| |
Как нам обустроить Ямал?. [2008-09-10]Первый северный транспортный форум, прошедший в Салехарде в конце минувшей недели, стал предвестником нового грандиозного наступления дорог на Ямал. О том, как нам лучше обустроить наш округ, сегодня говорят участники большой встречи. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД Генеральный директор ОАО «Ленгипротранс» Владимир Чернаков: – Зачем осваивать Север сегодня? Ответ лежит вроде бы на поверхности: на Ямале сосредоточено более 90 процентов общероссийских запасов газа, колоссальные залежи нефти, есть бокситы, хромиты, драгоценные металлы… Значительная часть месторождений на нашем Севере еще находится на начальном этапе разработки. Но нам всем нужно сегодня знать, каким образом будет осуществляться их эксплуатация, потребуется ли строительство локальных поселений. Или же обслуживание месторождений будет вестись вахтовым методом? Считаю, что для освоения северных территорий необходима государственная комплексная стратегическая программа, включающая в себя и добычу полезных ископаемых, и транспортное обеспечение, и социальные вопросы, и экологию. Пока ведется разведка месторождений, чаще всего используются речной и воздушный транспорт. Но для эксплуатации понадобятся железные и автомобильные дороги. Необходимо, прежде всего, понять: кто будет финансировать строительство магистрального пути? Как правило, это посильно только государству. А вот возведением местных ответвлений должен уже озаботиться частный капитал. Если говорить о сегодняшних проектах развития магистральных сетей на Севере, то этот подход соблюдается. Есть примерные оценки мощности месторождений. Понятно, где будут расположены будущие поселения и станции, как и для кого проложены локальные дороги. На этапе согласования варианта строительства новой железной дороги Полуночное – Салехард, реализуемого в рамках мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный», мы столкнулись с такой ситуацией. Представитель частного капитала, лоббируя свои интересы, предложил значительное отклонение трассы. Предложение было рассмотрено. Подъездные пути частник сократил для себя с десятков километров до нескольких единиц. И в этом проявилась государственная позиция, учитывающая интересы частника. Сегодня по заказу корпорации «Урал промышленный – Урал Полярный» проектируется линия Полуночное – Салехард – Надым. По маршруту будущей железной дороги развернуты производственные базы. Сейчас там находится более тысячи специалистов. Проектные работы идут по плану. Сегодняшний форум говорит о том, что интересы многих людей, участвующих в реализации крупномасштабных проектов на территории Ямала, сходятся, и я хотел бы надеяться, что транспортные форумы в Салехарде мы будем проводить ежегодно. ОТ ЛАБЫТНАНГИ ДО НИЖНЕГО НОВГОРОДА С ВЕТЕРКОМ Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Владимир Климко: – На Ямале существуют два не связанных между собой транспортных района – западный и восточный. В первом расположена железнодорожная линия Чум – Лабытнанги, а также строящаяся дорога Обская – Бованенково. Постоянных автодорог западная часть практически не имеет. В округе продолжается строительство автодороги Сургут– Салехард. В эксплуатации уже находится участок от Сургута до Нового Уренгоя. В восточной части расположены железнодорожные участки Сургут– Ноябрьск – Коротчаево – Новый Уренгой – Надым и Новый Уренгой – Ямбург. Именно завершение строительства этих линий стало основным назначением Ямальской железнодорожной компании, созданной в 2003 году в рамках совместного проекта администрации ЯНАО и ОАО «РЖД». В планы компании до 2011 года входит развитие транспортно-логистического центра в составе контейнерной площадки и грузового двора на станции Новый Уренгой, а также завершение реконструкции железнодорожной линии Новый Уренгой – Коротчаево. За последние годы были открыты новые железнодорожные вокзалы на станциях Коротчаево и Лабытнанги, строятся новые комплексы в Пурпе и Новом Уренгое. В 2003 году из газовой столицы в столицу нашей Родины Москву отправился первый фирменный поезд «Ямал». А через год появился еще один элитный состав, курсирующий из Лабытнанги в Первопрестольную, – «Полярная стрела». Ожидается рост пассажиропотока в город Семи Лиственниц с началом промышленного освоения новой территории и обустройством Бованенковского и Харасавэйского месторождений. Уже сегодня дополнительно требуются круглогодичные полносоставные поезда сообщением Лабытнанги– Москва, Лабытнанги – Нижний Новгород (Киров) и другие. Нужно уходить от практики прицепных вагонов. С точки зрения перспектив для ЯНАО наиболее значимы проект «Урал промышленный – Урал Полярный» и продолжающееся строительство железной дороги Обская – Бованенково. Благодаря последней будут установлены транспортные связи с полуостровом Ямал, обеспечены подходы к портам. Финансирование стройки ведет ОАО « Газпром». Проект «Урал промышленный – Урал Полярный» предполагает создание прямого железнодорожного выхода с промышленно развитого Урала на месторождения Ямала. На территории региона появятся новые линии Полуночное – Обская и Салехард – Надым. КРАСОТА СОЕДИНЯЕТ БЕРЕГА Павел Небов, генеральный директор ОАО «Мостострой -13»: – У нас, мостовиков, профессиональная обида на дорожников и проектировщиков, которые зачастую считают, что мосты – это этакий незначительный элемент сооружения дороги. На самом же деле – это точки преткновения, места форсирования рек. И о нас, к сожалению, вспоминают только в паводок. Это и полушутка, и полуправда. В нашей стране сложилось неправильное отношение и к самим мостам. При выборе проектов зачастую главным критерием принято считать дешевизну объекта. А главное достоинство моста в красоте. Ведь ему стоять сотни лет и радовать своим великолепием и наших детей, и внуков. Экологический аспект раньше вовсе не брался во внимание. И мосты выглядели несуразно. Большая река, маленький мост и огромные насыпи подходные. Сегодня прежние подходы пересматриваются, и это правильно. В настоящее время наша компания строит мосты на направлении Обская – Бованенково. Другой наш фланг – это набережная Шайтанки. На бованенковской трассе самый большой объект, самый сложный – это мостовой переход через реку Юрибей, его длина без малого четыре километра. Правда, на период паводка мы там работы прервали в соответствии с требованиями экологов. Как известно, эта река и прилегающая к ней территория считаются особой природоохранной зоной. За Юрибеем возводим еще шесть мостов и перед Юрибеем четыре. В 2010 году все водные преграды на направлении Обская – Бованенково будут оборудованы переходами. Когда начнутся торги по мосту через реку Обь, мы примем в них тоже участие и поборемся за право внести свою лепту в стройку века. *** справка «КС» В 1935 году в связи с возникшей нуждой в печорских и воркутинских углях начались исследования и строительство железной дороги Котлас – Воркута. А с началом холодной войны Сталин поставил задачу построить круглогодичную северную железную дорогу – дублера Северного морского пути. Было организовано Северное строительное управление МВД СССР. И начаты строительные работы на участке Чум – Салехард. К концу 1953 года на восток, в сторону Игарки, было проложено около 700 километров пути. В архивах Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса хранится фотоснимок, на котором закопченный паровоз идет сквозь двухметровые сугробы... Однако через несколько дней после смерти вождя все работы на дороге были прекращены. И только в начале 80-х годов возобновилось строительство железных дорог в Заполярье. Впрочем, настоящего развития это строительство не получило. (Окончание следует.) *** фото: Владимир Чернаков: «Наши интересы взаимны»; Владимир Климко: «Надо уходить от практики прицепных вагонов»; Павел Небов: «Главное для моста – красота»; В 2010 году все мосты на трассе будут построены. Подготовил Александр Проков, Красный Север
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|