Нелегальный троллейбус [2007-12-08]
Итак, свершилось! После почти двухлетнего перерыва в Архангельске опять будет ходить троллейбус. Пока только шесть машин и по одному, да и то усеченному, маршруту. Впрочем, одно обстоятельство все же омрачает эту радостную новость. Мэрия Архангельска пока не разрешает осуществлять пассажирские перевозки на электротранспорте. Прискорбно, но факт: троллейбус в Архангельске - нелегальный
Муниципального транспорта в Архангельске фактически давно нет. Автобусы, которые ездят по городу, - частные. Сегодня только по Троицкому проспекту (нередко наперегонки) курсирует восемьдесят "пазиков". При этом они не только создают на дороге опасные ситуации, но и разрушают дорожное покрытие. Не секрет, что троллейбус является экологически чистым транспортом. Кроме того, у него более широкие двери и накопительная площадка, позволяющая войти в салон родителям с колясками и инвалидам.
Впрочем, и. о. мэра Виктор Павленко в одном интервью сообщил, что "вопросы транспортного обслуживания жителей областного центра в целом у нас решены". То есть городские власти уже сложившаяся ситуация вполне устраивает.
Примерно за месяц работы компания "РегионАвтоТранс" отчасти восстановила контактную сеть, отремонтировала необходимое количество подвижного состава и уже запустила троллейбусное движение по маршруту бывшей "тройки" (с Предмостной площади до пересечения улиц Воскресенской и Обводного канала). Им не привыкать начинать работу на собственном энтузиазме. Троллейбусы и вместительные автобусы этой компании уже заслужили доверие в таких городах, как Тольятти, Петрозаводск, Нальчик, Курган, Омск и многих других.
- Конечно, мы далеко не везде сразу находим понимание у местных органов власти, - говорит генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "РегионАвтоТранс" Юрий Панов, - Но мы не диктуем свои условия, а предлагаем реализацию транспортной концепции, которая уже существует в городе. Архангельск сегодня переполнен "пазиками", которые и ездят на левом бензине, и дорогу разрушают, да и не самые удобные для пассажиров. Пора уже входить в цивилизованное русло.
Однако в договоре, представленном собственником в мэрию, предусмотрены выпадающие доходы предприятия, которые предлагается компенсировать за счет муниципального бюджета. При этом, по расчетам собственника, стоимость одной поездки - 14,5 рубля. Регион АвтоТранс-Архангельск ведет переговоры с департаментом по тарифам и ценам области, в чьем ведении - установление предельной стоимости на проезд на том или ином виде транспорта на территории нашего региона. На сегодняшний день цена на билет в троллейбусе не может быть выше 8 рублей.
- Никто не пытается забраться в карман городского бюджета, мы предлагаем всего лишь предусмотреть средства на возмещение затрат, которых, возможно, и не будет, - поясняет свою позицию заместитель генерального директора ООО "РегионАвтоТранс - Архангельск" Михаил Кочанов. - Раз уж государство регулирует цены на перевозки, то оно должно и предусмотреть компенсацию для бизнеса за утраченную прибыль. Это же прописано в законе.
У РегионАвтоТранса большие планы: около 100 новых троллейбусов уже закуплены, первые из них выйдут на линию в январе. На большинстве маршрутов движение восстановят к лету. По словам руководителей компании, они готовы уже к апрелю вывести на дороги 50 троллейбусов и 50 новеньких комфортабельных автобусов. Но все же скорость их работы сегодня напрямую зависит от скорости выстраивания отношений с администрацией города. На словах поддержка мэрии есть, но никаких конкретных действий с их стороны пока не видно.
Вот как оценивает ситуацию депутат облсобрания Эрнест БЕЛОКОРОВИН: "Многие жители города, особенно его окраин, крайне недовольны фактической ликвидацией муниципального транспорта. Пассажирские перевозки целиком оказались в руках частников, которые уже начали диктовать свои условия властям. Засилье "пазиков" - тому наглядный пример. Надеюсь, что у РегионАвтоТранса - совершенно иной подход к делу, ведь они заявляют о себе как о партнерах города. Компания собирается возрождать архангельский троллейбус, и она должна понимать, что ей придется столкнуться с полным равнодушием муниципальных чиновников. Вот в соседнем Северодвинске не только сохранили муниципальное транспортное предприятие, но и сумели добиться его стабильной работы. Обслуживание пассажиров там - на должном уровне, в салонах вы не услышите громкой музыки и хамства со стороны кондукторов и водителей. К тому же уровень аварийности в городе у Белого моря на порядок ниже, чем в Архангельске.
Я двумя руками "за" троллейбус, поскольку, во-первых, это экологически чистый вид транспорта, а во-вторых, он гораздо удобней для северян и гостей города. Лишь бы Троицкий и Воскресенская окончательно не встали в часы пик; пять-шесть "пазиков" подряд - это, к сожалению, для Архангельска уже норма".
Светлана Артемова, Добрый вечер, Архангельск!
|