Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Защищая железную дорогу от огня


[2010-08-12]

30 октября 1837 года из Санкт - Петербурга в Царское Село отправился первый в России пассажирский поезд. Так в нашей стране началось развитие железнодорожного транспорта. За эти годы техническая оснащенность железных дорог страны выросла неимоверно. Но вместе с техническим прогрессом росла и опасность пожаров, угрожающих жизни пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава железнодорожного транспорта. Как только пассажирские и грузовые перевозки в России обрели массовый характер, Министерству путей сообщения страны, руководству казенных и частных железных дорог, стало ясно: в пути следования поездам, особенно за пределами населенных пунктов, на организованную помощь в ликвидации пожара в подвижном составе рассчитывать не придется. Первые паровозы работали на твердом топливе и искрили, а из их топок выбрасывали раскаленный шлак. К тому же опасность пожара усугублялась еще и тем, что железные дороги проходили через поля, луга и леса, а нормативов по ширине полосы отвода еще не было.

Первые шаги на пути обеспечения противопожарной защиты подвижного состава железных дорог сводилось к внедрению на нем имеющейся тогда пожарной техники: огнетушителей, багров, ломов, топоров, ведер, а на стационарных объектах - ручных пожарных насосов. Позже на паровозах стали применяться паровые насосы, а с 1862 года - инжекторы, к которым привинчивались пожарные рукава с брандспойтом (пожарным стволом). Организация тушения возлагалась на локомотивные и поездные бригады. Серьезным шагом вперед стало изобретение пожаротушителя, описание и рисунки которого приводятся В.А. Лебедевым в книге, изданной в 1870 году в Санкт - Петербурге. Применение пожаротушителя позволяло увеличить дальность подачи воды по пожарным рукавам от одного - пяти паровозов через магистральные рукавные линии к пожаротушителю, а от него - через одну рабочую рукавную линию - к месту пожара или к паровозу, непосредственно осуществляющему подачу воды. Цель этого изобретения сводилась к тому, чтобы увеличить расход воды и дальность ее транспортировки по пожарным рукавам за счет повышения давления, которое могли создать 1-5 паровозов посредством одновременной работы своих инжекторов. Правда, эффективно применить пожаротушитель можно было только в пределах станций и железнодорожных мастерских, где одновременно могли оказаться несколько паровозов. А на перегоне, где чаще всего реально мог находиться лишь один паровоз, его эффективность была значительно ниже. Кроме того, эффективность снижалась также из-за небольшого запаса воды в тендере и в котле паровоза. Разумеется, при необходимости и незначительных расстояниях на помощь перегонному паровозу могли быть направлены паровозы с соседних станций. При наличии пара в котле и воды в тендере паровоза, а также соответствующем обучении паровозной бригады применение пожаротушителя позволяло через 10 минут начать подавать воду в пожарный рукав от одного паровоза с расходом не менее 113,26 литра в секунду. Два паровоза соответственно могли увеличить этот объем вдвое. При наличии достаточного количества пожарных рукавов применение пожаротушителя позволяло тушить пожар водой по всей длине грузового или пассажирского поезда.

В 1921 году, в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны, на железных дорогах в пределах 7 районов РСФСР, объе-динявшихпо5-6губерний,былиор-ганизованы пожарные поезда. Они стояли на боевом расчете с 15 мая по 1 ноября 1921 года в Москве, Бологое, Вологде, Смоленске, Курске. Самаре и Екатеринбурге. Эти поезда были оборудованы паровыми насосами, необходимым пожарно-техническим вооружением и инструментом. С этого момента началась эпоха создания пожарных поездов на железнодорожном транспорте, например, уже в 1927 году на Мурманской железной дороге (ныне Октябрьской) был издан приказ «О введении в действие Положения о пожарных поездах». В этом Положении содержался проект пожарного поезда на базе американского вагона. В ведомости предметов оборудования принадлежностей и материалов этого типа пожарного поезда предусматривались паровая машина или мотопомпа, 2 бака для воды общей емкостью 1500 ведер, 1000 метров пожарных рукавов и другое пожарно-техническое вооружение. Современные пожарные поезда - техника многофункционального назначения. В качестве особых подразделений они входят в состав Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». На охране объектов и подвижного состава железных дорог России от пожаров сегодня состоят: - специализированные пожарные поезда 1-й категории с повышенными тактико-техническими возможностями, способные предотвратить утечку и осуществлять перекачку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполнять задачи по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ; пожарные поезда 2-й категории, способные выполнять задачи по тушению пожаров и участвовать в ликвидации аварийных ситуаций, связанных с пожарами. Каждый из пожарных поездов указанных категорий имеет на вооружении две стационарных и одну переносную мотопомпы, переносную электростанцию, до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 до 10 тонн пенообразователя, 100-150 куб. м. воды. На каждом обслуживаемом пожарным поездом участке определены пункты заправки его цистерн-водохранилищ водой. А на тот случай, когда при выезде на пожар указанного количества воды для тушения может оказаться недостаточно, предусмотрен порядок подвоза воды цистернами рабочего парка.

В боевом расчете пожарных поездов созданы звенья газодымозащитной службы, на вооружении которых имеются аппараты сжатого воздуха, позволяющие осуществлять тушение пожаров и проводить аварийно-спасательные работы в зоне, не пригодной для дыхания. Для вскрытия металлических конструкций вагонов и контейнеров пожарные поезда оснащены специальным аварийно-спасательным инструментом.

Если первое место по охране городов, населенных пунктов и объектов по праву принадлежит пожарным подразделениям ГПС МЧС России, то второе, бесспорно, - пожарным поездам ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России. Не зря же Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 924 пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России отнесены к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Содержание пожарных поездов в постоянной боевой готовности являются составной частью безопасности движения железнодорожного транспорта.

Актуальность сохранения пожарных поездов подтверждается и наличием большого количества опасных грузов, которые ежедневно перевозятся по железным дорогам страны. При этом надо учитывать, что железнодорожные пути проходят не только по населенным пунктам, но и по лесной, болотистой и горной местности. Пожарные подразделения ГПС МЧС России расположены преимущественно в крупных населенных пунктах. Радиус их выезда ограничен наличием шоссейных и грунтовых дорог. В отличие от них пожарные поезда в условиях пожаров и других чрезвычайных ситуациях могут свободно перемещаться по железнодорожным путям независимо от пересекаемой ими местности.

И хотя пожарные подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта находятся в постоянной боевой готовности, и готовы в любой момент выехать на место пожара, но все равно, для этого нужно время, а если пожар случился в пассажирском поезде, то за это время могут пострадать люди. Так что же делать, чтобы спастись самому и спасти других, если это произошло. Для этого необходимо соблюдать несколько правил:

- Немедленно сообщите проводнику о пожаре, пройдите по вагону и, не поднимая паники, громко, отчетливо и спокойно объявите пассажирам о случившемся. Разбудите спящих пассажиров и возьмите за руки детей. Безопаснее всего эвакуироваться в передние вагоны, но если это невозможно, то уходите в конец состава, плотно закрывая за собой двери купе и межвагонных переходов. Обязательно проверьте вместе с проводником наличие людей в тамбурах, купе, туалетах горящего вагона.

- Используя огнетушители и подручные средства (одеяла, мокрые тряпки и т.д.), вместе с пассажирами попытайтесь потушить огонь. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. Не пытайтесь спасать от огня багаж, если это угрожает вашей безопасности (возьмите только самое необходимое - документы, деньги, ценности и т.п.). Если огонь отрезал вас от выходов, то войдите в купе или туалет, плотно прикрыв за собой дверь, откройте окно и дожидайтесь прибытия помощи, привлекая к себе внимание. Не выпрыгивайте из вагона движущегося поезда и не пытайтесь выбраться на крышу - это опасно! В крайнем случае - прыгайте, надев на себя всю имеющуюся одежду и в обнимку с матрасом.

- При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом остановите поезд с помощью стоп-крана, выведите из вагона всех людей, открыв двери или выбив окна, и вместе с проводником расцепите вагоны, не допуская распространения огня по всему поезду. Для предотвращения движения вагонов под уклон подложите под колеса тормозные колодки или другие подручные предметы.

- Отведите пассажиров от горящего вагона и пошлите людей в ближайший населенный пункт сообщить о случившемся в пожарную охрану. Далее действуйте по указанию начальника поезда и пожарных. Заметив сигналы оставшихся в вагоне людей, немедленно сообщите о них пожарным. Любым способом предотвращайте возникновение паники и окажите первую помощь пострадавшим.

Профгруппорг ПП ст. Сосногорск Платцев О.В., Заря Тимана

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru