Цена билетов до Сочи - автомобиль [2008-07-01]76 тыс. рублей - такова средняя цена авиапутешествия эконом-классом к Черному морю для двоих взрослых и одного ребенка. Большинство сургутян не могут позволить себе путешествовать самолетом без льгот по оплате авиабилетов. Часть сургутян уже отказалась от приобретения авиабилетов не в год льготного отпуска.
В турагентствах Сургута сотрудникам приходится немало потрудиться, чтобы обзвонить клиентов и уведомить их о том, что цена авиаперелета выросла, мол, придется доплатить. Удорожания авиатоплива ждали все. Оно случилось в мае, когда у тур-агентств растут продажи летних путевок.
Сургутянка Алия Касимова купила турпутевку в начале мая. Ей две недели назад уже звонили из турфирмы и просили доплатить. Сотрудники турфирмы предположили, что цена авиаперелета до Турции может вырасти еще, и предложили взять скромный кредит на тот случай, если нужно будет доплатить еще, а денег у клиента не окажется. Алии Касимовой пришлось выложить за путевку дополнительно примерно треть стоимости путевки.
Керосин дорожает, авиакомпании увеличивают топливные сборы, агентства предлагают доплатить, а страдает от всего этого покупатель. Кому нынче повезло с путевкой, кому не звонили турагентства? Это, прежде всего, те, кто согласился купить автобусные туры по Европе, те, кто не стал связываться с покупкой авиабилетов, а купил билеты на поезд, а также те, кто решил проехаться по Европе на поезде, а до Москвы добирался на личном легковом автомобиле.
Будете удивлены, но за те самые 76 тыс. рублей семья из трех человек может купить машину стоимостью 60 тыс. рублей и доехать на ней от Сургута до Сочи. Если не верите, то считайте сами: подержанная машина (например, ВАЗ-2107) стоит 60 тыс. рублей, расстояние до Сочи от Сургута - 3858 километров. Это 50 часов или 2,5 суток езды. Бак у машины на 40 литров, его хватает на 500 км. Нужно семь полных баков, это 280 литров. Литр бензина марки АИ-92 стоит 23 рубля. Итого нужно на бензин 6440 рублей. Оставшихся денег хватит на питание, еще и мелочь останется ребенку на игрушки или сладости.
Так что вывод о том, что ездить на машине в отпуск нынче невыгодно, можно считать не соответствующим действительности. У многих сургутян машина в семье есть, и не простенькая отечественная "семерка", а комфортабельная иномарка. Так что, скорее всего, нынче она без дела летом стоять не будет. По крайней мере, тот факт, что перелеты по России стали дороже, чем за границей, подвигнет многих горожан отказаться от авиаперелетов и лично отвезти своих детей к бабушкам и дедушкам в Башкирию, Татарстан, Челябинскую и Свердловскую области. Ехать туда недолго.
Что же касается родственников в Белоруссии, Молдове, Украине и Казахстане, к ним сургутские родители повезут детей на поезде. Железные дороги стали настоящей палочкой-выручалочкой в вопросе летнего отдыха. Но билеты на поезд также летом традиционно дорожают. Вырисовывается тенденция к тому, что сургутяне вскоре вернутся к бывшему ранее популярным способу путешествий по всей России на машинах.
- Кто-то может считать, что три дня за рулем - это тяжело, утомительно. Но это не так. Для меня подобные путешествия по нашей Родине - одно удовольствие. Хочешь посмотреть Россию - езжай на машине. А если к тебе присоединяются друзья - это еще и очень весело. В 90-е мы ездили до Калининграда и обратно тремя машинами. Золотое было время! Тогда иномарки еще не были так распространены, и мы ездили кто на чем: я - на "Волге", друзья - на "семерке" и "девятке". В пути мы не раз встречали цыганский табор на машинах. Мы, так же как и они, располагались в лесочке около дороги и готовили себе пищу в котелках на примусах. Пели песни у костра под гитару, спали как в машинах, так и в палатках (если было жарко и сухо). Столько интересных и оригинальных фотографий, новых знакомств и жизненного опыта я, пожалуй, нигде более бы не приобрел. Наши дороги и путешествия на далекие расстояния научат всему, - сказал корреспонденту "СТ" пенсионер Борис Любавин.
- Да ну их, эти самолеты! Испортилась погода - ждешь рейса в накопителе часами. В самолете толком не поспать. Летишь - уши закладывает, выходишь в аэропорт словно контуженный. Удовольствия никакого, а билет стоит дорого. Кому надо добраться крайне быстро - пусть летит. Мы с друзьями даже в поездах не ездим - скучно и медленно. Недавно надо было на рок-концерт в Екатеринбурге попасть. Прыгнули в мою "япошку" и поехали. По дороге песни орали под гитару. На месте по приезде не надо в городе такси ловить. С девчонками познакомились, покатали их там. Они нам город показали. Вот это настоящий отдых, - считает студент Илья Дергоусов.
В чем причина такого повального удорожания авиакеросина? Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев считает, что здесь имеют место быть сразу два сговора. ФАС возбудила дело против авиакомпаний, заподозрив их в сговоре при введении надбавок.
- К нам обратились несколько депутатов Госдумы с просьбой разобраться. Но для начала надо изучить структуру ценообразования авиакомпаний,- сказал Игорь Артемьев. Первопричину "авиакризиса" глава ФАС видит в топливном рынке: - На 80 процентов рост цен обусловлен нефтяным бумом, на 20 процентов - злоупотреблениями монополистов. Андрей НЕСТЕРОВ, Сургутская трибуна
|