Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Отчего не возим лес по рекам?


[2008-05-06]

Эту проблему рассматривали в "Волне" 15 от 22 апреля профессор АГТУ Александр
Митрофанов, в 16 от 29 апреля - генеральний директор ОАО "Соломбальский ЦБК",
депутат областного Собрания Николай Львов, и сегодня размышлениями на сплавную
тему делится заместитель директора областного департамента лесного комплекса Юрий
Трубин.



Юрий Трубин: Напомню, откуда возникла проблема. 25 сентября 1987 года вышло
постановление Совета министров РФ 384, запретившее молевой сплав на реках и
других водоемах России. Технология тех лет подразумевала молевой сплав по боковым
рекам, установку запаней в местах впадения боковых рек в Северную Двину и
формирование там плотов для сплава леса по магистральной реке уже в плотах.
Запрещение молевого сплава повлекло за собой закрытие многих леспромхозов на
берегах боковых рек, которые были единственным путем доставки древесины
потребителям из отдаленных лесных районов.


Волна: Каковы были объемы этого вида транспорта леса, Юрий Германович?



Трубин: В годы до закрытия молевого сплава 30 процентов леса шло по воде,
остальной - по железной дороге. Сейчас 50 процентов лесных грузов везет
автотранспорт, 35 процентов - железная дорога, и только 15 процентов - идет водой.
Это примерно один миллион кубометров. По оценкам наших ученых и профессора
Митрофанова имеется возможность увеличить по водным путям доставку древесины до 4
миллионов кубометров. Если иметь в виду, что в год поставляется 12 миллионов, то
это где-то треть. То-есть, в принципе можно вернуться к прежним объемам доставки
леса водой.


Поэтому сегодня действительно весьма актуальной является необходимость доставки
древесины по боковым рекам. Поскольку водный - самый дешевый вид транспорта.



Но есть некоторые ограничения, не позволяющие пока вернуться к прежнему объему
сплава. Во-первых, он требует немалых издержек. Это необходимость для потребителей
либо лесозаготовителей с сентября отвлекать ресурсы на финансирование работ по
доставке древесины к реке, по формированию плотов, затем сплаву их в мае. То есть,
финансовые средства замораживались фактически на 9 месяцев. Во-вторых, с 1987 года
прошло немало времени, и уже очень немного осталось и специалистов по сплаву и
специального рейдового оборудования.


Волна: Какие же, на ваш взгляд, требуются практически шаги?



Трубин: Мы полагаем, что безусловно нужно акцентировать усилия в части водного
транспорта - на перевозке плотов по магистральной реке, находить варианты доставки
древесины по боковым рекам с использованием плотов низкой осадки.


Но возникает вопрос: кто доложен стимулировать эти работы? Я не вполне согласен с
мнениями Александра Александровича и Николая Питиримовича, что государство должно
профинансировать внедрение технологии плоских плотов и стимулировать переход на
этот вид транспорта. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Северная
Двина (как и боковые реки до последнего времени) - федеральная собственность.
Поэтому если государство и должно здесь инвестировать, то - в приведение в порядок
собственных объектов. Это надлежащее, регулярное дноуглубление, расчистка
перекатов, судовых ходов и так далее. А вот для поиска видов транспорта, внедрения
новейших разработок, считаю, целесообразнее было бы находить контакты между наукой
и практикой, бизнесом.



То есть, научные наработки, которые имеются у наших авторитетных ученых,
необходимо претворять в жизнь с помощью заказов от бизнеса. Тем более, что в этом
есть у нас положительный опыт. Тот же Сорломбальский ЦБК профинансировал опытные
работы по плоским плотам. Есть подобный опыт и у других кафедр АГТУ. Например,
Фридрих Алексеевич Павлов разработал и издал по заказу группы "Илим" монографию о
технологии строительства лесовозных дорог. И теперь этот опыт мы рассчитываем с
согласия разработчиков и группы "Илим" распространить для работы и всех других
лесных бизнес-структур.


То-есть, в важных производственных вопросах, считаю, должен быть хороший контакт
прикладной науки и бизнеса.



Волна: Чьи усилия требуются для того, чтобы федеральный бюджет выделял деньги на
поддержание в надлежащем состоянии "федеральной" реки?


Трубин: Совместные усилия областных органов власти и территориальных подразделений
федеральных структур, отвечающих за водные объекты в регионе. Кстати, мы работаем
в этом направлении - регулярно из года в год ведем переписку с Минтрансом о
необходимости увеличения финансирования дноуглубительных работ и содержания
судоходной обстановки на боковых реках и Северной Двине. Боковые реки перешли
недавно в региональное ведение, и Минфин с большими ограничениями разрешает нам
использовать средства на содержание на этих реках судоходной обстановки.



Волна: Профессор Митрофанов говорил в нашей с ним беседе о том, что в принципе
требуется не так уж много денег для расчистки боковых рек чтобы по ним могли
проходить плоские плоты. И что нынешних глубин Северной Двины вполне достаточно
для сплава леса плотами, составленными из плоских сплоточных единиц. Поэтому он
предлагает объединиться лесопромышленникам своими средствами для очистки боковых
рек, а также для повсеместного внедрения на них с помощью разработчиков -
технологии плоской сплотки и строительства уже спроектированной для этих целей
техники. А Николай Питиримович Львов в связи с этим высказался в том смысле, что
лесопромышленники заинтересованы в доставке леса водой, но хорошо бы их объединить
вокруг этой задачи, и, быть может, лучше взяться за это департаменту ЛПК.


Трубин: Действительно, Николай Питиримович в "Волне" дает лестную оценку нашему
департаменту, тем более, что при нем создан и коллегиальный орган. Эта коллегия
как раз и является той площадкой, где обсуждаются все наиболее актуальные вопросы,
которые необходимо решать в лесном комплексе региона. Тем более, что на
сегодняшний день объединения работодателей-лесопромышленников, которые могли бы
совместно вырабатывать решения для своей отрасли, к сожалению, нет. Поэтому я
полагаю, что на нашем коллегиальном совете даже в рамках плана работы коллегии в
2008 году мы включим вопрос по рассмотрению состояния водных путей и видам
транспорта, с участием и бизнеса и науки.



Это безусловно важно. Тем более, что требуется, считаю, оценить экономическую
эффективность предлагаемого вида сплава леса из плоских сплоточных единиц. Если он
с учетом всех вложений окажется действительно более дешевым, то рынок поставит все
на свои места.








Игорь Чесноков, Волна

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru