| |
Снежные и нежные [2009-01-21]По-прежнему большое значение в жизни Ямала играют зимники
ЖДАЛИ СТУЖИ
Погода в прошлом году придерживалась традиционного расписания. В самом деле, казалось, что осень уже уступала место зиме, выпадал снег, а затем таял, снова обнажал землю. И только к концу ноября снег на всей территории округа стабильно укрыл окружающее нас пространство тундры, частично выбелил лесные заросли.
Да и Дед Мороз к нам на Ямал с очередным визитом прибыл. И зажег в окружном центре в Салехарде приготовленную новогоднюю елку. Да, видно, добр был Мороз и не стал сильно выстуживать нашу землю. Вроде и хорошо это, да не совсем! Не дохнул Дед Мороз холодом в сторону вод Оби – нет на ее поверхности толстого ледяного покрова. И открытие ледового моста на Оби значительно сдвинулось по срокам против обычных. И тоннаж переправа невелик пока пропускает.
И ведь так не только на Оби, но и на других реках округа, где ледовые мосты возведены. Да и строителям зимних дорог, зимников не очень теплая погода помогает. А нужны они, зимники, очень нужны. Ждут этих дорог не дождутся жители районных центров, маленьких поселков. И ждут там не просто дорог, а грузов, которые в этом году, как и в минувшие годы, накоплены. Здесь и строительные материалы, и продукты, и мебель...
По береговым участкам Обь-матушка пропускает транспорт, дорожную технику. Вот и ведется строительство зимней дороги на территории Приуральского района в сторону Надыма и от Надыма навстречу. И на левом берегу Оби дорожники с первыми морозами озаботились строительством зимней трассы в сторону районного центра Мужи. Строятся морозно-снежные дороги в Шурышкарском районе, в Ямальском, в Надымском, Пуровском и Тазовском. Северянам-дорожникам не привыкать строить, прокладывать эти сложные трассы. И надо отдать должное: в последние годы все меньше и меньше чрезвычайных ситуаций возникает на наших зимниках.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Разве что какой-либо слишком самонадеянный водитель, пренебрегая предупреждениями дорожных служб, окольными путями, мимо выставленных дорожниками кордонов, вырвется на зимник в непогоду при очень низкой температуре либо, когда движение по зимней трассе оказывается под запретом, опять же по погодным условиям. И сильный мороз – риск для водителя, и оттепель его не пожалует. Уйдет машина с дороги в рыхляк, понадеется водитель, что сразу и легко сможет выбраться из непредвиденного съезда, а оно зачастую и не очень получается. Вот и стоит машина средь снежного поля, и не сеет она и не пашет, ждет попутки, которая выдернет. А иногда и бензин закончится. Ну самую малость, чуть подтянуть надо, метры считанные! А нет той попутки уже даже потому, что в целом дисциплинированные водители при запретах на трассы зимников не выезжают. А в той машине, что вывел лихач на зимник, не только товары, продовольствие, которому противопоказано мерзнуть, но иногда и люди кукуют.
На то и выставляются кордоны, контрольные пункты в отправных точках, чтобы отметить выезд транспорта из пункта «А» и прибытие в пункт «Б». И все это по времени. И, если не прибыла машина в контрольную точку вовремя, оказывается помощь. И не раз было, что службы ЧС выезжали и выдергивали, вытаскивали нерадивого водителя, что запретами пренебрег, оказывали помощь тому, кто неожиданно оказывался в аварийной ситуации.
ОТДЫХ В ГНЕЗДЕ КУРОПАТКИ
Ладно, что вешки теперь не просты на зимниках, а с нанесенными светоотражающими покрытиями на вершинах, в свете фар хорошо видны, и по этим переметам в лучшем случае плетется, пробивается с трудом грузовик полноприводный. И легкие внедорожники застревали, а уж были лихачи в минувшие годы – на зимник вырывались на легковушках – притаскивали дорожники на шнурках, «шестерки», «десятки» и другие машины с любителями приключений. Хотя почему были? И в прошлом году так же произошло с двумя водителями легких внедорожников. Вырвались на зимник Салехард – Надым два экипажа отчаянных любителей экстрима 31 декабря, а в итоге Новый год встретили в тундре да плюс еще несколько суток отдыхали в девяноста километрах от Надыма. Сходила тяжелая техника за этими любителями приключений, вызволила.
А ведь часто стоит такой веселый водитель в снежном перемете и ждет, пока подойдет грейдер, трактор, техника дорожников. Знает, лихача обругает машинист, но выдернет. И протащит через переметы. А все из-за того самого авось, которым подчас руководствуются водители и их руководители, что выпускают автомобили в сторону Надыма, Салехарда, Мужей, Яр-Сале, когда и трассы зимних дорог не до конца еще обустроены и не сданы в эксплуатацию. Зато по приезде из пункта «А» в пункт «Б» начинаются его рассказы о «трудовых подвигах» и о том, что зимник, понимаешь, никудышный и кое-как сделан. А про то, что выехал он на зимник, ни у кого не спрашивая разрешения, не приняв во внимание запрета по погоде, кордон контрольный объехал, на свой собственный страх и риск пустился в путь по дороге, что не была готова его принять, уже и забыл тот водитель. И разве только один водитель? А его руководство? Пронесло. И ладно.
«Я ТЕБЯ … УРОЮ»
И все же наступает в короткой жизни зимника тот самый час, когда круглосуточно пропускает он большой грузопоток. И те же легковушки бегут по его полотну безостановочно. Зимние дороги, как и остальные, обставляются дорожными знаками. И знаки те принимать во внимание надо неукоснительно. Особенно, что касается скоростного режима. Но именно этим предписанием водители зачастую и пренебрегают. Сносит с дорожного полотна машину. Ладно, если она легкая. А если длинномер с грузом врюхается в обочину? Вот тогда и начинает карусель крутиться из нескольких грузовиков, водители которых пытаются оказать помощь, выдернуть из снежного плена аварийный грузовоз. Хорошо, если только зароется длинномер, а ведь иногда и на бок ляжет. И последствия того лихачества не только личным делом водителя оказываются, но и для остальных участников движения помеха немалая. Ведь длинномер или другую машину, что на боку оказалась, либо с подготовленного дорожного полотна из-за нарушения скоростного режима слетела, не только поставить на колеса надо, но еще иногда и буксировать до пункта ремонта. А после того кружения на месте происшествия не просто изуродованная зимняя дорога остается, а иногда и непригодный для движения участок. И все это приходится ликвидировать дорожникам.
Зачастую на месте, где грузовик с трассы вылетел, еще и лед, оказывается, проломлен, и снег до грунта разбуксован. И это место тоже необходимо вешками обставить. И проезд выровнять. Загладить и укатать тот самый съезд с дороги, который лихач пробуравил. А вся эта ликвидация – сверхплановые затраты топлива, работа механизмов дорожников. И соответственно графики основной работы нарушаются, рейсов. Слишком дорогим оказывается наживаемый в процессе складывающейся ситуации опыт.
В районных центрах за последние несколько лет появились современные здания школ, жилые дома, о которых никто раньше и мечтать не мог. В поселках выросли целые комплексы современных построек. Жители в меньшей мере стали чувствовать свою отрезанность от центра. По словам одного из глав администрации поселка, «зимники принесли ощутимые изменения в нашу жизнь. В некоторой части даже изменили ее. У жителей появились новые интересы, которые раньше не считались возможными даже для планирования. А сейчас они твердо вошли в уклад и трудно даже себе представить, что открывшиеся зимние дороги к нашему, допустим, поселку могут в очередную зиму не появиться». Конечно, зимние дороги были и раньше, но тогда они не были широко доступным средством коммуникации. Наверное, в этом всем и есть та самая «стоимость» зимних дорог.
Зимние дороги ждут. На зимние дороги надеются жители тех поселков, которые отрезают от центра распутица, ледостав, ледоход. Зимние дороги примыкают к трассам в капитальном исполнении и становятся их частью. Пусть даже на несколько месяцев их полноценной жизни. Но дело свое за это время зимние дороги, зимники в большей части успеют выполнить. Боровой Евгений, Красный Север
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|