Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ДОЛГИ НАДО ВОЗВРАЩАТЬ.


[2008-07-22]

- Зачем вам это надо? - то и дело спрашивали нас, грязных, усталых, перемазанных глиной с ног до ушей, возвращающихся из леса, местные жители. Наша экспедиция наделала немало шума среди обитателей дачного посёлка, что находится к западу от Красноярска по железной дороге. Мы приехали сюда с одной целью: попытаться достать останки погибших здесь во время Великой Отечественной войны лётчиков. Найти и перезахоронить их с почестями на Троицком кладбище Красноярска. Инициатор и организатор этой экспедиции - руководитель музея лицея N 11 Ольга Подборская не уставала рассказывать каждому интересующемуся о том, что весной 1943-го юго-западнее станции Кача, сорвавшись в отвесное пике, упал в лес и разбился американский бомбардировщик А-20 Бостон. В кабине находилось 4 человека: командир эскадрильи капитан Пётр Степанов, штурман капитан Василий Кравец, стрелок-радист старший сержант Виктор Панов и техник звена лейтенант Гариф Шайхутдинов. Согласно архивным данным, на месте катастрофы тогда обнаружили половину туловища лётчика, в кармашке гимнастёрки которого находились документы (Пётр Степанов). Что стало с останками других членов экипажа - лежат ли они в земле или захоронены в братской могиле тогда же, в 1943-м, - неизвестно. Трасса титанов Говорят, что в лесах и болотах под Красноярском лежат около сотни самолётов, потерпевших по разным причинам крушение в годы войны. Среди них и американские, и свои, отечественные, с заводов Иркутска и Комсомольска-на-Амуре: Ил, Ли, Пе. Американские бомбардировщики и истребители оказывались в Красноярске (по железной дороге) или прилетали своим ходом по секретной военной трассе Аляска - Сибирь по программе ленд-лиза. Из капиталистического Фербенкса через тысячи километров - над тайгой, сопками, туманами - в глубокий советский тыл. Весь Алсиб - это череда кровавых отметин. Кости непогребённых лётчиков, радистов, техников, не все имена которых установлены, до сих пор находятся в тайге, в болотах. Красноярск - это конечный пункт американско-сибирской трассы. Трассы титанов, потому что как иначе назвать этих людей? Они вынесли сверхчеловеческие нагрузки, которые сейчас и представить сложно: восемь - десять часов в воздухе, в кабине, за бортом - 70 градусов ниже нуля. Отсутствие каких бы то ни было наземных ориентиров, летом - сплошная завеса дыма от лесных пожаров, зимой - туманы. Едва прилетев и немного передохнув, иные лётчики на транспортниках возвращались назад, чтобы снова сесть за штурвал. Тамара Казачинская, работавшая в 43-м метеорологом в аэропорту Красноярск, говорит, что слышала среди лётчиков выражение: Лучше на фронт, чем здесь. Оставленные Богом Бомбардировщик Степанова, разбившийся в 50 километрах от краевого центра, входил в состав эскадрильи 45-го запасного авиаполка. Этот полк занимался переучиванием боевых лётчиков на импортные самолёты, перегонял иностранные бомбардировщики и истребители на фронт. В архиве найдено заключение комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели экипажа. Причиной катастрофы названа потеря самолётом скорости, из-за чего тот перевернулся на крыло, начал пикировать и врезался в землю. Что тогда произошло? Почему опытный лётчик, а именно таких набирали для выполнения этого ответственного задания, приравненного к боевому, не смог справиться с управлением самолётом? Отвлёкся? Уснул? Ударил в глаза солнечный луч, и пилот на мгновение потерял ориентацию? Этого мы уже никогда не узнаем. Сейчас из большой семьи братьев Степановых (все они стали военными) осталась только приёмная дочь одного из них - Галина Александровна Безукладникова. Видеть своего погибшего родственника ей никогда не приходилось. Но от своего отчима Тимофея Степанова она знает, что дядя Петя до войны жил в Липецке. Там у него остались две дочери. В сорок третьем он находился в Красноярске. Тут же, в посёлке 1 Августа на правобережье (район нынешней улицы Матросова. - Прим. авт.) проживали его родители, сестра Алла. Но никто из родных не знал, что их сын и брат рядом с ними, в одном городе. А ведь не виделись они несколько лет! Вспомнила Галина Александровна и такой рассказ бабушки Ксении - матери братьев Степановых: В конце войны к ней пришла соседка и стала звать её в церковь. Та ответила: Больше никогда туда не пойду! Бог мне не помог! Один сын погиб, а другой - неизвестно где. Это она о погибшем Петре Михайловиче говорила, а второй её сын, мой отчим - артиллерист Тимофей Степанов под Киевом попал в плен в сорок первом году. Его освободили американцы уже перед самой Победой. Сквозь грязь - к истории Скользко, поддержите! Принимай! Ведро! - у небольшой по диаметру, но глубокой воронки цепочкой вытянулись несколько человек. Семнадцатилетний Егор, поддерживаемый Ольгой Подборской, зачерпывает ведром мутную холодную воду. Передаёт его по цепочке. Ой! - охаю я каждый раз и передаю ведро дальше, Фаилю - подростку с необычайно добрыми глазами. Все они - участники поисковой экспедиции, фанаты темы трасса Алсиб. Разбуди ночью любого, не просыпаясь оттараторит, какие самолёты, какого типа, откуда и куда гнали. Для них история войны вот в таких поездках становится не параграфом в учебнике, а горячей и осязаемой. Сообща принято решение вычерпать воду из воронки, образовавшейся после падения бомбардировщика капитана Степанова. А потом насколько возможно раскопать её лопатами. За час справились с этой работой. Грязные, как черти, мальчишки взялись за инструмент. У восьмиклассника Алексея кусочек глины застрял даже в ухе. С каждым новым копком воронка снова начала заполняться водой. Несмотря на это, азарт возможной находки охватил всех. Лопата добровольного помощника Артёма упёрлась во что-то твёрдое. С усилием выволокли из земли какой-то большой и тяжёлый комок глины. Оказалось - масляный фильтр от бомбардировщика. Подобных железных находок в тот день было немало. Вытащили даже большой кусок обшивки, на котором, оттерев грязь, разобрали маркировку: F25. Смотрите, что это? - Саша показывает всем небольшую треугольную кость, явно человеческую. Признаюсь, у меня тогда похолодело внутри: неужели сейчас мы вызволим пролежавшие 55 лет в лесной болотине останки героев? Однако прорваться глубже, как ни старались, мальчишкам и взрослым так и не удалось. Нужна специальная техника. Кому это надо? С техникой, способной помочь в раскопках, дело обстоит плохо. Нет у нас в крае серьёзного опыта раскопок такого рода. Многие наслышаны о Вахте памяти в Новгородской области - под Старой Руссой. Ездят туда не один год красноярские школьники и студенты. Но в самом Красноярске начать это дело пока под силу немногим энтузиастам. С марта этого года подполковник авиации Вячеслав Филиппов и Ольга Подборская ходят по кабинетам чиновников краевой и городской администрации. Ходят с одной целью: чтобы помогли им вести серьёзные раскопки. Была задумка организовать экспедицию в Ирбейский район, где под Петропавловкой в 1943 году разбились экипажи лейтенантов Коновалова и Соболева, пилотировавших иркутские военные Илы. В самолётах находились боеприпасы, поэтому раскопки нужно проводить, соблюдая все нормы безопасности. Мы не можем рисковать безопасностью подростков, участвующих в раскопках, - считает Вячеслав Филиппов. - Нам никто не препятствует, все вроде хотят помочь. Но вопрос упирается в отсутствие или полномочий, или средств. Есть специальная техника для подобных работ, но где на это разрешение и средства? У других есть компетенция, но нет техники. Так и ходим из кабинета в кабинет уже не один месяц. А Ольга Подборская эмоционально добавляет: Как будто мы для себя стараемся! Ведь дети, которые вместе с нами занимаются историей, становятся совсем другими, более серьёзными, взрослыми... Отчаявшись найти помощи у властей, подростки и их школьный учитель отправились на раскопки бомбардировщика Степанова. Энтузиазма было в избытке, но довести дело до конца помешало отсутствие технических средств. Достойны ли их памяти? Так уж случилось, что о Великой Победе и её рядовых вспоминаем мы только один раз в году - 9 Мая. Сколько их осталось? По пальцам пересчитать. А что знают наши дети об этой войне, которую когда-то, в семидесятых годах прошлого века, американский режиссёр назвал Неизвестной войной? Помню, как смотрела эти 20 серий моя бабушка - фр

Галина ЭЙСНЕР., Красноярский рабочий

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru