"Простое упрямство" говорит о проблеме [2007-12-08]
Всё, чем богат человек, имеет свои истоки и приобретается в детстве. И то, каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А оно бывает разным: нормальным, когда семья проявляет разумную заботу о ребёнке, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, уважает его и он уважает других. И ненормальным, когда ребёнок либо баловень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо квартирант, которому нет дела до семейных проблем.
Одними из причин ущербности семейного воспитания являются низкая педагогическая и психологическая культура родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учёбе, общении со сверстниками. Знакомо, не правда ли? Предлагаемые ниже советы помогут в общении с ребёнком, разрешении проблем.
Услышьте проблему ребёнка, позвольте ему проговорить её.
После того, как ребёнок убедился, что вы слышите его проблему, он гораздо более готов услышать и вашу, а также принять участие в поисках совместного решения.
Начинайте с вопроса: "Как же нам быть?"
После этого надо обязательно дать возможность ребёнку предложить решение (или решения) первым и только затем предложить свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение, не отвергается с места.
Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.
Каждый вариант решения обсуждается совместно. "Стороны" уже знают интересы каждого участника и относятся к ним с уважением. Если в выборе лучшего решения участвуют несколько человек, то "лучшим" считается то, которое принимается единодушно.
Детализация принятого решения.
Предположим, все члены семьи, включая ребёнка, решили, что он уже "большой" и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освобождает маму от ранних хлопот и даёт ей возможность выспаться. Однако одного решения мало. Надо передать ребёнку будильник, научить им пользоваться. Может быть, в течение первых дней побыть с ним вместе: показать, где что лежит в холодильнике, как разогревать завтрак и т.п. По этому поводу можно даже заключить "двусторонний договор".
Выполнение решения. Контроль.
Если ребёнку предстоит что-то делать регулярно (мыть посуду, покупать хлеб и т.д.), то на первых порах возможны и срывы. Не стоит пенять при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражён, можно спросить: "Ну, как у нас идут дела? Получается ли?" Лучше, если о неудачах скажет сам ребёнок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить: как он считает, в чём беда? Может быть, чего-то не учли, может быть, нужна какая-то помощь или он бы предпочёл другое, более ответственное задание.
Как применить этот метод?
Начать лучше всего с общего разговора о нём в семье. Это хорошо делать, собравшись вместе, в стиле спокойной беседы.
Что здесь требует особого внимания?
Прежде всего, надо, чтобы вы действительно хотели идти навстречу интересам ребёнка! Предложенная "техника" лишь облегчает появление этого желания, но не заменяет его. Ваш главный помощник - активное слушание.
Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта отпадает. То, что вначале казалось "простым упрямством", становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу.
В добрый путь и удачи вам!
Ольга Гусева.
Заведующая отделением помощи семье и детям Котласского социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Ольга Гусева., Двинская правда
|