Читайте бюджет [2011-02-07]В феврале этого года ОАО «Газпром» планирует завершить строительство железнодорожной ветки Обская – Бованенково до станции Карская. Однако до сих пор не решено, кому она будет принадлежать. Компания по-прежнему настаивает, чтобы ОАО «РЖД» выкупило у неё ветку. В инвестпрограмме РЖД в этом году средства на её покупку не заложены.
«Газпром» пытается заранее пристроить транспортный актив
В управлении информации ОАО «Газпром» лишь констатируют, что согласно указанию председателя правительства Владимира Путина «Газпром» направил все необходимые документы о готовности продажи железнодорожной ветки в ОАО «РЖД». «Однако предложений от РЖД по этому вопросу в «Газпром» не поступило», – говорят в компании.
В феврале 2011 года планируется завершение укладки железнодорожного полотна до конечной станции Карская на 572-м км. Строительство ветки обошлось концерну в 130 млрд руб., за эту же цену компания готова была продать её РЖД. Как уже писал «Гудок», в конце ноября президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что, по поручению Владимира Путина проработав вопрос, Минэкономразвития и Минтранс не выявили экономической целесообразности выкупа ветки железнодорожной компанией. Источник в компании подтвердил, что ОАО «РЖД» не собирается её покупать.
Тогда же как альтернативу Минэкономразвития (МЭР) предлагало, чтобы «Газпром» передал ветку в уставный капитал Ямальской железнодорожной компании (ЯЖДК), став акционером компании. Объясняя это тем, что компания не является субъектом естественной монополии и система тарифообразования будет формироваться исходя из рыночной конъюнктуры. То есть будет возможно установить такой тариф, который позволит окупить затраты на строительство ветки. Такой же специальный тариф сейчас прорабатывается и для ветки Салехард – Коротчаево в проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УПУП). Сейчас в «Газпроме» говорят, что так как ветка будет принадлежать РЖД, то и тариф на ней будет такой же, как и на сети РЖД.
В МЭР пояснили, что наиболее оптимальным решением на сегодняшний день будет оставить всё как есть. «Газпром», прежде чем строить ветку, должен был продумать все эти вопросы», – добавляют в МЭР.
В корпорации «УПУП» по-прежнему надеются, что эта ветка войдёт в проект. По словам заместителя генерального директора корпорации Бориса Кириллова, планируется, что стороны смогут уладить все вопросы уже до конца месяца.
Согласно планам корпорации «УПУП» ветка Обская – Бованенково – Карская в перспективе может быть продлена от станции Бованенково до морского порта Сабетта с целью экспорта СПГ и газоконденсата на танкерах. Это может расширить перспективы транспортировки жидких углеводородов и твёрдых полезных ископаемых на экспорт по железнодорожной линии северного широтного хода и далее по линии Обская – Бованенково – Сабетта.
Однако источник, близкий к переговорам, говорит, что это нереальные идеи. Для корпорации выгодно иметь столь дорогую ветку в проекте, так как под неё можно брать кредиты, «Газпром» же на это не пойдёт. Евгения Смольянинова, Ольга Ждан, Гудок
|