| |
Адмирал ледовой разведки [2007-12-06]Адмирал ледовой разведки
21 000 часов налетал за свою жизнь океанолог Василий Шильников в Арктике и Антарктике (Окончание. Начало в "Смене" от 4 и 5 декабря)
Шильников был небольшого роста, коренастый. Быстрые, веселые, глубоко посаженные глаза. О таких, как Василий Иванович, вятских мужиках на Руси всегда говорили: мужичок с ноготок.
На лацкане пиджака он с гордостью носил значок "Мастер спорта СССР". Он занимался акробатикой. Получил травму. Акробатику пришлось бросить. Он стал мастером спорта по стендовой стрельбе. И ледовую разведку часто сравнивал со спортом. А еще он был отличным охотником и знатоком северной природы.
Он обожал кошек и собак. Его любимцем был Якан - русско-европейская лайка. Пес дальше Кировской области и Вологодчины со своим хозяином не ездил. Но имя ему Василий Иванович привез из Арктики. Есть на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей мыс Якан. Морякам он известен как одно из самых труднопроходимых мест на всей трассе Северного морского пути. Тяжелые ледяные поля обычно всегда там преграждают путь караванам. И часто на помощь тем, кто застрял у Якана, приходит ледовая разведка.
Якан
...Однажды перед тем, как отправиться в Арктику на апрельский облет - в те времена каждую весну накануне навигации ледовые разведчики ААНИИ обследовали всю трассу Северного морского пути, - мы с Шильниковым уже поздно вечером пошли гулять возле его дома, прихватив с собой, конечно, и Якана.
Я ждал, что Василий Иванович введет меня в курс дела, расскажет, куда полетим и где будут посадки. А он от моих вопросов отмахнулся:
- Мы с тобой в Арктике наговориться успеем...
Он предпочитал напоследок спокойно пообщаться с Яканом:
- Засиделся ты, мой умный пес, дома, засиделся... Тебе в лес хочется. Правильно, в лесу хорошо. Вот вернусь с разведки, возьмем мы с тобой ружье - и на охоту... Умный ты пес, хороший пес...
Это было в середине семидесятых - год, кажется, 1976-й.
Через несколько дней на Ил-14 мы вылетели из Ленинграда в Арктику и десять дней утюжили ее просторы. За десять дней налетали 100 часов. И каждый раз на мой вопрос, где будем ночевать, Василий Иванович улыбался: "Где Бог спать положит - там и заночуем". Этого действительно предугадать было нельзя. То бухту Нагурская на Земле Франца-Иосифа накрывал туман. То Амдерма не принимала. Ну а на Диксон командир самолета Михаил Подольский сам садиться отказался: "В таком гнилом месте погода меняется сто раз на дню и застрять там можно на неделю..." В результате судьба закидывала нас на какую-нибудь полярку, на арктические острова, в заметенную снегом крохотную гостиницу, где на стене обычно красовались вырезанные из "Огоньков" кустодиевские дамы либо "Грачи прилетели". Они как назло напоминали о земле, о доме, о том, что есть края, не окруженные этими бесконечными льдами...
Вечером - очередной пустынный аэропорт, очередная неуютная гостиница, идешь к ней, а ноги дрожат, будто ты не на земле, а все еще в воздухе. Выпив крепкого, как чифир, чая мы бухались спать, но хоть сон морил моментально, всю ночь казалось, что летишь в самолете - гудели двигатели и ощущались перепады высот. А утром надо было опять брести к самолету и минимум часов десять утюжить Арктику.
Попробуйте час неотрывно смотреть в окно мчащегося поезда. Покажется, что вертится карусель и у вас уже нет сил кружиться. А карусель не остановить.
Ледовые разведчики к такой жизни привыкли. Полярные капитаны о них говорят: "Ледовая разведка - это наши глаза, - а самые мудрые из них добавляют: - Знать ледовую обстановку - это значит наполовину ее преодолеть".
Шильников и двое его коллег - Александр Зябкин и Камиль Кумачев - сидели у блистера - похожего на выпученный рыбий глаз иллюминатора, и неотрывно наблюдали за льдами, занося в журнал какие-то малопонятные постороннему значки. Нашей целью была разведка не тактическая, не помощь судам, а стратегическая - по всей трассе, с расчетом на будущую навигацию. Но пару раз мы приходили на помощь караванам. Возле берегов Ямала, у мыса Харасавэй, где вместе с атомоходом "Ленин" работал "Павел Пономарев", заметили, что льды быстро съедают проложенный канал, и тут же предупредили ледокольщиков, что его срочно надо расширять, иначе теплоход застрянет.
Пропащий
...Шильников мечтал по дороге залететь на станцию "Северный полюс-23" - как раз годом раньше он нашел для нее ледяной остров, на котором она спокойно путешествует сейчас по океану. Над Чукотским морем, где она дрейфовала, погодка звенела: солнышко, видимость - миллион на миллион.
- Да, кажется, смилостивилась над нами Арктика, - улыбнулся Василий Иванович. - Совестно ей, видать, стало за циклоны и ветры, посланные вслед за нами к Земле Франца-Иосифа и Северной Земле. Хоть здесь, на востоке, побыстрее справимся.
Вот была бы такая погодка в прошлом году, когда в августе он четыре часа кружил в тумане над этими льдами, пропиливая галсами район севернее острова Врангеля и надеясь все же разглядеть под крылом самолета громадный дрейфующий остров, найденный им за несколько месяцев до этого, - столообразный айсберг площадью семь на три километра. О такой "земле" для дрейфующих станций полярники всегда мечтают. А он тогда словно утонул в тумане. Исчез как раз накануне высадки станции.
И не мог его найти сам Шильников, который за несколько лет до этого отыскал великолепный ледяной остров для станции "Северный полюс-22". (Тогда еще никто и не предполагал, что она поставит рекорд долголетия -почти десять лет пропутешествует по океану.) Не мог найти сам Шильников, который славился своим необычайным умением в полетах "раскручивать улитку" - то есть летать, расширяя круги от предполагаемой точки поисков, надеясь, что на следующем круге удастся выйти на нужную льдину.
В тумане Ил-14 выскочил тогда на айсберг размерами куда меньшие. И у летчиков лица помрачнели. Только Шильников радовался и приговаривал:
- Нашли, ребятки, нашли пропащего. Через три минуты будет и наш айсберг! Только чуть на восток повернуть надо...
Оказывается, его "улитка" принесла удачу и на сей раз.
Еще в первом полете Шильников на всякий случай нанес на карту маленький ледяной остров, дрейфующий поблизости от айсберга. Измерил расстояние между ними, пометил их взаимное расположение. Это его привычка - наносить на карту все сведения, достойные внимания. "Иногда маленькая деталь может стать маяком и вывести к цели", - часто повторял разведчик.
И ровно через три минуты под крылом самолета был ледяной остров, на котором 5 декабря 1975 года полярники "СП-23" подняли флаг.
...И вот через несколько минут наш самолет сядет на этот остров и Шильников окажется на "земле", найденной им в океане.
Шильников улыбался. Улыбался сам себе. Погода отличная. Сейчас он встретит своих старых друзей.
Но через несколько секунд радист огорченно сообщил:
- Василий Иванович, сейчас с "СП-23" передали: над станцией узкая полоса тумана. Видимость скверная.
- Сейчас пройдемся над их полосой, примеримся, - успокоил командир самолета. - Малейшая возможность будет - сядем.
- Мы над островом! - вдруг крикнул Шильников, не отрываясь от блистера.
Где он этот остров разглядел? Где заметил точки-домики? Мы шли на высоте метров семьдесят, но никто из нас ничего, кроме непроглядного тумана, так и не увидел. О посадке нечего было и думать. Оставалось только проклинать эту сорокакилометровую полосу тумана. Угораздило же ее осесть именно над станцией.
- Ну ничего, в другой раз свидимся, - вздохнул Шильников.
Ничего не оставалось, как уходить к берегу.
Сто часов
...Налетав сто часов, мы лежали в кроватях в небольшой гостинице поселка Черский на берегу Колымы и никак не могли уснуть. Казалось, что мы все еще летим в самолете надо льдами. Мы понимали: это - от усталости.
Сто часов. Позади Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, позади Восточно-Сибирское и Чукотское моря, позади 30 тысяч километров над Северным Ледовитым океаном. Сто часов в небе Арктики. У экипажа уже кончилась саннорма. Больше 100 часов в месяц им летать не положено. Вечером на пассажирском Ил-18 летчики отправятся в Москву.
А ледовые разведчики остались в Черском, чтобы уже с новым экипажем продолжить апрельский облет. На него выделено 160 часов. Значит, впереди - еще 60 часов в воздухе.
Я с ними уже не полетел. С непривычки 100 часов в воздухе - солидная перегрузка... Я и сейчас, три десятка лет спустя, удивляюсь, что решился на такой перелет. Теперь бы не решился. Вон месяц назад слетал в Антарктиду на станцию Новолазаревская (до нее от Питера почти 15 тысяч километров), и то вымотался. Хотя за десять дней в воздухе провел чуть больше 40 часов, из Петербурга до Кейптауна летел на комфортабельном рейсовом аэробусе, а последние четыре тысячи километров через Южный океан на тоже немаленьком Ил-76, а не на грузовом Ил-14. Правда, сейчас уже и таких самолетов давно в помине нет. И вместе с ними ушла, к сожалению, та прекрасная эпоха, когда ледовые разведчики регулярно несколько раз в год утюжили всю трассу Севмор-пути и прилегающие к нашей стране пространства Северного Ледовитого океана, чтобы собрать как можно больше сведений о льдах Арктики. Да и опытных ледовых разведчиков остается все меньше. Покидают они этот мир вместе со старыми самолетами-трудягами.
И заменить их не в силах даже умные космические спутники. Не могут они пока заменить уникальный глаз разведчика и определить из космоса и толщину льда, и сплоченность, предсказать, пробьется ли караван.
...Весной 2003 года, как только позвала труба, свою неторопливую полупенсионную жизнь Шильников послал ко всем чертям и в семидесятипятилетнем возрасте полетел вместе с Сергеем Кесселем - своим учеником и в прошлом начальником высокоширотной экспедиции "Север" - в Арктику: искать севернее острова Врангеля льдину для новой станции. Вскоре на ней была открыта первая российская дрейфующая станция "СП-32". Ее высадили спустя двенадцать лет после того, как завершила свою работу предыдущая станция, советская - "СП-31".
Это был его последний полет в Арктику.
Друзья Василия Ивановича подсчитали, что на ледовой разведке за свою жизнь он налетал примерно 21 тысячу часов. Цифра рекордная - к ней никто другой из ледовых разведчиков даже приблизиться не смог: 10 тысяч часов считается огромным налетом. А тут 21 тысяча! Выходит, в воздухе он провел 875 дней - двадцать девять месяцев, почти два с половиной года.
...Год не дожил Василий Иванович Шильников до своего 80-летия. Умер в прошлый четверг, 29 ноября.
Как всегда, прихватив набитый едой рюкзак, ехал в метро от Кировского завода на Финляндский вокзал, чтобы сесть на электричку до Белоострова. Свою дачу в садоводстве полярников он любил - весной, летом и осенью проводил там почти все время, изредка наведываясь в родной Арктический и антарктический институт, где продолжал работать - в основном над историей ледовой разведки. А зимой он ездил на дачу кормить два десятка кошек - брошенные после лета своими хозяевами, они чуть ли не со всей округи приходили к домику Шильникова, зная, что он наварил им каши.
Вот прямо в метро, со стареньким рюкзачком на плечах и умер. Прихватило сердечко.
Владимир Стругацкий, Смена
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|