"Как легко всё угробить!" [2008-10-24]На прошлой неделе мы с фотокором Павлом Кононовым ездили в Мезенский район. Повод был невеселый: в январе 2007 года по врачебной халатности умер житель деревни Ламопожня Мезенского района, а в начале октября этого года прокуратура Мезени передало дело в суд. Подробно об этой трагедии мы рассказали в прошлом номере в материале "Врач признал свою вину частично и уехал учить студентов". А сегодня хочется рассказать о другой проблеме, которая, страшно сказать, еще полтора месяца назад проблемой не была. Это дорога на Мезень. Торжественно открытая губернатором Ильей Михальчуком в конце августа этого года, сегодня она уже почти "убита". И ездить по ней - удовольствие ниже среднего.
"ТАК ВЕДЬ ДОРОГИ НЕТ!"
В командировку начинаем собираться за неделю. Бронируем номера в мезенской гостинице и места в "газели", идущей до Мезени. Несколько часов пытаюсь дозвониться в справочную автовокзала, а дозвонившись, узнаю, что "автобусы на Мезень не ходят". Спрашиваю: "Почему?" Мне отвечают: "Так ведь дороги нет". Пытаюсь возразить: "Так ведь открыли же!" В ответ слышу: "Всё равно не ходят".
О существовании "таинственных" частных "газелей" "Архангельск-Мезень" узнаю, позвонив в администрацию Мезенского района. Там мне охотно называют несколько "мобильных" номеров. Набираю первый понравившийся. Женщина рассказывает, что билет до Мезени стоит тысячу рублей и ехать будем восемь часов. Подумав, говорит: "Может, больше..." И объясняет: "Погода, видите, какая. Дожди. Дорогу развезло. Тяжело ехать".
"Газели" на Мезень уходят из Архангельска ежедневно в восемь утра. Больше рейсов нет. Аналогично - из Мезени в Архангельск. Но что приятно - оказывается, ждать эту "газель" не надо ни на железнодорожном, ни на автовокзале: машина сама соберет пассажиров по адресам.
В итоге в понедельник утром - на часах без пятнадцати восемь - сижу, жду, пока меня заберут. Но никто не забирает. Вместо этого звонит мобильник, на экране высвечивается незнакомый номер. Водитель сообщает, что в Соломбале уже был, меня забрать забыл, а второй раз не поедет - потому что пробки. И просит меня взять такси и самостоятельно добраться до железнодорожного вокзала, а он потом у меня эти деньги из стоимости билета вычтет. Такси я вызывала около получаса: опять-таки по причине пробок оно в Соломбалу ехать не хотело или ехало очень медленно.
Но вот наконец наша "газель" двигается с вокзала. На Урицкого забираем Пашу. Уже 10 часов. Напомню, что выехать из Архангельска нам обещали в восемь утра. Но оказывается, что и это еще не окончательный старт. На Павла Усова заезжаем в автомастерскую. Водитель меняет амортизаторы на машине. В итоге задерживается еще минут на двадцать. Но что примечательно - никто ничего не объясняет и уж конечно не извиняется.
ВМЕСТО ОБЕЩАННЫХ ВОСЬМИ ЧАСОВ ЕДЕМ ДВЕНАДЦАТЬ
До Мезени добираемся долго и мучительно. Вместо обещанных восьми часов едем двенадцать. А трясет так, словно никто никогда никакой дороги не открывал. Еще недавно ровнехонький, теперь путь на Мезень весь в ухабах и трещинах. И ехать действительно тяжело. Местами - просто невыносимо. Паша, который уже шесть раз бывал в Мезенском районе, а в седьмой - полтора месяца назад, когда губернатор Михальчук дорогу открывал, успокаивает: говорит, это еще счастье, что водитель перед дорогой амортизаторы сменил. А вот на обратном пути мы все-таки ощутим, что значит, когда у машины нет амортизаторов...
Около семи вечера подъезжаем к реке Мезень. Здесь нашу "газель" должны погрузить на паром и переправить через реку. Но ни один паром нас не берет. Спустя некоторое время водитель негромко сообщает: "Да они бухают весь день, наверное". Они - это мужики с катеров. Одна из пассажирок начинает волноваться: "Но ведь на ночь не оставят?" Водитель в ответ: "Да нет. Это постоянно канитель такая. Из Мезени еще ничего. А вот в Мезень..."
После этих невеселых разговоров проходит еще полчаса. Мы все ещё стоим у реки в кромешной темноте. Та же женщина снова беспокоится: "Так ведь если они пьют весь день, то и уснут сейчас. И пожаловаться что ли некому? Они ж, наверное, государ-ственные, эти баржи. Наверное, какому-то предприятию принадлежат..." Водитель отвечает, что всё теперь частное, и, вероятно, чтобы разбудить мужиков, которые должны нас везти, начинает сигналить.
В 19.35 нас таки грузят на паром. Предварительно, как мне потом объяснит Паша, следуя технике безопасности, нас попросят из машины выйти. Мы выйдем, в грязи, которая в тамошних местах по щиколотку, изгадим всю обувь, а потом, садясь обратно на свои места, перепачкаем грязной обувью и все сумки, которые свалены в центре маршрутки, потому что больше их поставить некуда.
Как нашу машину загоняли на паром, я, наверное, не забуду никогда. Почти в кромешной темноте мужики подсовывали под колеса нашей "газели" доски, чтобы та по ним заехала, а у машины всё никак не получалось. А получилось раза с третьего, наверное. Уже потом мы узнаем, что мужики за переправу берут 600 рублей с машины. Аналогичным образом мы перебираемся через другую, более мелкую речку Пёзу.
В темную и унылую Мезень мы приехали уже в начале десятого вечера. Деньги, которые я потратила на такси, из стоимости моего билета так и не вычли. А уже после мы с Пашей решили, что те две тысячи, что мы заплатили за два билета, не такая уж большая прибыль для предпринимателя, держащего "газель". Как предположил Паша, половину этих денег он, предприниматель, потратит на бензин для следующей поезд-ки, а вторую половину - на ремонт машины, убитой на мезен-ской дороге...
"ОПЯТЬ БУДЕМ В МЕЗЕНЬ НА САМОЛЕТАХ ЛЕТАТЬ?!"
Обратно мы ехали в среду. Уже в половине девятого утра "газель" забрала нас. И что нас обрадовало - она была почти пустая. Это значило, что можно с ногами забраться на задние кресла и попытаться уснуть. Правда, уснуть так и не удалось. Пассажирские кресла, именно по той причине, что на них никто не сидел, во время пути так "прыгали", что, казалось: еще один ухаб покруче, - и они просто отлетят.
На переправах нас не заставили долго ждать. И я вспомнила слова водителя предыдущей "газельки" о том, что "из Мезени еще ничего...". Правда, на этой раз на переправах нас уже никто не просил выйти из машины. А Паша поспешил мне напомнить, что это нарушение техники безопасности.
Весь путь машину трясло самым жутким образом. А в какой-то момент вдобавок ко всему у неё пришли в негодность амортизаторы.
А потом мы познакомились с одним из наших попутчиков. Узнав, что мы журналисты, он первым начал разговор о мезенской дороге. Вернее, о том состоянии, в котором она сейчас находится. Оказалось, он сам эту дорогу строил.
Александр Дорошенко работает экскаваторщиком в ООО "Севзапдорстрой" - именно эта дорожная организация делала 39 километров мезенской автодороги. Александр долго и горячо рассказывает о том, как много трудов и денег было вложено в то, чтобы у людей появилась дорога на Мезень, а теперь она приходит в негодность. Не потому, что Севзапдорстрой плохо построил, а потому что Мезенское ДРСУ, которому дорога после сдачи передана в обслуживание, её обслуживанием не занимается. И в доказательство своих слов обращается к водителю маршрутки с вопросом, видел ли тот, чтобы за те полтора месяца, что дорога введена в эксплуатацию, на ней появился хоть один грейдер. Водитель отвечает: "Не видел".
Александр рассказывает, что нет подъездов к катерам. Спрашиваю: "А что мезен-ские дорожники на всё это говорят?" Дорошенко в ответ: "А ничего. Говорят, что переправы им в обслуживание не переданы". И начинает горячиться: "Если дорога разобьется, опять будем в Мезень на самолетах летать? Билет уже 3,5 тысячи стоит!" И после паузы добавляет: "Как легко всё угробить!"
По словам Александра Дорошенко, ездить сегодня по мезенской дороге - только машины ломать. У него у самого, кстати, иномарка, но в Архангельск он на ней ездить боится.
Кстати, обратно мы ехали уже не за тысячу рублей с человека, а за 1200, хотя в салоне маршрутки и висело объявление, что стоимость билета - 800 рублей. В ответ на наше удивление водитель ответил: "Ну что вы, таких цен уже давно нет"
Марина ТРЕТЯЧЕНКО, Павел КОНОНОВ (фото), Мезень-Архангельск.
КОММЕНТАРИИ
"ЛОЖНАЯ У ВАС ИНФОРМАЦИЯ"
Александр Нечаев, генеральный директор ООО "Севзапдорстрой":
- Ложная у вас информация, потому что только позавчера туда съездили мои представители вместе с Ростехнадзором. Дорога в порядке.
- Но мы ехали с работником вашей организации, который рассказал нам, по каким причинам дорога приходит в упадок...
- Там не могла ехать моя фирма. Вы, по всей видимости, перепутали мою дорогу с пинежской дорогой.
- Пинежская тоже плохая, но мы имеем в виду именно 39 километров мезенской дороги...
- Эти 39 километров в нормальном состоянии. Позавчера по ним проехал Ростехнадзор. Вы позвоните в Ростехнадзор и убедитесь.
"ВСЕ ДРСУ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ДОРОГИ, НЕСУТ УБЫТКИ"
Петр Орлов, гендиректор ассоциации "Дороги Поморья":
- Мне сложно говорить о состоянии дороги, если я там не был. Единственное, что могу сказать: те средства, которые выделяет Автодор на содержание дорог, не покрывают тех затрат, которые несут подразделения, обслуживающие эти дороги.
Уже были озвучены цифры: сегодня на содержание дорог выделяется ровно столько же, сколько выделялось три-четыре года назад. А ведь с учетом инфляции эта сумма уже должна была вырасти процентов на двадцать.
Все ДРСУ, которые содержат дороги, несут убытки. О каком содержании в таком случае может идти речь? А содержат только потому, что с Верещагиным по контракту работают. Не будут работать - их уволят.
И такое положение по всей области. Вы посмотрите на дорогу Брин-Наволок-Плесецк.
"ВЫ БЫ ЕЩЕ МАШУ-УБОРЩИЦУ ПОСЛУШАЛИ"
Алексей Верещагин, директор дорожного агентства "Архангельскавтодор":
- Те высказывания о мезенской дороге, что я уже прочел в вашей газете, они, мягко говоря, некорректны. Вы что вообще говорите? Вы понимаете, кому вы это говорите?! У меня снимки есть. Только вчера у меня все приехали! Если вы говорите об участке, который сдан губернатором был, то вы просто неправду говорите.
- Но мы же слышали, как о состоянии дороги высказываются те, кто её строил..
- Кто высказывается?
- Мы ехали с работником ООО "Севзапдорстрой"...
- Вы бы еще Машу-уборщицу послушали. Проблема мезенской дороги в том, что на участке от Архангельска до Мезени еще масса участков по Холмогорскому, Пинежскому районам, которые даже не строились.
- Я говорю конкретно о 39 километрах дороги, которые открывал губернатор.
- Я за них отвечаю.
- Что там всё в порядке?
- Конечно.
Марина ТРЕТЯЧЕНКО, Северный комсомолец
|