| |
Русский характер. [2008-07-23]Приехав лет двадцать назад в Болгарию, мы удивлялись тому, как местные скупщики валюты безошибочно принимали нас за русских. Мы в свою очередь без особого труда могли отличить англичан от немцев. Возможно, через какое-то время глобализация, интеграция, миграция и еще какая-нибудь «-зация» причешут население планеты под одну гребенку, но пока существует Россия, можно говорить о русском характере. Да-да, о нем и пойдет речь, а помогут нам русские философы, религиозные деятели и тюменские исследователи. Нужна ли русским золотая середина? «С англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французом – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о Боге и религии». Эти слова англичанина Стивена Грахама, который много ездил по России, приводит в своей книге «Характер русского народа» философ Николай Лосский. Спору нет – каждая личность неповторима, уникальна. Но все же есть нечто общее, что чаще всего можно заметить в характере того или иного народа. Вообще русским очень свойственно искание смысла жизни. Русская философия и русская литература просто пронизаны подобными поисками. Вот, например, Александр Шмеман – один из самых значительных деятелей церкви XX века, пишет: «Россия принадлежит к числу тех стран и наций, которые спорят о самих себе. Никогда француз не просыпается утром, спрашивая себя, что значит быть французом. Он совершенно убежден, что быть французом очень хорошо и это совершенно ясно. Тогда как русским свойственно пребывать в постоянном напряженном искании смысла своего существования». Ему вторит Николай Бердяев: «Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа», она «поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни». Ни больше, ни меньше! Большинство русских философов и писателей отмечали глубокую религиозность русского народа и связанное с нею искание абсолютного добра как одну из основных его особенностей. Примечательно, что у нас есть не только понятие «истина», но и понятие «правда». Бердяев, развивая мысль другого философа, Константина Леонтьева, сравнивает идеалы Запада и России. Если для первого высшей ценностью является честность, то для России – святость. Конечно, далеко не все стремились ее достичь (святость – удел немногих), но чтили ее. Даже преступник в глубине души мог благоговеть перед святостью и искать у святых заступничества. Это вовсе не лицемерие, а дуализм, характерный для русской души и входящий в ее плоть и кровь. Зачастую русский человек не знает середины, колеблясь между ангельским и скотским. Ища абсолютную ценность и представляя, что подняться до этой высоты невозможно, ему не так важно каким быть: мошенником или честным. Если русский усомнится в абсолютном идеале, то может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему; он способен прийти «от невероятной законопослушности до самого необузданного безграничного бунта», утверждал вышеупомянутый Николай Лосский. С ним перекликается гениальный писатель Федор Достоевский: «Иной добрейший человек как-то вдруг может сделаться омерзительнейшим безобразником и преступником – стоит ему только попасть в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому характеру в иные роковые минуты его жизни. Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда». А вот еще о русском характере из «Идиота» Достоевского: «И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях русская страстность наша: у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным в мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда!» Что ж, октябрьский переворот в 1917 году многое подтвердил. Идеи «на-гора»! Нужно отметить еще одно важное качество, связанное с исканием абсолютного добра, – это свободолюбие, которое в высшем проявлении является в свободе духа. По Бердяеву «Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды» и в то же время «Россия – фантастическая страна духовного опьянения, страна хлыстов, самосжигателей, духоборов, страна Кондратия Селиванова и Григория Распутина, страна самозванцев и пугачевщины». В русском характере нет того мещанства, которое ярко выражено на Западе. Русский уходит от быта, нормированности жизни, плохо вырабатывается привычка к размеренному труду. Но, с другой стороны, русский может развить невиданное для европейца напряжение сил. Именно это нам сейчас и требуется! Правда, Бердяев утверждает, что в России нет дара создания «средней культуры» как у западных стран, потому что наш дух устремлен к предельному и окончательному, к абсолютному во всем. И что эта жажда абсолютной свободы на практике приводит к рабству в относительном и среднем, т.к. в природно-историческом процессе царит нечто среднее и относительное. Но, как ни парадоксально, русский народ сумел создать могущественнейшее государство, достигавшее огромных размеров. Оттого-то в его душу во-шли бесконечность русской державы и русских полей. Многие исследователи говорят о предубеждении русских к индивидуализму и склонности к коллективизму, однако предупреждают, что коллективизм нужно понимать в духовном смысле и не путать с экономическим коллективизмом или коммунизмом. В этом случае он не противоречит личной свободе и индивидуальности, но является ее крепкой основой. По мнению Лосского, восприятие мира через «мы» объясняет то, что у русских очень легко завязываются знакомства – «через час кажется, что они были знакомы чуть ли не целую жизнь» и то, что высоко развито личное и семейное общение. Далее философ говорит, что «восприятие чужой душевной жизни обнаруживается, между прочим, в следующем свойстве русских людей. Англичане и особенно американцы не понимают речи собеседника при малейшей ошибке произношения, потому что внимание их сосредоточено на внешней стороне речи, на звуках ее. Наоборот, русский человек обыкновенно понимает собеседника даже и при значительных недостатках произношения; объясняется это тем, что он направляет свое внимание сразу на внутреннюю сторону речи, на смысл ее, непосредственно, т.е. интуитивно улавливаемый им». А еще исследователи отмечают исключительную даровитость русского народа: религиозную одаренность, теоретический и практический ум, наблюдательность, изобретательность, тонкое восприятие красоты и артистичность. Для русских характерны также страстность и большая сила воли. Лосский в «Характере русского народа» приводит цитату английского исследователя: «Русские – вулканы, или потухшие, спокойные, или в состоянии извержения. Под поверхностью даже и самых спокойных и глупых таится жила энергии расы, ведущая к внутреннему огню и тайне человеческого духа». К сожалению, у медали есть и оборотная сторона: нередко встречается пассивность и леность – «обломовщина», одним словом. Поскольку русские люди очень талантливы, у них фонтанируют идеи. Но вот прорабатывать детали или систематически работать над ними нам тяжеловато. Ну, а тому, что русский народ добр и не злопамятен, примеров предостаточно. Добавим, что в России не было культа денег, характерного для стран Запада. Сибирский нрав А каков нрав сибиряков? Для них, как и вообще для русского человека, характерно свободолюбие. Возможно, в сибиряках оно выражено даже ярче, о чем может свидетельствовать тот факт, что в Сибири не было крепостного права. Однако интерес к государственным политическим событиям у них практически отсутствовал. Как замечали путешественники и исследователи, сибиряки оставались безучастными к тому, что происходило за Уралом: «до царя далеко, до Бога высоко». В Сибири сложился особенный, демократический уклад и общество оставалось практически однородным, потому как, переселяясь в Сибирь, все имели равные условия. При этом русские ассимилировались с другими народами – татарами, калмыками, бухарцами, остяками, вогулами и другими. И, разумеется, усваивали не только внешние черты, но и свойства характера, а также культурные, психологические и нравственные особенности. Как пишет тюменский исследователь Юлия Беспалова, от коренных жителей Сибири русский человек получил в наследство хорошую восприимчивость, чуткость и зоркость, скрытность, осторожность, способность быть себе на уме, а также природную даровитость, расторопность, предприимчивость и ум. Существует мнение, что сибиряки, в отличие от жителей европейской части России, не столь склонны к идеализму, в них больше преобладает рассудок. Это выражалось даже в языке, на котором говорила Западная Сибирь – местный историк Петр Словцов подметил, что это язык с «числом» и «весом». Одной из важных черт сибиряков является их подвижность или, как говорят сейчас, мобильность – наши расстояния известно какие. Нам свойственны любопытство, любознательность, живость. Любо- знательность проявлялась в интересе к наукам и книгам. По показателям грамотности населения Сибирь не уступала Европейской России. Сибирь не сковывали определенные традиции, потому новое, если приходилось жителям по душе, быстро приживалось. Благодаря деловитости и предприимчивости в Западной Сибири очень развился промышленный и торговый класс. Кстати, предприниматели были крестьянского происхождения и немало этим гордились. Однако случалось, что деловые качества превращались в жадность к наживе или хищничество. Есть у нас склонность и к «буйству нравов», а то и жестокости и грубости. Отдельно нужно сказать о сибирской женщине, которая отличалась от жительницы Центральной России и внешне, и характером. «Сибирячки были статны, рослы, плотны, дородны, в основном черноглазы и черноволосы. В их характере исследователи отмечали большую энергичность, активность, бойкость, трудолюбие, предприимчивость, чистоплотность, аккуратность и самостоятельность», – отмечает Юлия Беспалова. Женщины в Сибири довольно часто самостоятельно занимались ремеслами и предпринимательством. Если умирал купец, то, как правило, его дело продолжала жена, причем ничуть не хуже. В Сибири даже были села, где хозяйством занимались в основном женщины – например, в селе Червишево. Разумеется, по труду им оказывался и почет: крестьяне были очень вежливы, обращались по имени и отчеству, при детях говорили либо «мать», либо «хозяйка». Слово «баба» употреблялось только в бранном смысле. Сибиряки всегда отличались гостеприимством и хлебосольством, готовностью бескорыстно прийти на помощь. Вот что рассказал заслуженный геолог России Анатолий Подсосов о периоде становления топливно-энергетического комплекса Западной Сибири в середине ХХ века: «Хотя все мы в основном приезжие, но считаем себя сибиряками, и это слово для нас много значит. Среди геологов развито чувство братства, взаимопомощи. Если вы, допустим, заблудились в лесу и встретили людей у костра, то вас примут как родного, уступят лучшее место, накормят, проводят, причем бесплатно. Как-то один мой товарищ исследовал реки Тобол и Туру: в то время челябинский «Гидропроект» получил большой заказ перегнать Обь в Сыр-Дарью и Аму-Дарью (что грозило экологической катастрофой). Надо начинать работы, а техника еще не подошла, срывался план. И он попросил взаймы в одной организации трактор. Технику дали без расписки. После спросил: «А если бы обманул?» И с удивлением услышал: «Это невозможно. У нас суровый край, и мы помогаем друг другу. Если бы ты не отдал трактор, то стал бы изгоем, а одному здесь не прожить». Но со строительством городов и поселков сюда хлынул большой поток приезжих, пришли и воровство, и жульничество, и пьянство». Вообще в Сибири индивидуальные свойства в характере народа проявлялись особенно сильно. В Западную Сибирь шел постоянный поток переселенцев из разных частей страны. Это привносило в жизнь постоянное движение, прилив новых качеств и ценностей. Слияние разных, даже противоположных свойств характера до сих пор придает сибирякам большую творческую и созидательную силу. Русская стихия Конечно, какие-то коррективы в русский характер внесли перестройка и курс на демократию, но они подчеркнули главное, о чем так хорошо сказал русский философ Иван Ильин: «Разливается наша стихия как весенняя вода – ищет предела вне себя, ищет незатопимого берега. И в этом разливе наша душа требует закона, меры и формы; и когда находит, то врастает в эту форму свободно, вливается в нее целиком, блаженно вкушает ее силу и являет миру невиданную красоту… Не разрешена еще проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом. Столетиями строили его монастырь и армия, государственная служба и семья. И когда удавалось им их дело, то возникали дивные, величавые образы: русские подвижники, русские воины, русские бессребреники, претворяющие свой долг в живую преданность, а закон – в систему героических поступков; и в них свобода и дисциплина становилась живым единством. А из этого рождалось еще более высокое: священная традиция России – выступать в час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь за дело Божие, всенародное, отечественное…» Елена ШАМАНЕНКО, Маргарита ШАМАНЕНКО, Тюменская область сегодня
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|