Арктический маршрут [2011-03-17]В Архангельске на базе Северного федерального университета открыли Центр космического мониторинга Арктики, предназначенный для развития грузоперевозок в этом регионе нашей страны.
Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета, профессор
– Елена Владимировна, какие задачи будут решать специалисты нового центра?
– Многоцелевая космическая система наблюдения «Арктика» предназначена для разведки залежей природных ресурсов на шельфе, сопровождения морских маршрутов, организации надёжной правительственной и мобильной связи, обеспечения безопасности трансполярных перелётов авиации, а также проведения экологического мониторинга. Её создание обойдётся примерно в 68 млрд руб., а внедрение намечено на 2014 год.
Наш Центр космического мониторинга Арктики стал первым звеном этой глобальной системы. Его специалисты, в частности, займутся изучением возможностей доставки продукции по Северному морскому пути. Максимальный объём перевозок грузов на этом маршруте – 7 млн тонн – был достигнут в 1987 году, из них 40% пришлось на трассу Мурманск – Дудинка.
В конце 90-х годов по известным причинам он снизился до 1,5 млн тонн. Однако в последнее время интерес к этому маршруту снова возрос. В прошлом году по Севморпути доставили почти 3 млн тонн продукции. Мы уверены в возможности экономического возрождения этой легендарной трассы.
– Что для этого необходимо сделать?
– По заказу ряда нефтедобывающих компаний уже разработаны планы освоения высокоширотных трасс, созданы проекты строительства ледоколов нового типа, намечены перспективы развития инфраструктуры в данном регионе. Но безопасная навигация в Арктике невозможна без научно обоснованного гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, проведения других наукоёмких исследований.
В единое «кольцо информации» должны войти спутниковая, авиационная и морская наблюдательные сети, а также наземные полярные мониторинговые станции. Их через Центр мониторинга Арктики необходимо соединить каналами связи с центрами сбора, первичной обработки, хранения и предоставления информации. Полученные и систематизированные данные затем должны поступать в управленческие, исследовательские, консалтинговые структуры для дальнейшего использования в коммерческих целях. Построением такой системы и займутся в первую очередь сотрудники нашего центра.
Без ледоколов развитие Севморпути невозможно
– Насколько влияет на развитие Северного морского пути прогнозируемое изменение климата?
– Мнения учёных относительно будущей погоды в полярных широтах сильно разнятся. Одни предсказывают потепление. Другие, наоборот, – похолодание. Пока же наблюдаемое усиленное таяние льдов в океане увеличивает сроки навигации в Арктике.
Более того, Северный морской путь становится международной транспортной артерией. Впервые в истории в прошлом году по нему провели танкер «Балтика» с грузом 70 тыс. тонн газоконденсата для Китая. Этот переход доказал, что танкеры хорошего ледового класса с опытными судоводителями под проводкой штаба морских операций и атомных ледоколов практически пять месяцев в году могут ходить по Севморпути, сокращая в полтора-два раза маршрут от Европы до Юго-Восточной Азии.
Путь от Мурманска до чукотского порта Певек занял 11 дней. Самый сложный участок пути среди льдов и торосов танкер преодолел в сопровождении ледоколов. Далее к китайским берегам он уже двигался самостоятельно. Главная трудность состояла в том, что в последний раз замеры глубины на этом маршруте делали 15 лет назад. С тех пор многое изменилось, в том числе и габариты судов.
Поэтому специалисты-гидрографы уже начали собирать новые данные для будущих рейсов, в том числе и в более северных широтах. Там больше глубина, поэтому по такой трассе смогут ходить суда грузоподъёмностью до 150 тыс. тонн. Первые заявки на их проводку уже поступают как от российских, так и иностранных компаний.
– Что сейчас сдерживает развитие грузовых перевозок по Северному морскому пути?
– На этом маршруте ещё слишком велики эксплуатационные расходы, включая ледокольное обеспечение, тарифы за пограничное и таможенное оформление, действуют повышенные ставки страховой премии, существуют дополнительные риски. Они обусловлены высокой вероятностью простоев кораблей в ожидании погоды и повреждения судов льдами.
После распада СССР многие портовые сооружения были заброшены, навигационная и спасательная службы устарели, утрачен кадровый потенциал. Тем не менее наша страна предпринимает сейчас серьёзные усилия, чтобы сделать Арктику доступной и открытой для мировой экономики. И задача учёных состоит в научном обеспечении этих планов. Андрей Стрельцов, Гудок
|