Кино про войну: лжеапостолы и к* [2008-05-06]Перед каждым Днем Победы активизируются все телеканалы, стараясь выпустить новый сериал о прошедшей Великой Отечественной. Получается не всегда.
Чаще эксплуатируется тема последних дней войны, когда смерть молодых воинов особенно выглядит героично. Или же стараются завлечь приключенческим сюжетом, о том, как наши доблестные разведчики помешали фашистам пустить в ход очередное супероружие, как правило, мифическое. В прошлом году, помнится, были какие-то сверхзвуки, вызывающие помутнение сознания бойцов на поле битвы. В нынешнем - в только что запущенном - "Разведчики. Последний бой" - некие летающие "тазики".
Еще одна любимая тема - герой-одиночка, от сноровки и силы духа которого зависит исход сражения. То прошедший ГУЛАГ генерал спасает наш бронепоезд от вражеских рук, то казак-пластун берет в плен немецкого генерала, пытавшегося скрыться от возмездия. Сейчас ожидается очередной герой в фильме "В июне 41-го" в исполнении Сергея Безрукова - лейтенант-пограничник...
Это очень здорово, что режиссеры не забывают о теме войны, страданий, но главная беда всех этих фильмов, что они, к сожалению, не трогают душу, превращаясь в красиво сделанную игру-стрелялку. Из всех прошедших за последнее десятилетие картин зарубки в сердце сделали лишь несколько - римейк "Звезды", который получился ничуть не хуже старого фильма, и еще один - китайские "А зори здесь тихие" с нашими молодыми актерами, подкупающий своей искренностью, с большим натягом - "Ленинград". Может все дело в первоисточнике - хорошей литературе Казакевича, Васильева?
Но в этом году появилось и нечто новое, претендующее на спор с самими "Семнадцатью мгновениями весны" - "Апостол". Насторожили и название, и заставка фильма с агрессивной немецкой хроникой, которая явно смакуется в противовес картинам тихой Москвы. Противоборство разведок, сложные сюжетные ходы может быть и вызывают интерес, но... Какой из Евгения Миронова Штирлиц?
Он, впрочем, мог бы им стать, если бы из него - интеллигента НКВД не сотворило урку. Хотя бы раз нам покажут обратный процесс - как из "редиски" делают хорошего человека? Миронов здесь весь соткан из штампов, и если говорить об актерской игре, то большее впечатление производят Николай Фоменко и Дарья Мороз.
Важный "идеологический" прокол сериала - его герой индивидуалист. Ради чего борется разведчик Истомин, который, оказывается, вовсе не любит свою родину? Ради жены и сына. Цель прекрасная для голливудских блокбастеров, проповедующих идеологические ценности капиталистического мира.
А для российского приключенческого кино по Великую Отечественную войну это нечто новое и чуждое. В старое время ветераны бы закидали возмущенными письмами киностудию... Особенно задела сцена встречи героя с отцом, где о нелюбимой отчизне говорят очень плохие слова... Ее некоторые критики сравнивают со свиданием Штирлица с женой... Извините, но это две большие разницы. Апостол оказался лжеапостолом. Что он проповедует? Ради чего рискует? Чтобы убить какого-то одного фашиста? И потом встретить в чужой восточной стране жену и сына, который, живя на Соловецких островах, никогда не видел моря (!), а тут - вот счастье - сразу к нему побежал...
Финал мифический, а фильм очень вредный. Потому что на материале Отечественной войны нам ненавязчиво внушают чуждые гуманистические "общечеловеческие" ценности, причем, беззастенчиво используя наши же символы - вспомните, где учат фашисты диверсантов - в православном монастыре!
Напоследок, хочу привести еще один неуклюжий пример, правда, обратного свойства. Фильм "Мы из будущего", где черные копатели, лже-поисковики оказываются в 1942-м. Эдакий назидательный урок истории для нынешнего циничного молодого поколения, сплав неуместного юмора и стеба с социальным патриотизмом. В картине ребята, вкусив пороха, "перевоспитались". Теперь по телевидению показывают пропагандистский ролик "Мы из будущего", в котором молодые утверждают - мы бы тоже пошли на войну и не подкачали.
Но эти же парни, которые смотрели фильм, больше смеялись, чем сопереживали героям. Ради чего он тогда снимался? Опять ложь... Как научиться нам отделять зерна от плевел?
Наше поколение воспитывалось на фильмах о войне, какое получится после таких картин - еще большой вопрос. Одно радует, что старое, щемящее душу, кино ТВ еще выпускает на экраны. Вчера, например, с большим внутренним подъемом вновь переживала за Штирлица и пастора Шлага...
Людмила Ашиток, Волна
|