Строить ли траулеры в Северодвинске? [2007-12-25]
Продолжаем тему обновления промыслового флота.
Квоты для "новостроя" не выход?
В "Волне" мы вновь, уже не в первый раз, писали в N94 от 11 декабря в статье "Арктические стратегии" о проблеме обеспечения квотами на вылов рыбы траулеров, строящихся на отечественных верфях. Ведь новый траулер, не наделенный квотой и потому простаивающий в порту, не просто бесполезен, но и весьма убыточен.
Во время пресс-конференции руководителя Госкомитета по рыболовству Андрея Крайнего, приезжавшего недавно в Архангельск, на вопрос "Волны", будет ли Госкомитет решать вопрос наделения квотами строящиеся траулеры, чтобы поддержать и промысловые предприятия, и отечественных судостроителей, Андрей Анатольевич отметил, что пока отсутствует такая схема, которая устроила бы все заинтересованные стороны. Во-первых, все квоты на сто процентов распределены. Правда, Госкомитет намерен изъять доли квот у компаний-рантье и компаний- браконьеров. Но позволить затем чиновникам определять, какой компании дать эту изъятую квоту, а какой не дать, - значит открыть путь коррупции. Формой реализации таких вновь возникающих квот может быть только аукцион как единственно возможная рыночная мера.
Во-вторых, во что может вылиться просто наделение квотами будущих траулеров? Скажем, некая компания просит квоту под постройку промыслового судна. Получает ее, а сама затем суда почему-либо не строит, или же строит долго. Квота-то пропадает!
Не выпрашивая квот
По мнению Андрея Крайнего, промысловая компания, работающая эффективно, вполне может строить суда, не выпрашивая квот, а заменяя, например, два старых, списываемых траулера на один новый. А просто увеличение количества промысловых судов - неправильная позиция, ибо водные биоресурсы и так-то находятся уже "под прессом". Сейчас в стране количество единиц промыслового флота больше, чем водных биоресурсов, находящихся в российской экономической зоне. На это возражают: отрасль, мол, недолавливает. К тому существуют две причины: либо это сейчас экономически невыгодно, либо отсутствуют технологические возможности добывать те или иные биоресурсы. Например, северной креветки в Баренцевом море наши суда способны добывать по три тонны в сутки, а норвежские - по тридцать. Наш промысел получается убыточным. Хотя объем этого вида не квотирован: стройте современные технологичные суда и добывайте себе креветку!
Есть еще возможность обновить флот. Россия по нормам международной организации по сохранению тунцов имеет право выводить на промысел девять тунцеловных судов. Выходят же только три, и то старых. Больше в России их нет. Следовательно, можно строить такие суда и ловить. Тем более, что тунец пользуется в мире неограниченным спросом, его мясо - почти та же говядина.
- Поэтому когда говорят: "дайте нам гарантии, и тогда мы построим суда", то в этом есть некое лукавство, - считает руководитель Госкомитета. - Но мы можем и дать гарантии, например, под строительство джигеров. Это суда, которые ловят кальмара на свет в основном на Дальнем Востоке. 200 тысяч тонн в год квота, приходите - отдадим любому. Говорят: "нет, вы дайте квоту на треску, тогда будем строить". Но у нас и так есть возможности ловить треску. А компании класса Архангельского или Мурманского тралфлота способны за счет внутренних резервов привлечь деньги на постройку траулеров. Поэтому я не склонен увязывать жестко квоты и новые суда. Поддержкой желающим строить себе суда становится готовность государства субсидировать компании-заказчику две трети ставки рефинансирования. В 2008 это начнет осуществляться. У нас подписано соглашение с Россельхозбанком о том, что он будет выделять по 50 миллиардов рублей в год на кредитование рыбной отрасли. Ставка у этого банка 12%. Тем, кто строит суда, государство будет 8% возвращать из бюджета. И тогда оставшаяся ставка 4% годовых в рублях - вполне нормальна. Кроме этого, государство будет разрешать беспошлинно ввозить оборудование для судостроения, аналоги которого в России не производятся. Это орудия лова, средства навигации, технологическое оборудование и даже судовые двигатели.
Хочешь строить - входи в рынок
Разговор зашел конкретно о трех недостроенных на северодвинской "Звездочке" траулерах. Руководитель Госкомитета заметил, что для лова донных рыб сейчас, наверное, предпочтительнее небольшие суда-ярусоловы.
Однако нужны и траулеры. Во время недавнего визита Андрея Крайнего на "Звездочку" удалось достичь принципиальной договоренности с руководством предприятия о том, что Архтралфлот приобретет траулер "Северодвинск", готовый на 95%, и сам затем дооборудует его.
Что касается продолжения строительства этой серии траулеров проекта 510, то, по мнению руководителя Госкомрыболовства, ее надо дорабатывать. На март 2008 года намечена встреча на "Звездочке" судостроителей с нескольких российских верфей с целью посоветоваться, каким образом этот проект сделать экономичнее и технологичнее. Что касается других проектов современных траулеров, то их следовало бы, по мнению Андрея Крайнего, приобретать на западе - у немцев, норвежцев, испанцев, поскольку в России не умеют пока строить современные суда. Умеют хорошо строить только их корпус.
- Чтобы строительство промысловых, вообще гражданских судов возможно было в Северодвинске, его предприятия должны войти в рынок, - подчеркнул Андрей Анатольевич. - Наши заводы ВПК зачастую строят рыболовные корабли так же, как они в свое время строили подводные лодки. То есть, накладывают на это судно все свои расходы. Он привел пример. На верфи в Норвегии, где строят подобного класса траулеры, в проектном отделе работают всего 9 человек, включая уборщицу. А на "Звездочке", естественно, на порядки выше везде численность персонала. Поэтому одна лишь зарплата сотен человек ложится на себестоимость траулера тяжким грузом. И получается парадокс: в России дешевле металл, электроэнергия, газ, гораздо ниже зарплата, а стоимость построенного судна выходит почти такой же высокой, как и на западной верфи, где все те же составляющие намного выше.
- Поэтому наши судостроительные заводы должны сначала войти в рынок, - ведь рыбаки-то уже давно в нем, - резюмировал Андрей Крайний. - Пусть гражданское судостроение выделят в некое отдельное производство, чтобы все прочие расходы не ложились непомерным бременем на такое судно. Тогда можно будет говорить о новых проектах, о сериях промысловых судов, и мы сможем, должны и будем строить траулеры у себя в стране, в том числе и в Северодвинске.
Игорь Чесноков, Волна
|