Прекратить долгострой [2011-02-09]Проект строительства дороги Белое море – Коми – Урал («Белкомур») спешно пересматривают и готовят к обсуждению на правительственном совещании, которое должно состояться в марте. В ОАО «РЖД» готовы поддержать проект «Белкомур», приведя в порядок подходы к строящейся линии. Впрочем, для этого необходимо обновить проектные данные.
Новому маршруту спешно придумывают грузовую базу
О том, что необходимо заново произвести расчёты по проекту «Белкомур», на прошлой неделе сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. «Грузовая база проекта есть, нужно сосредоточиться на качественных расчётах его окупаемости и выходить на комиссию Инвестфонда», – отметил Виктор Олерский на совещании, прошедшем в правительстве Пермского края, где обсуждались вопросы развития транспортного узла региона.
Заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин, которому поручено подготовить протокол для Минтранса с актуализированными данными по проекту «Белкомур», считает, что ситуация вокруг долгостроя в последнее время сильно изменилась. По его словам, сразу несколько крупных компаний проявили интерес к проекту. В основном это производители минеральных удобрений, такие как ОАО «Азот», объединённые в одну компанию «Уралкалий» и «Сильвинит», а также компании «Акрон» и «Еврохим». Юрий Уткин также сообщил, что интерес к проекту проявила и компания «ЛУКОЙЛ».
Впрочем, о том, что у проекта есть понятная грузовая база, в РЖД с твёрдой уверенностью говорить не могут. «Оценка того, во сколько встанет компании усиление железнодорожных подходов к «Белкомуру», станет возможна тогда, когда будет ясна грузовая база, – говорит генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев. – А компании, которые называются в рамках проекта «Белкомур» в качестве потенциальных грузоотправителей, отвечая на наши запросы по своим будущим объёмам, называют именно те же объёмы, что звучат в рамках проекта. Но упоминаются совершенно другие порты, в том числе находящиеся на Дальнем Востоке».
В свою очередь Юрий Уткин говорит, что привлекательность этого проекта настолько высока, что есть предпосылки для пересмотра уже согласованных проектов развития транспортных узлов. «Даже при реализации проекта в усечённом формате действующий сегодня маршрут до Мурманска сократится на 820 км», – говорит Юрий Уткин. По его мнению, имеет смысл глубже рассмотреть проект развития Мурманского транспортного узла с учётом проекта «Белкомур».
Кроме того, чиновник предлагает смотреть ещё шире. «Белкомур» необходимо рассматривать и как транзитную площадку, в частности для грузов из Казахстана, представители которого, по словам Юрия Уткина, готовы отгружать в адрес российских северо-западных портов около 30 млн тонн сланцевых углей ежегодно.
В ОАО «РЖД» готовы всячески поддерживать проект «Белкомур», однако подчёркивают, что эта помощь не будет выражаться в деньгах. «Мы готовы участвовать в этом проекте, но не в денежном выражении, а приводя в соответствие инфраструктуру, которая существует на подходах к «Белкомуру». Этим мы будем заниматься после того, как станут понятны конкретные сроки. Около 10 лет назад мы так и сделали – провели капитальный ремонт инфраструктуры именно под этот проект, но линия так и не появилась», – констатирует Фёдор Пехтерев. Он же добавляет, что компания «Российские железные дороги» окажет поддержку проекту в части изыскания возможностей по использованию средств Инвестиционного фонда.
Кроме того, в компании готовы рассмотреть предложения по передаче тупиковых линий от Архангельска на юг до Карпогор (222 км) и от Микуни на север до Вендинги (176 км) в управление стороне, реализующей проект «Белкомур». «Сейчас мы этого сделать не можем, потому что оборот имущества ОАО «РЖД» запрещён или ограничен», – объясняет Фёдор Пехтерев.
Оптимизированная схема финансирования строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» должна быть рассмотрена в Правительстве России в марте. Инвестиции в строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» должны составить около 0,6 трлн руб. Объём инвестиций, которые планируется привлечь из Инвестфонда, – 118 млрд руб. Именно деньги из Инвестфонда планировалось потратить на строительство железной дороги. По мнению Юрия Уткина, после актуализации данных скорее всего последняя цифра изменится, однако, в какую сторону, чиновник не уточнил.
Справка «Гудка»
В основе проекта «Белкомур» железная дорога, которая призвана соединить Урал и север страны. Общая протяжённость магистрали – 1,2 тыс. км. Она соединит Пермь, Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск. Проект делится на два этапа: «Северный участок» – строительство ветки Карпогоры – Вендинга и «Южный участок» – строительство ветки Сыктывкар – Пермь. Считается, что открытие «Белкомура» снизит затраты на железнодорожные перевозки на 40–65%. Клим Палеха, Гудок
|