Дмитрий Юрков: задачи президента и местного самоуправления едины [2007-11-30]
Председатель Архангельского городского Совета депутатов Дмитрий Юрков принял участие в общем собрании членов Союза российских городов, которое состоялось в Министерстве регионального развития Российской Федерации в Москве
- Дмитрий Васильевич, после каждой такой поездки в Москву, где, как известно, определяется будущее России, крепнет ли у вас уверенность в оптимистических сценариях развития Архангельска - как крупного транспортного, промышленного и образовательного центра?
- Правительство России в соответствии с поручением Владимира Владимировича Путина разрабатывает концепцию развития России до 2030 года. И когда мы, представители муниципальной власти, собираемся в Москве, то пытаемся донести до правительства нашу озабоченность относительно путей, или, как вы говорите, сценариев развития таких городов, как Архангельск. Сегодня мэрия областного центра и депутаты горсовета активно обсуждают главные сценарии развития города, но это невозможно делать, не понимая сути стратегии развития России, того, какое место отводит нам страна и Архангельская область в своих планах.
- Но ведь и власти Архангельска обязаны работать и предлагать свое определение этого места?
- Разработчики стратегии развития Архангельска показали нам много сценариев: от создания на Севере крупного трансконтинентального транспортного узла до самого пессимистичного - сокращения населения областного центра до 180 тысяч человек. В последнем случае потенциал Архангельска окажется не востребован Россией. Но золотую рыбку, которая бы воплотила в жизнь тот или иной сценарий, нам не поймать - мы должны столбить место в экономике страны сами. Для этого прежде всего нам необходимо создать привлекательный облик города - развить качественную инфраструктуру и избавиться от ветхих жилья и сетей. Это возможно лишь при условии качественного изменения системы управления городом. Вот и на совещании в Москве мы обсуждали два главных вопроса: состояние местного самоуправления и реформирование ЖКХ, вопросы инфраструктурного развития.
- Роль местного самоуправления в "разруливании" жилищно-коммунального кризиса повышается - об этом и президент говорит:.
- Эти темы - самые больные для всех городов Северо-Запада, хотя трудно сравнивать Архангельск, к примеру, с Екатеринбургом или Калининградом. Голоса Государственной Думы, бизнес-сообщества услышаны президентом и правительством страны. Об этом свидетельствует и недавнее выступление Владимира Путина перед муниципальными руководителями на совещании в Москве. На мой взгляд, Владимир Владимирович впервые четко определил позицию: местное самоуправление является важнейшим ресурсом развития как страны в целом, так и конкретных населенных пунктов. Но для этого муниципальные власти должны быть готовы к новому уровню задач.
Местное самоуправление прошло через серьезные испытания в 90-е годы. Пока страна находилась в экономическом и политическом кризисе, а федеральные власти боролись за место под солнцем, местное самоуправление лицом к лицу с народом решало насущные проблемы обычного человека: зарплаты, отопление, медицина, школы, ЖКХ: Именно муниципалитеты и советы сберегли страну от хаоса и еще больших трагедий. И Путин воздал нам должное.
В России две трети населения проживают в городах, но получается, что как раз города оторваны от самого государства, их голос не слышен. Теперь решено придать общероссийскому совету МО статус "при президенте России". В результате объединение органов местного самоуправления получит право не просто обращаться в Госдуму, но вносить туда свои предложения, то есть Союз наделят правотворческой инициативой. Таким образом, наши предложения будут скорее поступать на рассмотрение правительства и парламента страны, ускорится процесс внесения необходимых поправок в действующие законы - а значит, повысится уровень жизни в наших городах. Это главный итог нашей встречи в Минрегионразвития.
Вообще дискуссия на собрании была очень живой, встреча проходила в режиме "круглого стола", за которым собрались около 50 мэров и председателей муниципальных советов, представители министерства. Нас уверили, что сейчас ведется работа по внесению поправок в 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении: все признают, что полномочия нам передали, а деньги для их исполнения - забыли.
Поэтому сейчас особенно важно, чтобы Архангельск как областной центр, крупнейшее муниципальное образование нашего региона был представлен в Союзе российских городов.
Не менее значим для столицы Поморья и второй вопрос повестки дня собрания. В Москве должны понять, что нельзя ко всем городам применять одни и те же стандарты. Если говорить об Архангельске, то многие годы плата жильцов многоквартирных домов по статье "капремонт" переводилась на ветхий и деревянный фонд. Теперь 185-й Федеральный закон о поддержке реформирования ЖКХ дает право управляющим компаниям и ТСЖ получать деньги из федерального бюджета на капремонт жилфонда при условии обязательного пятипроцентного софинансирования из собственных средств. Но при этом возникает масса барьеров: от сложности проведения общего собрания жильцов до того, что в целом все работы по капремонту семиподъездного девятиэтажного дома обходятся в ценах 2007 года примерно в 100- 120 млн рублей. Следовательно, пять процентов составят 5-6 млн - сумму неподъемную как для УК, так и для ТСЖ.
Поэтому мы предложили, чтобы обязательный процент софинансирования при получении федеральных средств на капремонт конкретного дома в конкретном городе определял бы орган местного самоуправления.
Также на собрании я поднял вопрос о строительстве социального жилья как самом важном вопросе для нашего города. Стоит отметить, что голос Архангельска был услышан в Минрегионразвития, и наши проекты таких социальных домов будут рассматриваться. Дело за финансированием.
- Сейчас включение муниципальных образований в областные и федеральные программы осуществляется только при условии соучастия, софинансирования. Какие шаги в Архангельске в плане строительства соцжилья предпринимает местная власть?
- В 2007 году на эти цели было выделено 15 миллионов рублей из муниципальной и 44 миллиона из региональной казны, в 2008 году в городском бюджете закладывается 120 миллионов рублей и 48,5 миллиона - в областном. Однако на эти деньги можно сделать очень мало: например, на вторичном рынке жилья купить примерно 25 квартир. Строительство же нового девятиэтажного семиподъездного дома на 252 квартиры обойдется примерно в 400 миллионов рублей.
Если сравнить темп ветшания нашего жилфонда и объемы строительства, то эти цифры несопоставимы. Без помощи федеральных средств Архангельску с жилищной проблемой не справиться. Город шагнул в объемах, выделяемых на строительство соцжилья средств на порядок, если бы и федеральных денег стало в 10 раз больше. Ситуация в областном центре изменилась бы кардинально. Сейчас в очереди на расселение 18 тысяч человек.
- Давайте вернемся к стратегическим вопросам развития. Архангельск - город- донор, а значит, у нас есть потенциальные возможности для того, чтобы, северян на качественно новый уровень жизни:
- Из 20 тысяч российских городов около 250-300 являются донорами, в том числе и Архангельск. Причем донорство не только в плане финансов в областной бюджет, но и интеллекта, и человеческого капитала, сосредоточенного в столицах региона. Современные стратегии развития регионов скорее напоминают бизнес-планы, в которых муниципалитетам не отведено никакой особой роли - только строительство дорог, создание инфраструктуры и прочее.
На сегодняшний день численность жителей Архангельска убывает. В более крупные города, не находя здесь достойного применения, уезжают в основном как раз представители самых высокоинтеллектуальных профессий. Поэтому для самосохранения средних и малых городов нужно в качестве основы стратегии их развития рассматривать интеллектуальный потенциал. Будущее видится в смещении акцентов с производства на человеческий капитал. Готовых ответов, как это сделать, пока нет. По прогнозам Минрегионразвития, если политика государства по отношению к городам не изменится, то к 2025 году населенные пункты с численностью населения в 50 тысяч человек окажутся невостребованными. А у нас на Севере таких множество:
Потенциал Архангельска - это, безусловно, наши образовательные центры, вузы: ПГУ, СГМУ, АГТУ. Кроме того, нас может вывести на качественно новый уровень и развитие медицины: в Первую горбольницу с государственными сертификатами для проведения операций на сердце уже едут пациенты из Санкт-Петербурга, Карелии и других областей. Значит, в наш регион привлекаются деньги. Мы можем стать мощной базой для развития Севера. Отсюда пойдет возрождение и формирование русского полярного движения 21 века. Идет спор за обладание новыми ресурсами, и Арктика становится мощным ресурсом государства, а значит, и роль Архангельска может стать принципиально иной - инновационной прежде всего.
Надеюсь, Архангельску как особому городу в связи с его ни с чем не сравнимыми объемами ветхого и аварийного жилья (из четырех тысяч домов у нас 3000 деревянных) будет уделено особое внимание, и к инновационному городу мы придем через реформирование ветхой системы ЖКХ, ликвидацию ветхого жилья, строительство новых дорог.
- Выходит, стратегия развития российских городов, и Архангельска в частности, совпадает с главной идеей Плана Путина - сделать нашу страну высокотехнологичной, опираясь на интеллектуальный потенциал ее граждан?
- А по-другому и быть не может. Производство одного килограмма микроэлектроники равноценно 400 тоннам нефти. Поэтому естественно, что задачи главы государства и представителей местного самоуправления России оказались тождественны.
Самое главное достижение последних лет, которые нередко называют эпохой Путина, - в стране появилась стабильность. Я помню веерные отключения электричества, пустые прилавки магазинов, страшную толкучку в автобусе, на котором я добирался из Исакогорки в педагогический институт на учебу.
Только на стабильном фундаменте можно построить дом. Плавающая почва для этого не годится. Началось возрождение русского духа. И только благодаря Путину сейчас идет - хоть и не всегда гладко - реформирование того же ЖКХ, вносятся поправки в Градостроительный кодекс, 131-й закон "Об общих принципах местного самоуправления". И эти изменения все теснее увязываются с нормальной жизнью в будущем. При условии сохранения заданного президентом курса и сохранения Путина у руля государства, я уверен, в итоге мы получим благополучие всех граждан России.
Хочу подчеркнуть, что именно в эпоху Владимира Путина Россия из страны, вынужденной во многом подчиняться Западу, превратилась в державу, которая сама определяет свою внешнюю и внутреннюю политику. За это действующий президент и пользуется такой поддержкой населения.
Наталья ПОПОВА, Добрый вечер, Архангельск!
|