусь с такой оценкой. На суше еще достаточно много неразведанных участков. А есть еще и перспективные нефтегазоносные провинции на шельфе. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что начальные суммарные ресурсы нефти и газа арктического шельфа РФ составляют примерно 80 млрд т нефтяного эквивалента, причем уровень их разведанности не превышает 10%.

Более того, ряд ученых полагают, что потенциальные извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа РФ достигают 130 млрд т условного топлива, причем около 70% этих богатств сосредоточено на шельфе арктических морей. Все это позволяет надеяться, что работы нефтяникам хватит на много десятилетий, а арктический шельф скоро превратится в основу нефтегазодобывающей промышленности Северо-Запада России.

Запасы одного только Штокмановского месторождения достигают 4 трлн м. куб газа и 30 млн т конденсата. При объеме добычи 71 млрд м. куб в год и ежегодном выпуске до 30 млн т СПГ ресурсов Штокмана хватит на 50 лет интенсивной разработки.

- В последнее время разработка недр все больше отдается на откуп государственным компаниям. В результате ослабляется конкуренция в отрасли, не полностью реализуется потенциал частного бизнеса. Насколько, на Ваш взгляд, это экономически обосновано? И что мешает сегодня развитию добычи углеводородов на шельфе Арктики?

- На мой взгляд, этот процесс тормозится из-за того, что отсутствуют четкая стратегии освоения шельфовых месторождений РФ и стабильное, соответствующее реалиям времени законодательство, которое обеспечивало бы благоприятную среду для потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных.

Главным источником финансирования геолого-разведочных работ на территории Российской Федерации в целом и на шельфах морей в частности являются средства самих недропользователей. Именно на них возлагаются поиск и разведка месторождений нефти и газа, наращивание разведанных запасов полезных ископаемых.

Что же касается усиления роли государственных компаний, то, по моему мнению, с экономической точки зрения неважно, кто является недропользователем - государство или частник. Важно, какая будет отдача для страны и региона от его деятельности: объем налоговых платежей, количество новых рабочих мест, уровень социальной ответственности. У нашего соседа -Норвегии - все углеводородные ресурсы находятся под контролем государства, но это не мешает ей быть одной из самых благополучных стран мира.

- А в должной ли мере российские государственные и частные нефтегазовые компании осознают социальную ответственность перед обществом?

- При подготовке соглашений и меморандумов о сотрудничестве с нефтегазовыми компаниями, которые планируют начать свою деятельность на нашей территории, правительство Мурманской области ставит обязательное условие - их участие в социально-экономическом развитии региона.Конкретные меры разрабатываются, исходя из социальной политики фирмы. Это могут быть программы поддержки городов и других населенных пунктов, долгосрочное спонсорство профессионального спорта, индивидуальные акты благотворительности.

Привлекаемые в наш регион компании неуклонно следуют принципам социальной ответственности. Это - создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, помощь малообеспеченным, ветеранам Великой Отечественной войны, проведение экологических и образовательных акций и т.д.

- На российском арктическом шельфе запасов углеводородов гораздо больше, чем у норвежцев, но на 1 кмг северо-западного участка шельфа РФ приходится 0,08 погонного метра бурения поисковых скважин, что в 20 раз меньше, чем в норвежской части Северного моря. Будут ли, на Ваш взгляд, учитывая опыт соседей, создаваться зоны совместной экономической деятельности в приграничной полосе?

- Мы уже накопили немалый опыт экономического взаимодействия как с крупными норвежскими компаниями, так и малыми предприятиями. Причем это касается не только нефтегазового комплекса, но и многих других сфер -выращивания атлантического лосося, рыбопереработки, утилизации ядерных отходов, электроники, судоремонта, строительства и гостиничного хозяйства. Сегодня власти Норвегии предлагают выход на качественно новый уровень сотрудничества - создание трансграничной промышленно-экономической "Поморской зоны". По задумке, она должна охватывать часть приграничных территорий норвежской губернии Финнмарк и Печенгского района Мурманской области. Интерес норвежцев к этому проекту очевиден. Мурманская область, пожалуй, как ни один другой регион подходит для организации логистической деятельности, связанной с геологоразведкой, обустройством и эксплуатацией месторождений в Баренцевом море.

В "Поморской зоне", которая, по замыслу авторов проекта, должна состоять из двух анклавов - российского и норвежского, - предусматривается также налаживание промышленного производства на основе использования энергоресурсов Баренцева моря и сырья, добываемого в регионе.

Правда, этот проект выходит за рамки обычного регионального партнерства, являясь международным. Поэтому он может быть реализован только в случае проявления доброй политической воли глав государств и при соответствующей моральной и материальной поддержке. Что касается правительства Мурманской области, то мы эту норвежскую инициативу приветствуем и считаем, что необходимо также изучить возможность создания зоны промышленно-экономического сотрудничества на архипелаге Шпицберген. Это дало бы новый импульс развитию угледобычи, рыбной отрасли и морской геологоразведке в данном районе.

Вообще, я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы чему-то поучиться у соседей и воспользоваться их ценным опытом. Тем более что нас многое связывает, в том числе и общая ответственность за состояние окружающей среды в баренцевоморском регионе.

- А есть ли перспективы для развития нефтегазоперерабатывающего производства в регионе?

- Подвижки в этом направлении уже есть. Одним из проектов развития нефтегазового комплекса области является строительство компанией "Синтез Петролеум" нефтеперерабатывающего завода на западном берегу Кольского залива, в районе поселка Лавна, мощностью б млн т сырья в год. На первом этапе он будет осуществлять первичную переработку смеси, состоящей из нефти месторождения Варандей-море и двух месторождений Тимано-Печорской провинции. В дальнейшем планируется его расширение и доведение глубины переработки до 95%. Возможность сооружения НПЗ прорабатывает и Мурманское морское пароходство.

Создание нефтеперерабатывающего производства позволит решить две задачи: во-первых, обеспечить область топливом (в первую очередь ЖКХ -более дешевым мазутом), а во-вторых, повысить рентабельность разработки шельфовых месторождений за счет экспорта легких нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью.

Пока же из-за того, что у нас нет собственной нефтепереработи, мы вынуждены завозить практически 100% нефтепродуктов с НПЗ, расположенных в Ухте, Ярославле, Киришах, Уфе, Самаре, Волгограде, Кстово. Большие расстояния и рост тарифов на транспортировку определяют высокие цены на привозное топливо. Поэтому Мурманская область уже давно связывает большие надежды с активизацией работ на морских месторождениях.

Что касается газа, то в ближайшей перспективе в рамках комплексного освоения Штокмановского месторождения предусматривается строительство завода по сжижению природного газа мощностью свыше 30 млн т в год, а также возведение отгрузочного экспортного терминала. Завод и порт обеспечат почти 1 тыс. новых рабочих мест, а число рабочих, занятых на сооружении этих объектов, достигнет порядка 3 тыс. человек.

Ресурсы Штокмана, видимо, будут нацелены на обеспечение европейских стран. Это означает, что начнется строительство трубопровода из Мурманска через Карелию, для того чтобы присоединиться к Северо-Европейскому газопроводу, который пойдет по дну Балтийского моря.

- Каким Вы видите будущее Мурманской области? Есть ли у региона, расположенного за Полярным кругом, возможность стать комфортным для проживания?

- Жизнь доказывает: то, что мы имеем сегодня, - это результат наших поступков, действий или бездействия, соблюдения или несоблюдения главных общечеловеческих заповедей. И если все жители Мурманской области будут ощущать личную и коллективную ответственность за все происходящее, то в этом случае мы обеспечим и себе, и нашим детям, и внукам достойное будущее.

Еще в 2001 г. региональное правительство утвердило стратегию экономического развития до 2015 г. Основной ее целью является повышение уровня и качества жизни населения, улучшение социальной сферы на основе ускорения экономического роста и укрепления конкурентоспособности экономики. Для этого необходим постепенный переход от традиционной сырьевой направленности к инновационной, что предполагает усиление роли морского транспорта и топливно-энергетического комплекса и ориентацию на международные транспортные коридоры.

Как показывает практика, этот документ выдержал проверку временем: наблюдается стабильный рост экономики, появляются новые возможности для инвестиций, интересные наработки. К примеру, в прошлом году Межведомственная комиссия по размещению производительных сил Мурманской области одобрила декларацию о намерениях инвестирования в разработку платинового месторождения Федорова Тундра. Проект стоимостью около 17 млрд рублей является результатом совместного труда ученых Кольского научного центра РАН, геологов и недропользователей. В ближайшие три года будет создано 700 новых высокооплачиваемых рабочих мест, бюджеты всех уровней получат дополнительно около 1 млрд рублей ежегодно. Данный проект не имеет аналогов на территории области и является новым направлением в экономике региона.

Можно также особо выделить подписанный правительством Мурманской области, Росатомом, Росэнергоатомом и ОАО "СУАЛ-Холдинг" протокол о сотрудничестве в сфере строительства второй очереди Кольской АЭС и второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода мощностью до 218 тыс. т алюминия-сырца в год.

Действенные шаги предприняты в реализации двух уже упоминавшихся проектов - освоения "Газпромом" и его партнерами Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительства НПЗ силами ЗАО "Синтез Петролеум". Это позволит повысить энергообеспеченность региона, удовлетворить потребности в газе Северо-Запада России, загрузить работой базирующиеся здесь геолого-разведочные предприятия, начать модернизацию производства, включая его энергоемкие горно-добывающие подразделения. В итоге регион получит мощный импульс к развитию.

Хотелось бы ускорить данные процессы. Есть технологии, которые позволяют это сделать. К примеру, мне удалось побывать на норвежском месторождении "Белоснежка", которое освоили за 3,5 года и уже в нынешнем году приступили не только к добыче, но и к сжижению природного газа. Штокман по объемам запасов в несколько раз крупнее, чем "Белоснежка", но норвежский опыт был бы здесь как нельзя более кстати.

Я уверен в процветании нашего региона, и это не дежурная фраза. Это то, к чему мы стремимся, что отчетливо видим и приближаем в меру собственных сил и возможностей. В будущем население Мурманской области ожидает более достойная жизнь.

Фото Л.Федосеева (ИТАР-ТАСС)

Фото:

- Апатиты

- На борту ледокола "50 лет Победы

- Ледокол "Ямал"

- На Кольской АЭС








Нефть России

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru