Опасный выбор [2011-03-30]Вчера ночью на однопутном перегоне Каля-Курья – Кожим участка Печора – Инта Северной дороги сошла с рельсов одной колёсной парой цистерна с дизельным топливом. По данным работающей на месте происшествия комиссии, причиной схода стал излом боковой рамы тележки.
Все участники рынка должны быть заинтересованы в обеспечении безопасности
«Боковая рама просто развалилась, это видно невооружённым глазом»,– сообщил «Гудку» и.о. заместителя начальника СЖД по Сосногорскому региону Владимир Кривенко. По предварительному заключению, трещина в нижней части тележки была не видна осмотрщику ПТО Печора, и вовремя выявить угрозу безопасности движения поездов было практически невозможно.
Аварийный вагон оказался из партии украинских вагонов, среди которых уже отмечались случаи брака. По словам начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Дмитрия Лосева, компания получила предписание Ространснадзора отставить от эксплуатации 370 вагонов постройки февраля 2010 года. 11 марта их отставили, но цистерны, с которой произошло ЧП на Северной, не было в списке, хотя и выпущена она в той же партии.
Ситуация поставила компанию перед жёстким выбором: безопасность движения или выполнение договорных обязательств перед грузовладельцами и собственниками вагонов. «Не допустить вагон к эксплуатации перевозчик имеет право только по предписанию Ространснадзора, – пояснил Дмитрий Лосев. – Мы остановили вагоны 2009 и 2010 годов выпуска, а нас в итоге забросали письмами о неправомерных действиях. Поэтому вынуждены были действовать только согласно предписаниям. Необходимо, чтобы завод отозвал свою некачественную продукцию, а Ространснадзор исключил из эксплуатации вагоны, угрожающие безопасности перевозочного процесса».
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток отметил: «Мы понимаем, что предписания на внеплановый деповской ремонт грузовых вагонов ведут к издержкам в бизнесе. Но потери от изломов и всех вытекающих отсюда последствий значительно выше издержек, связанных с отстранением от эксплуатации некачественного подвижного состава. Мы заинтересованы в развитии бизнеса, но участники рынка должны быть обеспокоены прежде всего обеспечением безопасности». Как пояснил начальник правового департамента ОАО «РЖД» Вадим Бынков, если вагон находится в собственности РЖД, то мы имеем право взыскать убыток от излома с завода-изготовителя. В настоящее время Северная, Западно-Сибирская, Северо-Кавказская и Куйбышевская дороги собирают материалы для компенсации ущерба от сходов подвижного состава в результате излома. Однако причина нанесённого ущерба – скрытый брак – должна быть подтверждена экспертным путём. В течение апреля дороги должны предоставить нам эти материалы.
Но проблемы нарастают как снежный ком. Отставленные от эксплуатации вагоны занимают пути, и с ними нужно что-то делать. Кто-то должен решать: попытаться довести в «опасном» вагоне груз до места назначения или останавливать сразу, по получении предписания. Если предоставлять вместо отставленного вагона надёжный, то кто-то должен брать на себя ответственность, в том числе финансовую, за это.
По мнению президента Гильдии экспедиторов России Семёна Резера, нужно страховать груз, подвижной состав, тогда ответственность будет не на перевозчике, а на страховой компании, которая затем будет взыскивать стоимость ущерба с виновного. Поэтому начинать нужно с изменений в законодательстве: чтобы и груз, и вагоны, особенно частные, были застрахованы в обязательном порядке.
Есть в данной ситуации некоторые вопросы и к соответствующим службам РЖД. Руководитель Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Эдуард Гунченко посетовал на отсутствие информации о всех существующих случаях брака и рекламациях по поводу вагонов. «Спустя какое-то время до нас доходит информация, а по факту работа в данном направлении не ведётся. Если бы мы в систематическом режиме получали эти данные, то могли бы более оперативно влиять на ситуацию, начиная от внепланового инспекционного контроля на заводах и до приостановки действия сертификата завода. Пока в Регистре нет официальных документов от РЖД по происшествиям с сертифицированной продукцией», – заявил Эдуард Гунченко. Альбина Булатова, Николай Порецкий, Гудок
|