Отчего не возим лес по рекам? [2008-05-06]Эту проблему рассматривали в "Волне" 15 от 22 апреля профессор АГТУ Александр Митрофанов, в 16 от 29 апреля - генеральний директор ОАО "Соломбальский ЦБК", депутат областного Собрания Николай Львов, и сегодня размышлениями на сплавную тему делится заместитель директора областного департамента лесного комплекса Юрий Трубин.
Юрий Трубин: Напомню, откуда возникла проблема. 25 сентября 1987 года вышло постановление Совета министров РФ 384, запретившее молевой сплав на реках и других водоемах России. Технология тех лет подразумевала молевой сплав по боковым рекам, установку запаней в местах впадения боковых рек в Северную Двину и формирование там плотов для сплава леса по магистральной реке уже в плотах. Запрещение молевого сплава повлекло за собой закрытие многих леспромхозов на берегах боковых рек, которые были единственным путем доставки древесины потребителям из отдаленных лесных районов.
Волна: Каковы были объемы этого вида транспорта леса, Юрий Германович?
Трубин: В годы до закрытия молевого сплава 30 процентов леса шло по воде, остальной - по железной дороге. Сейчас 50 процентов лесных грузов везет автотранспорт, 35 процентов - железная дорога, и только 15 процентов - идет водой. Это примерно один миллион кубометров. По оценкам наших ученых и профессора Митрофанова имеется возможность увеличить по водным путям доставку древесины до 4 миллионов кубометров. Если иметь в виду, что в год поставляется 12 миллионов, то это где-то треть. То-есть, в принципе можно вернуться к прежним объемам доставки леса водой.
Поэтому сегодня действительно весьма актуальной является необходимость доставки древесины по боковым рекам. Поскольку водный - самый дешевый вид транспорта.
Но есть некоторые ограничения, не позволяющие пока вернуться к прежнему объему сплава. Во-первых, он требует немалых издержек. Это необходимость для потребителей либо лесозаготовителей с сентября отвлекать ресурсы на финансирование работ по доставке древесины к реке, по формированию плотов, затем сплаву их в мае. То есть, финансовые средства замораживались фактически на 9 месяцев. Во-вторых, с 1987 года прошло немало времени, и уже очень немного осталось и специалистов по сплаву и специального рейдового оборудования.
Волна: Какие же, на ваш взгляд, требуются практически шаги?
Трубин: Мы полагаем, что безусловно нужно акцентировать усилия в части водного транспорта - на перевозке плотов по магистральной реке, находить варианты доставки древесины по боковым рекам с использованием плотов низкой осадки.
Но возникает вопрос: кто доложен стимулировать эти работы? Я не вполне согласен с мнениями Александра Александровича и Николая Питиримовича, что государство должно профинансировать внедрение технологии плоских плотов и стимулировать переход на этот вид транспорта. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Северная Двина (как и боковые реки до последнего времени) - федеральная собственность. Поэтому если государство и должно здесь инвестировать, то - в приведение в порядок собственных объектов. Это надлежащее, регулярное дноуглубление, расчистка перекатов, судовых ходов и так далее. А вот для поиска видов транспорта, внедрения новейших разработок, считаю, целесообразнее было бы находить контакты между наукой и практикой, бизнесом.
То есть, научные наработки, которые имеются у наших авторитетных ученых, необходимо претворять в жизнь с помощью заказов от бизнеса. Тем более, что в этом есть у нас положительный опыт. Тот же Сорломбальский ЦБК профинансировал опытные работы по плоским плотам. Есть подобный опыт и у других кафедр АГТУ. Например, Фридрих Алексеевич Павлов разработал и издал по заказу группы "Илим" монографию о технологии строительства лесовозных дорог. И теперь этот опыт мы рассчитываем с согласия разработчиков и группы "Илим" распространить для работы и всех других лесных бизнес-структур.
То-есть, в важных производственных вопросах, считаю, должен быть хороший контакт прикладной науки и бизнеса.
Волна: Чьи усилия требуются для того, чтобы федеральный бюджет выделял деньги на поддержание в надлежащем состоянии "федеральной" реки?
Трубин: Совместные усилия областных органов власти и территориальных подразделений федеральных структур, отвечающих за водные объекты в регионе. Кстати, мы работаем в этом направлении - регулярно из года в год ведем переписку с Минтрансом о необходимости увеличения финансирования дноуглубительных работ и содержания судоходной обстановки на боковых реках и Северной Двине. Боковые реки перешли недавно в региональное ведение, и Минфин с большими ограничениями разрешает нам использовать средства на содержание на этих реках судоходной обстановки.
Волна: Профессор Митрофанов говорил в нашей с ним беседе о том, что в принципе требуется не так уж много денег для расчистки боковых рек чтобы по ним могли проходить плоские плоты. И что нынешних глубин Северной Двины вполне достаточно для сплава леса плотами, составленными из плоских сплоточных единиц. Поэтому он предлагает объединиться лесопромышленникам своими средствами для очистки боковых рек, а также для повсеместного внедрения на них с помощью разработчиков - технологии плоской сплотки и строительства уже спроектированной для этих целей техники. А Николай Питиримович Львов в связи с этим высказался в том смысле, что лесопромышленники заинтересованы в доставке леса водой, но хорошо бы их объединить вокруг этой задачи, и, быть может, лучше взяться за это департаменту ЛПК.
Трубин: Действительно, Николай Питиримович в "Волне" дает лестную оценку нашему департаменту, тем более, что при нем создан и коллегиальный орган. Эта коллегия как раз и является той площадкой, где обсуждаются все наиболее актуальные вопросы, которые необходимо решать в лесном комплексе региона. Тем более, что на сегодняшний день объединения работодателей-лесопромышленников, которые могли бы совместно вырабатывать решения для своей отрасли, к сожалению, нет. Поэтому я полагаю, что на нашем коллегиальном совете даже в рамках плана работы коллегии в 2008 году мы включим вопрос по рассмотрению состояния водных путей и видам транспорта, с участием и бизнеса и науки.
Это безусловно важно. Тем более, что требуется, считаю, оценить экономическую эффективность предлагаемого вида сплава леса из плоских сплоточных единиц. Если он с учетом всех вложений окажется действительно более дешевым, то рынок поставит все на свои места.
Игорь Чесноков, Волна
|