Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Строить ли траулеры в Северодвинске?


[2007-12-25]





    





Продолжаем тему обновления промыслового флота.



Квоты для "новостроя" не выход?


В "Волне" мы вновь, уже не в первый раз, писали в N94 от 11 декабря в статье
"Арктические стратегии" о проблеме обеспечения квотами на вылов рыбы траулеров,
строящихся на отечественных верфях. Ведь новый траулер, не наделенный квотой и
потому простаивающий в порту, не просто бесполезен, но и весьма убыточен.



Во время пресс-конференции руководителя Госкомитета по рыболовству Андрея
Крайнего, приезжавшего недавно в Архангельск, на вопрос "Волны", будет ли
Госкомитет решать вопрос наделения квотами строящиеся траулеры, чтобы поддержать
и промысловые предприятия, и отечественных судостроителей, Андрей Анатольевич
отметил, что пока отсутствует такая схема, которая устроила бы все
заинтересованные стороны. Во-первых, все квоты на сто процентов распределены.
Правда, Госкомитет намерен изъять доли квот у компаний-рантье и компаний-
браконьеров. Но позволить затем чиновникам определять, какой компании дать эту
изъятую квоту, а какой не дать, - значит открыть путь коррупции. Формой
реализации таких вновь возникающих квот может быть только аукцион как
единственно возможная рыночная мера.


Во-вторых, во что может вылиться просто наделение квотами будущих траулеров?
Скажем, некая компания просит квоту под постройку промыслового судна. Получает
ее, а сама затем суда почему-либо не строит, или же строит долго. Квота-то
пропадает!



Не выпрашивая квот


По мнению Андрея Крайнего, промысловая компания, работающая эффективно, вполне
может строить суда, не выпрашивая квот, а заменяя, например, два старых,
списываемых траулера на один новый. А просто увеличение количества промысловых
судов - неправильная позиция, ибо водные биоресурсы и так-то находятся уже "под
прессом". Сейчас в стране количество единиц промыслового флота больше, чем
водных биоресурсов, находящихся в российской экономической зоне. На это
возражают: отрасль, мол, недолавливает. К тому существуют две причины: либо это
сейчас экономически невыгодно, либо отсутствуют технологические возможности
добывать те или иные биоресурсы. Например, северной креветки в Баренцевом море
наши суда способны добывать по три тонны в сутки, а норвежские - по тридцать.
Наш промысел получается убыточным. Хотя объем этого вида не квотирован: стройте
современные технологичные суда и добывайте себе креветку!



Есть еще возможность обновить флот. Россия по нормам международной организации
по сохранению тунцов имеет право выводить на промысел девять тунцеловных судов.
Выходят же только три, и то старых. Больше в России их нет. Следовательно, можно
строить такие суда и ловить. Тем более, что тунец пользуется в мире
неограниченным спросом, его мясо - почти та же говядина.


- Поэтому когда говорят: "дайте нам гарантии, и тогда мы построим суда", то в
этом есть некое лукавство, - считает руководитель Госкомитета. - Но мы можем и
дать гарантии, например, под строительство джигеров. Это суда, которые ловят
кальмара на свет в основном на Дальнем Востоке. 200 тысяч тонн в год квота,
приходите - отдадим любому. Говорят: "нет, вы дайте квоту на треску, тогда будем
строить". Но у нас и так есть возможности ловить треску. А компании класса
Архангельского или Мурманского тралфлота способны за счет внутренних резервов
привлечь деньги на постройку траулеров. Поэтому я не склонен увязывать жестко
квоты и новые суда. Поддержкой желающим строить себе суда становится готовность
государства субсидировать компании-заказчику две трети ставки рефинансирования.
В 2008 это начнет осуществляться. У нас подписано соглашение с Россельхозбанком
о том, что он будет выделять по 50 миллиардов рублей в год на кредитование
рыбной отрасли. Ставка у этого банка 12%. Тем, кто строит суда, государство
будет 8% возвращать из бюджета. И тогда оставшаяся ставка 4% годовых в рублях -
вполне нормальна. Кроме этого, государство будет разрешать беспошлинно ввозить
оборудование для судостроения, аналоги которого в России не производятся. Это
орудия лова, средства навигации, технологическое оборудование и даже судовые
двигатели.



Хочешь строить - входи в рынок


Разговор зашел конкретно о трех недостроенных на северодвинской "Звездочке"
траулерах. Руководитель Госкомитета заметил, что для лова донных рыб сейчас,
наверное, предпочтительнее небольшие суда-ярусоловы.



Однако нужны и траулеры. Во время недавнего визита Андрея Крайнего на
"Звездочку" удалось достичь принципиальной договоренности с руководством
предприятия о том, что Архтралфлот приобретет траулер "Северодвинск", готовый на
95%, и сам затем дооборудует его.


Что касается продолжения строительства этой серии траулеров проекта 510, то, по
мнению руководителя Госкомрыболовства, ее надо дорабатывать. На март 2008 года
намечена встреча на "Звездочке" судостроителей с нескольких российских верфей с
целью посоветоваться, каким образом этот проект сделать экономичнее и
технологичнее. Что касается других проектов современных траулеров, то их
следовало бы, по мнению Андрея Крайнего, приобретать на западе - у немцев,
норвежцев, испанцев, поскольку в России не умеют пока строить современные суда.
Умеют хорошо строить только их корпус.



- Чтобы строительство промысловых, вообще гражданских судов возможно было в
Северодвинске, его предприятия должны войти в рынок, - подчеркнул Андрей
Анатольевич. - Наши заводы ВПК зачастую строят рыболовные корабли так же, как
они в свое время строили подводные лодки. То есть, накладывают на это судно все
свои расходы. Он привел пример. На верфи в Норвегии, где строят подобного класса
траулеры, в проектном отделе работают всего 9 человек, включая уборщицу. А на
"Звездочке", естественно, на порядки выше везде численность персонала. Поэтому
одна лишь зарплата сотен человек ложится на себестоимость траулера тяжким
грузом. И получается парадокс: в России дешевле металл, электроэнергия, газ,
гораздо ниже зарплата, а стоимость построенного судна выходит почти такой же
высокой, как и на западной верфи, где все те же составляющие намного выше.


- Поэтому наши судостроительные заводы должны сначала войти в рынок, - ведь
рыбаки-то уже давно в нем, - резюмировал Андрей Крайний. - Пусть гражданское
судостроение выделят в некое отдельное производство, чтобы все прочие расходы не
ложились непомерным бременем на такое судно. Тогда можно будет говорить о новых
проектах, о сериях промысловых судов, и мы сможем, должны и будем строить
траулеры у себя в стране, в том числе и в Северодвинске.









Игорь Чесноков, Волна

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru