| |
Опять по шпалам!. [2008-09-20]Железнодорожная ветка Обская – Бованенково приблизилась к реке Юрибей. Две трети трассы пройдено Раз пошла такая «пляска» В минувшем году по решению «Газпрома» были продолжены работы на железнодорожной магистрали Обская – Бованенково (538 километров). В начале 90-х годов дорога остановилась на полпути, на 267-м километре. И больше пятнадцати лет уложенное полотно поддерживалось в исправном состоянии. Все это дело финансировалось газовой корпорацией, но никто не знал, будет ли продолжено строительство линии. С одной стороны, сроки выхода «Газпрома» на полуостров Ямал постоянно отодвигались, с другой, вообще ставилась под сомнение необходимость дальнейшего строительства дороги. Рассматривался вариант использования только этих 267 километров, после чего должна была перенимать эстафету построенная от сегодняшнего разъезда Хралов до Бованенково автодорога. Но проведенные расчеты показали, что альтернативы железной магистрали нет. Мало того, что эта ветка возьмет на себя большую часть нагрузки по доставке грузов на обустраиваемые газовые промыслы полуострова Ямал, она и дальше ох как пригодится. По линии всепогодно можно будет возить вахтовиков из Лабытнанги на Бованенково, Харасавей и обратно. С промыслов на «большую землю» станет транспортироваться газовый конденсат. Наконец после визита в то время главы государства Владимира Путина в ЯНАО принимается на правительственном уровне решение о выходе государственной компании ОАО «Газпром» на полуостров Ямал. Отсюда и пошла вся «пляска». ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ – МАМОНТЯТ БОЛЬШЕ НЕТ Благодаря поездке мы побывали на ряде объектов компании. Сегодня одним из главных связующих звеньев строящейся железной дороги Обская – Бованенково можно по праву считать мост через реку Юрибей (он начинается на 334-м километре магистрали). Ту самую реку, под обрывом которой был найден мамонтенок Люба. С 1 июля 2008 года заказчиком стройки является дочерняя структура «Газпрома» – ООО «Газпромтранс». Генеральным подрядчиком – ОАО «Ямалтрансстрой». А непосредственно мост строит «Мостострой-13». Как пояснил нам мастер участка Сергей Воробьев, мостовой переход через пойму реки Юрибей не имеет аналогов в мировой практике мостостроения. В частности, сооружение перехода ведется без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта, что позволяет сохранить экосистему поймы реки. Для обеспечения надежности опор перехода в вечной мерзлоте были пробурены скважины на глубину от 20 до 40 метров. Длина конструкции составит в соответствии с шириной разлива тоже порядка 4 километров. До сих пор таких протяженных мостов в высоких широтах в мире не строили. А темпы строительства моста через Юрибей примерно в 2 раза выше обычной скорости сооружения аналогичных объектов. Основной объем работ было возможно провести только в зимний период, поэтому строительство шло в круглосуточном режиме. На площадке были задействованы сотни человек. По словам мастера, сегодня с северной стороны моста осталось установить еще двадцать опор и уложить на них пролеты. Работы начнутся, как только ударят морозы. В принципе сам переход через Юрибей, можно сказать, уже готов. Нам разрешили подняться на мост и пройтись по нему. Небольшие группы монтажников-строителей прикручивали по краям гиганта металлические перила. Мост получился строгий и изящный, ничего лишнего. Со своими строгими геометрическими формами на фоне разноцветной осенней тундры он смотрится еще выигрышней. ЭХ ТЫ, ТУНДРА Наряду с одиннадцатью мостами на дороге сегодня ведется сооружение насыпи, ее утрамбовка и укладка шпал и рельсов. На строительстве задействовано больше сотни единиц техники. Это американские и японские бульдозеры и экскаваторы, 40-тонные самосвалы, краны, катки. Все ползает и рычит. О технологии работ нам рассказал начальник мехколонны, ветеран отрасли, и, по его словам, постоянный читатель «Красного Севера» Вартан Симонян. – После того как тундра промерзает, мы очищаем ее от снега, не срезая почвы. Потом поэтапно, слоями, в зависимости от рельефа ведется отсыпка трассы. Мы строим железную дорогу в северных широтах, и нельзя допустить, чтобы эта дорога у нас летом поплыла. Поэтому предприятие применяет в строительстве теплоизолирующие и водонепроницаемые материалы. Для уплотнения полотна мы используем современные импортные виброкатки. Они сами весят около 24 тонн и создают нагрузку, в десять раз превышающую свою массу. Симоняна дополнил другой наш герой Егор Мельников, прораб СМП-351(строительно-монтажный поезд): – Мы занимаемся укладкой шпал и рельсов и балансировкой верхних строений путей, готовим железную дорогу для движения поездов. Задача – как можно скорее дойти до Юрибея и обеспечить прием грузов. Разъезд Хралов (267-й километр) в минувшую зиму свою роль выполнил – на месторождения по железной дороге и зимникам доставлено более 200 тысяч тонн строительных материалов и комплектующих узлов. Теперь перевалочной базой станет площадка за юрибейским мостом. Оттуда грузы снова по зимнику, но уже более короткому пойдут на Бованенково. Мешают работе дожди. Но осталось пройти немного – три километра. Сделаем. ОПЕРАЦИИ И ДРУГИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Поселок строителей, расположенный на 332-м километре трассы, по названию реки окрестили тоже Юрибеем. Здесь сегодня проживают более 300 рабочих, а могут разместиться и вдвое больше. На стройку века съехался рабочий люд со всей матушки России. Это мостостроители, дорожники, энергетики, коммунальщики, поварихи, медики и другие. Всем хозяйством распоряжается Алексей Ласточкин. Он полтора года назад приехал сюда с Обской, чтобы обустроить новое место жительства и сегодня продолжает налаживать производство и быт. Собственно, в самом поселке из промышленных объектов только бетонный завод. Изготовляемый здесь бетон идет на заливку в опоры мостов. Без него мостостроевцам никак не обойтись. Еще есть электростанция, пункты водозабора и водоочистки, канализационные сооружения. После рабочей смены к услугам вахтовиков – благоустроенные общежития с душевыми кабинами, теплыми туалетами, комнатами для просмотра телевизора. В общежитиях разрешается ходить только в тапочках, грязные бахилы требуется оставлять в прихожей. Мера разумная, ведь иначе поломойки замучаются грязь из комнат выгребать. За поломку казенного имущества, скажем, стула или стола, полагается штраф в пятикратном размере стоимости предмета. За пьянку грозит немедленное выселение и увольнение с работы. Порядки, в общем, строгие. А иначе нельзя. Стройка важнейшая, зарплаты у рабочих высокие, работай, не ленись. Так что разгильдяям и выпивохам здесь не место. В столовой очень вкусно готовят разные блюда: и котлеты, и макароны, и борщи, и всякие плюшки, женщины внимательны и обходительны. И что меня откровенно удивило, – это медицинская часть. Аппаратура – на грани фантастики, вам тут и кардиограмму снимут и компьютер выдаст диагноз. А врач Роман Пак легко удалит вам аппендицит, примет у женщин роды, поправит кости, сделает иглоукалывание. На все руки мастер. Как нам сообщил Роман Сергеевич, все медицинские услуги предоставляются, в том числе и тундровикам. ОГНИ МЕЛЬКАЛИ, КОГДА ПОЕЗД УХОДИЛ Мы прилетели в Юрибей на вертолете. Но больше нам винтокрылая машина не понадобилась. Объясню почему. Из поселка на строящуюся дорогу мы выехали на автомобиле «Урал», потом пересели в трэкол. Это такой вездеход с большими резиновыми колесами. Из вездехода перебрались в маленький, прокуренный до синевы вагончик для путевых рабочих на железных колесах, который ездит уже по только что уложенным рельсам. А на 314-м километре нас ждал настоящий большой тепловоз с двумя зелеными вагонами плацкартного типа, мягкие подушки, теплые одеяла, проводницы. По сравнению с прежними средствами передвижения это было просто сказка. Как говорил незабвенный Юрий Никулин: «А жить хорошо – еще лучше». И всего через каких-то 15 часов мы были на Обской, именно отсюда начинается дорога жизни. *** Справка В январе 2002 года правление ОАО «Газпром» определило полуостров Ямал регионом стратегических интересов компании. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове до 250 миллиардов кубических метров в год. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа. Первоочередным объектом освоения на Ямале являются залежи Бованенковского месторождения. *** Справка В октябре 2006 года правление ОАО «Газпром» рассмотрело результаты разработки «Обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа» и постановило приступить к инвестиционной стадии освоения Бованенковского месторождения и строительства системы магистрального транспорта. В 2007 году были продолжены работы на железнодорожной линии Обская – Бованенково. В 2010 году по железной дороге на промыслы должны пойти первые грузовые поезда сквозного сообщения. А профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено обеспечить ввод в эксплуатацию в III квартале 2011 года первых пусковых комплексов на Бованенково и дать первый газ в магистраль Бованенково – Ухта. *** фото: Путеукладчик идет вперед; До Москвы далече; В столовой пахнет свежими плюшками; Вагончик для рабочих; Мост через реку Юрибей почти готов; Ямальские оленеводы ждут, когда к ним придет железная дорога; Наступление на тундру.
Сергей Истомин, Красный Север
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|